Конспект урока по письму и развитию речи в 6 классе Правописание звонких и глухих согласных в корне слова



Конспект урока по письму и развитию речи
в 6 классе по теме:
«Правописание звонких и глухих
согласных в корне слова»
подготовила и провела
учитель русского языка
ГБС(К)ОУ школы – интерната №7
станицы Казанской
Краснодарского края
Недобега Наталья Ивановна

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Цели:
Образовательные:
1.Обобщение знаний о правописании парных согласных в корне слова и способах проверки.
2.Сопоставление слов по смыслу, произношению и написанию корня.
3.Разбор предложений по членам предложения, слов – по составу.
Коррекционные:
4.Развивать речь учащихся и знания о разновидностях медведей.
5.Развивать монологическую речь учащихся.
6.Развивать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
Сигнальные карточки "Парные согласные", карточки с пословицами и поговорками, иллюстрации с изображением медведей, схема разбора предложения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать в словах орфограммы, повторим способы проверки слов с парными согласными в корне, будем учиться подбирать однокоренные слова, поупражняемся в разборе предложений по членам, а слов – по составу.
2. Разминка.
(на доске записаны пары букв)
Б П В Ф Г К Д Т Ж Ш З С
– Посмотрите, на доске написаны пары букв. Что вы можете сказать об этих буквах? Почему они записаны именно так? ( Эти буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки).
– Назовите буквы обозначающие парные звонкие согласные звуки.
– Назовите буквы обозначающие парные глухие согласные звуки.
– Запишите эти пары букв.
– Поиграем в игру ? Найди лишнюю букву?. (на доске выставлены буквы).
Б П Л Г К Т Н Д Ж Ш З Р С В Ф
– Почему эти буквы лишние? (Они обозначают непарные согласные звуки).
3. Словарная работа.
(На доске записаны слова с пропусками)
.нварь, м.роз, б.рёзка, яг.дка, мес.ц, вет.р, м.дведь, х.рош, м.тель.
(Дети, выходя к доске вставляют пропущенные буквы).
– Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (медведь, метель).
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (ягода).
– А какая орфограмма встретилась в этих словах? ( правописание парных звонких и глухих согласных).
– Что надо сделать, чтобы узнать, какой буквой обозначается парный согласный звук? (подобрать проверочное слово).
– Прочитайте эти слова и подберите проверочное слово.
– Запишите все слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.
4.Речевая разминка.
– Отгадайте загадку.
Он всю зиму в шубе спал,Лапу бурую сосал,А проснувшись, стал реветьЭтот зверь – лесной . . . (медведь).
– Ребята, а что вы знаете про медведей? (Ответы детей).
– Ребята, вы знаете, что в мире существует несколько видов медведей. Какие? (Бурые, белогрудые или их называют по другому гризли, белый, бамбуковый, медведь панда. ( Учитель показывает иллюстрации с изображением медведей)
– Принято считать, что медведи сосут лапу зимой от голода, а ведь это не так. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву. Бурых медведей можно встретить в Европе, Азии, Северной Америке, белых – в Арктике, белогрудых – в Северной Америке, панд – в Азии, Австралии. Все виды медведей записаны в Красную книгу. Поэтому, к этим животным нужно относится бережно, убивать их нельзя.
– А, что медведи делают сейчас? ( Ответы детей).
–Давайте составим небольшой рассказ о медведе. (4-5 предложений записываются на доске учащимися).
– Дополнительное задание: подчеркните в своём тексте слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?
– Прочитайте их. Подберите проверочные слова.
– Как проверить парные согласные в корне слова? ( Дети читают правило наизусть).
6. Физминутка.
7. Работа по учебнику: упр. 69 стр. 45
– Прочитайте задание.
– Что надо выполнить в упражнении?
( Дети начинают выполнять упражнение коллективно с объяснением)
– Далее выполняем упражнение самостоятельно.
Проверка задания
10.Итог урока. Выставление оценок.
– Давайте вспомним, чему вы научились сегодня на уроке?
– Какие задания выполняли?
– Продолжите фразу: ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ СОМНИТЕЛЬНУЮ СОГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА, НУЖНО…
9. Домашнее задание. Правило стр. 44, упр. 68 стр. 45
– Прочитайте задание к упражнению. У кого есть вопросы по выполнению задания? 1, 2 группа – все задание, 3 группа - списать