«Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»


Урок русского языка во 2 классе.
Учитель: Сафиулина Л.Р.
Тема урока : «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»
Цель :
закрепление умения применять на практике правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова; закреплять умение находить звонкие и глухие согласные в словах.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формировать умение видеть орфограмму.
Умение характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки, подбирать слова с заданной орфограммой.
Умение проверять парные согласные в корне слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов, сопоставлять произношение и написание слов.
Выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.
Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Подбирать примеры с определенной орфограммой.
Развивать орфографическую зоркость.
Личностные:
Формирование мотивации учебной деятельности; мотивация достижения результата.
Самооценка успешности учебной деятельности.
Уважительное отношение к мнению своих товарищей.
Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие навыков сотрудничества.
Развитие таких этических чувств, как доброжелательность, нравственная отзывчивость.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце;
Уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
Уметь контролировать, корректировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные УУД:
Уметь строить работу с партнёрами;
Уметь четко и лаконично излагать свои мысли, ставить вопросы.
Познавательные УУД:
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Построение логической цепи рассуждений.
Поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи.
Оборудование:
интерактивная доска,
электронное приложение к учебнику Канакиной В.П. 2 класс,
аудиофайл «Зима»,
презентация,
карточки для самостоятельной работы,
карточки с номером группы на каждой парте,
сигнальные карточки зелёного, жёлтого, красного цвета,
на каждой парте ноутбук
Ход урока.
Организационный момент.
Эмоциональный и психологический настрой. (Читаем хором)
Слайд 1
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
Актуализация знаний.
- Послушайте сказку.
«Кто важнее?»
В королевстве Грамматики жили две королевы. Одну звали Б, другую звали П. Они всегда спорили между собой о том, кто из них важнее. Королева Б говорила: «Меня всегда пишут в конце слова». Королева П говорила: «А меня всегда произносят в конце слова». И никак они не могли помириться между собой. И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные. Они сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Обе вы важны: П важна для нашей покровительницы Орфоэпии (произношения, а королева Б – для Орфографии (письма».
Вот так гласные и помирили королев, и до сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании парных звонких и глухих согласных в корне слова.
- Какую цель перед собой вы поставите?
Научиться узнавать слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой, научиться безошибочно подбирать проверочные слова.
Минутка чистописания.
Дети произносят хором:
Я тетрадь свою открою,И наклонно положу.И от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Перечислите парные согласные.
(Б-п, з-с, г-к, д-т, в-ф, ж-ш).
- Напишите эти пары в тетрадь.
- Проверьте, все ли пары написали (проверка по эталону)
Слайд 2

Работа по теме урока.
Организация самостоятельной работы.
Три человека работают с разноуровневыми заданиями у доски.
Учитель предлагает ученикам карточки. Ученики внимательно знакомятся с заданиями.
- Изучите карточку. Выберите себе одно задание и выполните его на доске.

По выполнении задания, оцениваю результат работы у доски.
Словарная работа. Работа в парах.
А) Учащиеся записывают предложения под диктовку.
Ученик забыл дома тетрадь. Учительница попросила достать карандаш из пенала. На улице мороз трещит. Медведь в берлоге лежит. Мы любим свой город.
Б) Находим словарные слова, подчёркиваем орфограммы, ставим ударение. - Посмотрите внимательно на предложения.
В) Есть ли в них слова по теме нашего урока? Подчеркните эти слова одной линией.
Г) Устно подберите проверочное слово.
Д) Проведите взаимопроверку. Сверьте свои результаты с доской.
Слайд 3
lefttop- Кто выполнил задание без ошибок, поднимите зелёные карточки.
- Жёлтые карточки поднимают те, кто допустил несколько ошибок.
- Кто считает, что ему необходимо дополнительно поработать над словарными словами, поднимает красную карточку.
Формирование компетентности учащихся. (Теоретический материал)
- Для чего нужно проверять парную согласную на конце слова?
(Парный согласный на конце слова нужно проверять, чтобы не допустить ошибки в слове.)
- Как надо проверять парный согласный?
(После согласного звука должен стоять гласный звук или сонорный.)
Работаем с электронным приложением к учебнику Канакиной В.П.

- На какое правило, мы с вами выполнили задание?
(Парный согласный в середине слова)
- Как проверить парный согласный в середине слова?
(Подобрать однокоренное уменьшительно-ласкательное слово, чтобы после согласного стоял гласный).
Работа в тетрадях.
- Прослушайте внимательно аудиофайл «Зима».
- Встретились ли в тексте слова с парными согласными на конце слова?
- Слушаем аудиофайл ещё раз и запоминаем слова на изучаемую орфограмму.
- Записываем слова с парным согласным на конце слова, а рядом записываем проверочное слово.
- Какие слова можно считать проверочными?
- Назовите 2 признака, по которым вы определите проверочные слова.
(Первый признак - подбираются однокоренные слова, где после согласной стоит гласная или сонорный. Второй признак – изменяем форму слова и ставим его во множественное число.)
Физкультминутка.
Упражнение «Буратино»
Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.
- Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я молодец!»
Работа в группах на ноутбуках с таблицей: «Какую букву поселить на конце слова?»
Класс делится на 4 группы. На каждой парте лежит табличка с номером группы. Ученики открывают таблицу и читают задание. (При необходимости поясняю задание.)
- Ребята, каждой группе дано 4 задания. Вы должны распределить обязанности внутри группы и в течении 10 минут его выполнить.
- Приступаем к работе.

- 10 минут истекло. Даю вам 5 минут на взаимопроверку между группами. (1 и 3, 2 и 4 группы).
- А сейчас я хотела бы услышать вашу оценку выполненных работ.
(Комментарии учащихся)
- Ребята, вы молодцы. (Подвожу итоги работы групп и оцениваю предметные результаты работы.)
- Оценки за работу по таблице вы узнаете на следующем уроке.

Рефлексия
- Наш урок подошёл к концу. Давайте вернемся к теме урока.
Какая тема?
Какие цели мы ставили перед собой?
А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?
Каких знаний стало больше?
Кто, по вашему мнению, сегодня на уроке лучше всех работал?
Продолжите фразу:
Мне больше всего удалось…
Я получил от этого урока…
Я могу похвалить себя за …
- Всем огромное спасибо за урок.