Конспект урока по русскому языку Правописание букв звонких и глухих и согласных в конце слова


Учитель: Епишкина Я.В.
Автор: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. «Русский язык», 2 класс
Тема: Правописание букв звонких и глухих и согласных в конце слова
Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать каллиграфические навыки, внимание, логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Планируемые результаты: учащиеся научаться проверять звонкие и глухие согласные в корне  слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
1) Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
2) Метапредметные умения:
а) познавательные умения:
- различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;
- распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;
б) регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в учебном тексте.
в) коммуникативные умения:
- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
3) Предметные умения:
- писать слова с парными звонкими и глухими согласными  в конце слов;
- писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
Технологическая карта урока

п/пЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Средства обучения
1. Орг. момент Придумано кем-то Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
- Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Зовут меня Яна Владимировна. Я очень хочу, чтобы ваше утро было всегда добрым. Пусть добрым будет и наш сегодняшний урок!
Приветствуют учителя стоя.
Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль. Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место.
Личностные: проявляют интерес к процессу познания, положительно относятся к учению. презентация
2. Актуализация знаний.
- И начнем наш урок мы с минутки чистописания, откройте тетрадь
- Что надо записать? (Дату)
-Какую запись должны сделать дальше?
Написать слова «Классная работа»
– Ребята, на что мы должны обратить внимание при работе? (Написание буквы, соединение).
– Как вы понимаете, «ВСЁ оживилось и затрепетало»? (Ожила природа, проснулась земля, на деревьях набухают почки, вместе с природой проснулись люди, которые торопятся на работу, а многие спешат на работу с первыми лучами солнца).
- А давайте попробуем оживить орфограммы.
- Я предлагаю вам игру “Зажги огонек”
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
- На доске вы видите слова:
Верблюд, крот, ёж, жираф, мышь, лев, бегемот, енот.
- Под каждой орфограммой необходимо прикрепить огонек красного цвета и объяснить написание.
Верблюд, крот, ёж, жираф, лев, бегемот, енот.
(ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА)
- Молодцы, орфограммы нашли правильно.
- Кто напомнит, а что такое орфограмма? (Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма).
- Запишите эти слова в тетрадь и выделите орфограмму.
- Оцените себя при помощи волшебной линеечки на полях.
- Поднимите руки, кто оказался на верхней линеечке.
- .. на средней.
- А есть ли такие, которые оказались на нижнем делении. Открывают тетради.
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.
Отвечают на вопросы учителя.
Находят орфограммы, объясняют написание и прикрепляют "огонёк".
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно записывают слова в тетрадь
Оценивают себя при помощи волшебной линеечки на полях Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. презентация
магнитные огоньки
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Предположения детей. (Писать такие слова.)
– Сегодня нам предстоит определить, насколько успешны вы в своих умениях по теме: «Правописание букв согласных в конце слова».
- Как мы определим, какую букву надо писать на конце таких слов?
- Как называется эта орфограмма?
Отвечают на вопросы учителя.
Проговаривают правило написания слов с буквами звонких и глухих и согласных в конце слова Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 4. Развитие умений – применение знания. 1. Разминка
- Помогите Карлсону подняться по ступенькам. Как помочь? (Надо вместо точек вставить буквы).
ЛЁ…
ГЛА…
СТРИ…
ОГОРО…
КОНВЕР…
- На какую орфограмму были слова?
-Как вы проверяли, какую букву надо вставить?
- Оцените себя при помощи волшебной линеечки на полях.
2.Работа в группах.
Формируются группы
– Записать на листочке четыре слова с буквами согласных в конце слова (по два слова с каждой буквой). Рядом записать проверочные слова.
1-я группа: б, п.
2-я группа: в, ф.
3-я группа: г, к.
4-я группа: д, т.
5-я группа: ж, ш.
6-я группа: з, с.
- Сверьте с ответом на доске.
- А теперь оцените свою работу.
3. Физкультминутка
- Вы, наверное, устала, давайте отдохнем. Выйдите, пожалуйста, из-за парт. Ставьте ушки на макушки и слушайте внимательно. Если я назову слова с согласными на конце слова вы присядете, если нет встанете.
Слон – встали
Лось- сели
Ромашка – встали
Крокодил- встали
Носорог- сели
Солнце- встали
Флаг- сели
Рысь- встали
Весна- сели
Медведь- сели
4. Работа в паре
ер [ш] мос [т] зу [п] мор [ш] ду [п] арбу [с]
-Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?
- Правильно, молодцы, запишите слова в тетрадь.
- Проверьте, пожалуйста, написание слов.
Оцените себя при помощи волшебной линеечки на полях.
- Поднимите руки, кто оказался на верхней линеечке.
- .. на средней.
- А есть ли такие, которые оказались на нижнем делении.
5. Самостоятельная работа
КАРТОЧКИ «ДОМИКИ» (по упр. 248).
- Упр. 249. Спишите 2 предложения.
– Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга. Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают себя при помощи волшебной линеечки на полях
Выполняют задание в группах
Сверяют с эталоном
Оценивают себя при помощи волшебной линеечки на полях
Выполняют задание учителя
Отвечают на вопросы учителя

Записывают слова в тетрадь
Оценивают себя при помощи волшебной линеечки на полях
Самостоятельно выполняют карточки
Выполняют упражнение
Проверяют работу в парах
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
– действовать по инструкции
Коммуникативные УУД:
– рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).
Познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании
Регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные УУД: действовать по инструкции в задании,
Познавательные УУД: владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач. презентация
карточки для групповой работы
карточки для парной работы

Индивидуальные карточки
дидактический материал к учебнику русского языка 2 класс
5. Итог урока
Рефлексия
- О чем говорили мы на сегодняшнем уроке?
– В чём испытали затруднения?
- Оцените свою работу на уроке. (С помощью смайликов).
Оценивание учителем:
5 оценок.
- А еще они как настоящие победители награждаются медалями.
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают свою работу на уроке при помощи смайликов.
Регулятивные УУД: давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
(совместно с учителем)
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других
Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Смайлики
6. Домашнее задание
Упр.247 («Дидактический материал»).
Записывают домашнее задание в дневник