Урок по темеПравописание парных звонких и глухих согласных


Предмет : русский язык.
Класс: 2.
Тема: « Правописание парных звонких и глухих согласных ».
Технология деятельностного метода обучения.
Тип урока: «Открытие новых знаний».
Цель: формировать универсальные учебные действия.
Задачи:
Предметные:
- формировать умение видеть орфограмму;
- определить способы проверки парных согласных;
- формировать умение применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- развивать орфографическую зоркость;
Метапредметные:
ЛичностныеУУД:
- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка; - формировать представление о значении русского языка в жизни человека; Регулятивные УУД:
- формировать умение ставить задачу;
- планировать последовательность действий;
- контролировать свою деятельность в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - осознавать и оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Познавательные УУД:
-формировать умение формулировать проблему и цель;
- самостоятельно создавать способ решения проблемы;
- под руководством учителя осуществлять обобщение и делать выводы (подведение под понятие); - выбирать критерии для сравнения и классификации объектов;
- выдвигать гипотезы и их обоснование;
- выстраивать логические цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- учиться взаимодействовать в работе парами и группами;
- выражать свою точку зрения;
- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Оборудование:компьютер , - мультимедийный проектор;
- электронные материалы: презентации;
- карточки с заданием для работы в группах.
Этап урока. Цель этапа. Формы ,методы и приемы работы. Ход урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Создание условий для восприятия учебного материала ,для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся. Фронтальная работа Метод организации учебно-познавательной деятельности-
словесный метод(беседа).
Приемы: учитель вначале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи («Ладошка ладошке»),учитель предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. У: Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели.
Друг на друга посмотрели.
Пожелаем всем удачи,( хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).
Наш язык мы учим дальше!
У:Хотите узнать что-нибудь новое о нашем языке?
Д: Хотим.
У:Над развитием каких умений мы продолжим с вами сегодня работать?
Д: Мы продолжим учиться сравнивать, рассуждать, исследовать, делать выводы, писать грамотно и красиво. У : Подумайте ,что пригодится для успешной работы на уроке? (Дети высказываются).
Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию . Повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания. Фронтальная работа.
Методы: словесные– направлены на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихс (рассуждение, эвристическая беседа),наглядные ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся(демонстрация слайдов),практические- направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся,умение классифицировать (найди лишнюю букву), проблемно-поисковые. На доске написаны буквы: печатная буква ж, письменная заглавная буква ж, и письменные строчные буквы в, т, и, п, р, ж .
У: Изучать свой родной язык люди начинают с букв. Посмотрите на доску и задержите свой взгляд на несколько секунд. (Через несколько секунд учитель закрывает буквы).
У: что вы видели на доске?
Д: Буквы.
У: Какая буква повторялась?
Д: Повторялась буква ж.
У: Сколько букв «ж» было?
Д: Три. (Учитель открывает буквы).
У: Исследуйте группу букв. Какое задание можете предложить.?
Д: Найти лишнюю букву.
Д: Лишняя печатная буква «ж»,т.к. все остальные буквы письменные.(буква убирается,)
Д:Лишняя заглавная буква «ж», т. К. все остальные буквы строчные.( буква убирается).
Д: Лишняя гласная буква «и»,т.к. все остальные буквы согласные.( буква убирается).
У: По какому признаку объединить все оставшиеся буквы?
Д:это парные согласные.
У: На какие две группы их можно разделить?
Д: Звонкие и глухие.
У: Назовите их пары .
Д: В-ф , ж-ш,д-т,б-п.
У: какие еще вы знвете парные согласные? (дети называют).
У: Зачем надо знать парные согласные?
Д: Чтобы правильно писать.
У: А теперь минутка чистописания. Мы запишем парные согласные. (открывается слайд1, приложение 1).
Постановка проблемы.
Формулирование темы и
цели урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Осознание учащимися недостаточности их знаний. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока на основе выделения проблемы урока. Фронтальная работа . самостоятельная работа.
Методы стимулирования интереса к учению- словесные(беседа, учебная дискуссия),практические- направлены на формирование практических умений. Словарная работа.
На доске написаны слова с пропущенными буквами: вет.р, меб.ль , д.кабрь,к.ньки, моро.ный, сапо.,блу.ка.
У: запишите слова ,вставляя пропущенные буквы.
У: Скакими словами вы легко справились? Почему?
Д: Ветер, мебель, декабрь,коньки,морозный.,т.к. мы знаем, как эти слова пишутся,это словарные слова,мы их учили,мы это знаем.
У: Над какими словами вам пришлось задуматься?
Д: Сапог и блузка ( рассматриваются различные варианты написания этих слов учащимися).
У: Какая орфограмма в этих словах?
Д: парные согласные.
У:Исходя из проделанной нами работы определите тему сегодняшнего урока.
Д: Правописание парных согласных.
У: Какие цели вы поставите перед собой?
Д: Научиться писать слова с парными согласными, подбирать проверочные слова,Определить способы подбора проверочных слов.
«Открытие нового знания».Построение проекта выхода из затруднения.
Выбор способов и средств реализации целей учебной деятельности. Фронтальная работа. Метод активного диалога. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности по степени самостоятельности мышления- проблемно- поисковый. Метод стимулирования интереса к учению- учебная дискуссия. Словесные методы- рассуждение, эвристическая беседа. Составление алгоритма. У: Итак ,какая возникла перед нами проблема?
Д: Какие парные согласные написать в словах сапог и блузка.
У: В какой части слова они находятся?
Д: На конце слова и в середине.
У: А в слове морозный парный согласный тоже в середине, а вы не испытали затруднения при написании. Почему? Сравните в словах морозный и блузка буквы после парных согласных.
Д: Обе буквы согласные.Различаются они тем,что один парный,другой непарный,один звонкий,а другой глухой.
У: Теперь сделайте вывод,когда надо проверять парные согласные?
Д: Парные согласные надо проверять на конце слова и в середине перед глухими согласными.
У: Давайте будем искать пути решения возникшей проблемы.
Д: Надо подобрать проверочное слово.
У: Каким способом?
Д: Можно изменить слово .Сапоги, четко слышим звук «г»,значит в слове сапог пишем букву «г».
Д: Изменив слово сказка на сказки, мы можем допустить ошибку, т.к. мы чётко не слышим звук и можем написать и букву з и букву с.
У: Предложите другой способ проверки.
Д: Подобрать однокоренное слово. Сказочка. В этом слове мы четко слышим звук «з».
У: Сравните проверочные слова.Какие буквы помогли нам чёткоуслышать парный согласный звук?
Д: Гласные буквы.
У: Сделайте вывод.
Д: В проверочном слове после парного согласного должен стоять гласный .
У: Парные согласные
Самые опасные.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй! (слайд 2 приложение 2).
У: сделаем вывод о способах проверки парных согласных.
Д: Для проверки парных согласных надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так.чтобы после парного согласного стоял гласный.
У: Составим алгоритм написания парных согласных.
Дети пошагово определяют последовательность действий.
Думаю.какую букву можно написать.
Подберу проверочное слово.Для этого изменю слово или подберу однокоренное слово,так,чтобы после парного согласного стоял гласный.
Напишу букву такую же, как в проверочном слове.
(слайд 3, приложение3)
Физминутка. Сохранение здоровья учащихся. Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите ка, ребятки.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните
И писать.друзья.начните.
Первичное закрепление во внешней речи. Усвоение учащимися нового способа действий. Фронтальная работа . Методы практические: устные и письменные упражнения .Словесные методы: рассуждение, работа с печатным источником. Приемы : комментирование и выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. У: Будем работать по алгоритму. Открой те учебник на стр. 22 и найдите упражнение 34.
(Дети должны вставить в слова пропущенные парные согласные).
Учащиеся выполняют задание с проговариванием в громкой речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Каждый ребенок должен для себя сделать вывод о том ,что он уже умеет и над чем ему еще надо работать. Самостоятельная работа. Небольшой объем. Методы: практический (упражнения) , самоконтроль, самооценка. Создание ситуации успеха для каждого ребенка: одобрение, похвала( «Ты молодец!», «У тебя все получится!», «Ты уже научился!» «Ты обязательно научишься!» ).
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: использование занимательного материала, что создает положительный эмоциональный фон. У: Теперь вам предстоит выполнить небольшую самостоятельную работу.
В стране парных согласных похозяйничал злой волшебник. Он спрятал буквы в словах. Догадайтесь какие?
(слайд 4,приложение 4).
Дети самостоятельно записывают слова , подчеркивают парные согласные.
У: Проверьте по образцу ( слайд 4 , приложение 5).
У: У кого были затруднения? Над чем вам надо еще работать, чтобы писать правильно?
У: Составьте предложение с любым словом, запишите и подчеркните главные члены предложения.
Включение нового способа действий в систему знаний и повторение. Включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного, а при необходимости и подготовка к изучению следующих разделов курса. Работа в группах.
Работа в паре.
Самостоятельная работа. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности :практический , проблемно -поисковый. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: учебная дискуссия, соревнование, что создает положительный эмоциональный фон. У : Работаем парами. У вас на столах карточки (приложение 6). Сравните слова , чем они сходны?
Д: Они все обозначают много предметов.
У: Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запишите.
У: Проверьте по образц у ( слайд 5 приложение 7).
У: Будем работать в группах. Подберите слова на изучаемое правило, запишите их на листе бумаги. Чья группа больше.
У: А теперь нам предстоит выполнить творческое задание.
Составьте предложение из слов.( слайд 6,приложение 8)
Дети называют варианты . Проверяем. (слайд6,приложение 9).
Рефлексия учебной деятельности. Самооценка учениками собственной учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Фронтальная работа. Словесный метод-беседа. Метод стимулирования интереса к учению. Методы стимулирования долга и ответственности-поощрения. У: Заканчивая наш урок, предлагаю вам продолжить преложения (слайд7, приложение 10).