Доклад Мозаика выполнила Когут Лизы ученица 2 класса


XVII ОКРУЖНАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Искусствознание»
Тема « МОЗАИКА И ОКРАШИВАНИЕ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ»
Выполнила:
Когут Елизавета
ученица 2 класса
МБОУ школы № 42
Железнодорожного района
Научный руководитель:
Лукьянова О.А.,
учитель изобразительного
искусства, биологии.
Самара, 2017
Оглавление
TOC \o "1-1" \h \z \t "Подзаголовок;2" Введение PAGEREF _Toc473226285 \h 3Обзор литературы и анализ информации PAGEREF _Toc473226286 \h 51.История мозаики. PAGEREF _Toc473226287 \h 52.Типы мозаичных произведений и способы изготовления. PAGEREF _Toc473226288 \h 83. Растительные красители PAGEREF _Toc473226289 \h 9Практическая часть PAGEREF _Toc473226290 \h 101. Исследование по получению природных красителей PAGEREF _Toc473226291 \h 102. Исследование по окрашиванию яичной скорлупы природными красителями. PAGEREF _Toc473226292 \h 103. Изготовление мозаики «Красный мак» из скорлупы, окрашенной природными красителями. PAGEREF _Toc473226293 \h 14Заключение PAGEREF _Toc473226294 \h 15Список литературы PAGEREF _Toc473226295 \h 16Приложение PAGEREF _Toc473226296 \h 17

ВведениеМозаика – ремесло, суть которого заключается в составлении узора или изображения путём выкладывания из множества одинаковых кусочков какого – либо материала. Не зря мозаику называют вечной живописью. В действительности, это красочный метод картинного изображения, не тускнеющий на протяжении многих лет и не нуждающийся в специальных условиях для хранения. Неудивительно, что этот вид ремесла сохранился до наших дней. Мы не только любуемся старинными мозаиками, но и используем данную технологию в современном строительстве, архитектуре, изобразительном творчестве, декоративном искусстве. И всё это благодаря большому разнообразию материалов и форм мозаичной плитки и простоте исполнения, что под силу даже начинающему мастеру.[7]
Как бы ни были велики достижения современного человека в области технологий, как бы ни менялись его вкусы и предпочтения, одно остается неизменным – потребность в материалах натурального происхождения. Кусочки природного камня, стекла или керамическая крошка, сами по себе не представляют никакой ценности, но попав в руки настоящего мастера, могут превратиться в прекраснейшее произведение искусства, под названием мозаика. Мозаика была популярной еще в древности. Но и сегодня эта тема не потеряла своей актуальности.
В последнее время дизайнеры придумывают всё новые виды мозаики из разных природных материалов, например, яичная скорлупа, которая тонкая и легкая, поэтому украшенные ею изделия не прибавляют в весе (в отличие от материалов для традиционной мозаики) и выглядят очень аккуратно и изысканно. Она дает возможность тонко проработать самые маленькие детали рисунка, сделать плавные цветовые переходы даже на небольшом участке поверхности, благодаря чему мозаика будет выглядеть, словно живопись.
Можно сделать мозаику в виде панно, из яичной скорлупы окрасив ее природными красителями, которое послужит отличным подарком и украшением интерьера, сделанным своими руками.
Цель моей работы заключается в том, чтобы узнать о мозаике, природных красителях и провести исследования по получению красного, зелёного, жёлтого природных красителей и окрашиванию яичной скорлупы. Сделать мозаику «Красный мак» из самостоятельно окрашенной яичной скорлупы.
Гипотеза:
Если есть красильные растения и из них можно получить красный, зеленый, жёлтый природные красители, значит ими можно окрасить яичную скорлупу в разные оттенки красного, зелёного и жёлтого, это помогло бы создать мозаику «Красный мак» из яичной скорлупы.
Задачи:
1.Найти информацию о мозаике и типах мозаичных произведений и способах изготовления
2.Найти информацию о красильных растениях
3.Провести исследование по получению природных красителей и окрашиванию красильными растениями яичной скорлупы в красный, жёлтый и зелёный цвет
4.Изготовить мозаику из яичной скорлупы
В рамках моего исследования я, изучала научные статьи и книги.
Значимость исследования:
Выявлены основные природные красители, которые могут быть использованы для окрашивания в домашних условиях.

Обзор литературы и анализ информации1.История мозаики.По одной из версий, слово «мозаика» происходит от латинского «musivum» – «посвящение музам». По другой – от «opus musivum» – способа покрытия стен и пола мелкими камешками.[3]Рисунок 1. Мозаичное панно
15240609600 Четко датировать появление этой техники как самостоятельного вида искусства невозможно. Однако точно известно, что она берет свое начало с традиции древних шумеров украшать стены своих жилищ пластинками или стержнями из обожженной глины, глазурованными, иногда окрашенными в разные цвета, камешками и ракушками. Располагаясь на поверхности стен, декоративные элементы составляли различные орнаментальные рисунки и надписи. Следы такого способа украшения были обнаружены в древнем Египте, Месопотамии, древнем Уруке и Лагаше, а также во многих ассирийских и вавилонских постройках.[4]
3958590310515История появления мозаики уходит своими корнями в глубокую древность. Мозаика зародилась в древнем Востоке в 3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. «Штандарт из Ура», ок. 2600до н.э., Британский музей, Лондон.
Рисунок 2. Мозаика храма в Дафии (Греция). Конец XI века.
В античном мире мозаика использовалась в напольной декорации из обработанных вручную каменных кусочков и тонких пластин натурального камня.
В Древней Греции получили распространение напольные галечные мозаики в Олинфе (5в. до н.э.)
В искусстве эллинизма жилые дома, напольной декорации из обработанных вручную каменных кусочков (в Помпеях), фонтанах, банях и др общественных сооружениях в Древнем Риме. Натюрморты – обманки («Неподметённый пол» - имитация мусора), сцены охоты, спортивных игр, исторические композиции («Битва при Иссе», 2 в. до н.э., Нац. археологический музей, Неаполь)В 4 веке христианства главным материалом для мозаики становится смальта (непрозрачное цветное стекло), которая в сочетании с тончайшими пластинками серебра и золота приобретали светоотражающие свойства, места размещения мозаик стены и своды храмов Равенне (Галлы Плацидии мавзолей).
Рисунок 3. Мозаичное панно в соборе св. Петра в Риме.
4101465609600Византийская мозаика Святой Софии храм в Константинополе, на Синае (церковь Синайского монастыря Святой Екатерины, 548-565). Мозаика впервые выполняется на криволинейных поверхностях (церковь Успения Богоматери в Дафни, около 1100)
В Древней Руси ( в Киеве в Софийском соборе, 1030-40-е гг.,)Благодаря византийским мастерам мозаика стала использоваться и в мусульманских странах (Купол Скала в Иерусалиме, 691-692)
В Европе преобладало сплошное декорирование стен и сводов храмов. В Риме 12-14 вв. (церковь Сан-Клементе) развивается техника косматских мозаик.
С эпохи Возрождения мозаика утрачивает широкий спрос.
16-17 вв. мозаичным центром остаётся Рим Мозаика для Святого Петра собора. Флорентийская мозаика из полудрагоценных камней декорировались предметы мебели.
Яичная скорлупа как декоративный материал известна с давних времен. Китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи наклеивали ее в своих работах для создания покрытых трещинами каменных стен и скал, а цветение весенних садов имитировали россыпью мелких кусочков скорлупы. Это только подтверждает фразу, что все новое - это хорошо забытое старое. Однако сегодня в нашем распоряжении есть множество вспомогательных средств и материалов: лаки, красители, краски, маркеры и т. д., которые значительно упростят работу над мозаикой.
В искусстве классицизма 18-19 вв. распространяется мозаичная миниатюра для декорирования мебели, предметов декоративно – прикладного искусства и ювелирных изделий.
Историзм 19 в. возрождение мозаики Париж (декор зала Мельпомены в Лувре, 1810) . В Венеции 1860 А. Сальвиани открыл непрямой метод мозаичного набора (Святого Павла собора в Лондоне).
Мастера модерна обращаются к технике мозаики из различных материалов.
Рисунок 4. «Полтавская баталия»
В России технику смальтовой мозаики возродил в18 в. М.В.Ломоносов (в 1753 открыто производство цветного стекла и смальты), под руководством которого были созданы «Портрет Петра I» и картина 5334041910 «Полтавская баталия» (1762-64), а также мозаичные миниатюры.
В советском декоративно-оформительном искусстве широко используется мозаика для оформления станций Московского метрополитена («Александр Невский». Мозаичное панно на станции «Комсомольская - кольцевая» Художник П.Д. Корин. 1951). [6]2.Типы мозаичных произведений и способы изготовления.Рисунок 5. Церковь Сан-Витале в Ревенне15240306705Рисунок 6. Деталь мозаики церкви Сан Витале в Равенне (Италия).
40728904080510В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. Существует два типа мозаичных произведений: римская мозаика – составленная из малых кубиков смальты или камня и флорентийская мозаика - получаемая из тонких пластин разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения. В античной мозаике узоры выкладывали галькой («Дионис на пантере», IV в. до н. э.). В Византии для мозаики использовали золотую фольгу, закрепляя позади прозрачных кубиков, тем самым создавался эффект мягкого свечения картины (церковь Сан-Витале в Ревенне). Искусство классической смальтовой мозаики знает два способа изготовления: «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатурном слое; «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицом вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность шлифуется и покрывается воском. Технику «обратного набора» использовал в России в XIX в. М. В. Ломоносов для мозаичных картин для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Великий русский ученый М.В. Ломоносов заново разработал методы отливки и шлифовки смальты. 112 тонов и свыше 1000 оттенков включала его палитра. [6]

3. Растительные красителиКрасители природные, органические соединения, получаемые из различных частей растений, растворяются в окрашиваемых средах.
Красильные растения – образуют и накапливают в органах (корнях, стеблях, листьях, цветках, плодах и семенах) и тканях (коре, древесине) красящие вещества.[6]Природные растительные красители применяли ещё в древности, до 2-й половины 19 века широко использовали в разных производствах (текстильном, кожевенном, парфюмерном и др.) После внедрения в промышленность синтетических красителей природные красители используют ограничено. Сейчас их в небольшом количестве используют в
реставрационных работах.[8]
Среди множества видов красильных растений используют лишь те, красители которых дают стойкое окрашивание, большая их часть произрастает в тропических и субтропических зонах. Рассмотрим в таблице №1 красильные растения умеренного климата, которые окрашивают в красный, жёлтый и зелёный цвет.
Таблица 1
Некоторые красильные растения
Название растения Органы растения Цвет
Береза листья ярко-желтый
Ромашка соцветия желтый
Крапива двудомная листья зеленый
Щавель листья зеленый
Марена красильная корни красный
Лук шелуха красный

Практическая часть1. Исследование по получению природных красителейОбъекты исследования: природное растительное сырьё, которое можно использовать для создания природных красителей в домашних условиях.
Методика получения красного, зелёного, жёлтого красителей из природного сырья для окраски яичной скорлупы: красильные отвары готовили в посуде из нержавеющей стали. 100 г красящего материала заливали на 30-35 минут теплой водой (1 л). Растения или их части (траву, корни, кору или плоды, содержащие красящие вещества) вываривали в воде 10 – 30 минут. Вываривали осторожно, при медленном кипении. Настаивали, отвар 30 минут. [1]

Рисунок 7. Приготовление красильных отваров
2. Исследование по окрашиванию яичной скорлупы природными красителями.Объекты исследования: яичная скорлупа, окрашиваемая полученными красителями.
Методика окрашивания яичной скорлупы:
Для окрашивания берем скорлупу от белых сырых яиц. Помещаем яичную скорлупу в тёплый красящий материал. Продолжительность опытов по окрашиваниям составлял 10 – 30 минут для получения разных оттенков красного, желтого и зеленого цвета. Опыт показал, что продолжительность кипения влияет на характеристики оттенка цвета.
Скорлупа, крашенная в берёзовых листьях. Приготовить отвар из сухих листьев берёзы, дать ему настояться. Опустить скорлупу в тёплый настой, варить 10 - 30мин. после закипания, вынуть на лист бумаги. Скорлупа получатся жёлтого цвета.
15240756920Скорлупа, крашенная в соцветиях ромашки. Приготовить отвар из сухих соцветий ромашки, дать ему настояться. Опустить скорлупу в тёплый настой, варить 10 - 30мин. после закипания, вынуть на лист бумаги. Скорлупа получатся жёлтого цвета.
Рисунок 8. Окрашивание яичной скорлупы в красильном отваре
Скорлупа, крашенная в шелухе лука. Приготовить отвар из сухой шелухе лука дать ему настояться. Опустить скорлупу в тёплый настой, варить 10 - 30мин. после закипания, вынуть на лист бумаги. Скорлупа получатся красная охра цвета.
Скорлупа, крашенная в корнях марены красильной. Приготовить отвар из сухих корней марены красильной дать ему настояться. Опустить скорлупу в тёплый настой, варить 10 - 30мин. после закипания, вынуть на лист бумаги. Скорлупа получатся розового и ярко-алого цвета.
Скорлупа, крашенная в листьях крапивы. Приготовить отвар из сухих листьев крапивы, дать ему настояться. Опустить скорлупу в тёплый настой, варить 10 - 30мин. после закипания, вынуть на лист бумаги. Скорлупа получатся зелёного цвета.
Скорлупа, крашенная в листьях измельчённого щавеля. Приготовить отвар из замороженных листьев шпината, дать ему настояться. Опустить скорлупу в тёплый настой, варить 10 - 30мин. после закипания, вынуть на лист бумаги. Скорлупа получатся от светло-зелёного до ярко-зелёного цвета.
Получение различных оттенков красного цвета.
Рисунок 9. Краситель из марены красильной

Рисунок 10. Краситель из кожуры лука
Получение различных оттенков зеленого цвета.

Рисунок 11. Краситель из крапивы

Рисунок 12. Краситель из щавеля
Получение различных оттенков желтого цвета.

Рисунок 13. Краситель из берёзы

Рисунок 14. Краситель из ромашки
Наблюдения и результаты своих опытов я занесла в таблицу №2.

Таблица №2
Результаты опыта по окрашиванию яичной скорлупы
№ Используемое сырье Характеристики цвета скорлупы по времени кипения в красящем сырье
10 минут 20 минут 30 минут
1 Береза (листья) бледно-жёлтый жёлтый тёмно-жёлтый
2 Ромашка (соцветия) бледно-жёлтый жёлтый ярко-жёлтый
3 Крапива двудомная (листья) бледно-зелёный бледно-зелёный зелёный
4 Щавель (листья) бледно-зелёный зелёный зелёный
5 Марена красильная (корни) бледно-розовый бледно-розовый розовый
6 Лук (шелуха красная) красный красный тёмно-красный
3. Изготовление мозаики «Красный мак» из скорлупы, окрашенной природными красителями.Для работы потребуется: яичная скорлупа красного, зелёного и желтого цвета и их оттенков, картон, черная акриловая краска, клей момент на водной основе, кисть, пинцет и плотная ткань, черный маркер, чёрный бисер стеклянный, прозрачный лак.
Технология изготовления мозаики из яичной скорлупы простая и стандартная: тонирование основы, создание эскиза, перенос рисунка на поверхность основы (приложение, рисунок 15), разламывание окрашенной скорлупы на кусочки определённой формы (приложение, рисунок 16) и наклеивание их на поверхность основы (приложение, рисунок 17), отделка изделия лаком. [2]
Изготовлено красивое панно «Красный мак» из окрашенной яичной скорлупы, для украшения дома. (приложение, рисунок 18)

ЗаключениеВыполняя данную работу, я пришла к выводам:
Мозаику можно изготовить из природных материалов, даже из яичной скорлупы.
В домашних условиях можно получить красный, зелёный и жёлтый красители из природного сырья.
Яичную скорлупу можно окрасить в красный, зелёный и жёлтый цвет природными красителями.
Исследование по окрашиванию яичной скорлупы показало, что продолжительность кипения влияет на получение разных оттенков цвета.
Работа по изучению природных красителей будет продолжена.
Поставленные в работе цели и задачи выполнены.

Список литературы1. Левашов В.И. Занимательная химия. – М.: Просвещение, 1962
2. Мешакина Л. Картины из скорлупы - М.: «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2014
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4ч. Ч.4 Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996
4.Шилкова Е.А. Мозаика – М.: РИПОЛ классик, 2011 Шилкова Е.А. Мозаика – М.: РИПОЛ классик, 2011
5. Словари школьника. Изобразительное искусство. Музыка. /Редакторы – составители Подзорова М.М., Марусяк Т.Н. – М.: Современник, 1998
6. Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Председатель Науч. - ред. Сове та Осипов Ю.С. Т. 18. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. – 767
7. Популярная энциклопедия для детей: В 15 т./ Редактор Исупов И. Т 8. Всё обо всём. – М.: «Пресса», 2004
8. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. – М.: ЗАО Издательский дом «Аванта+», 2000
9. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Растения /Сост. Багрова Л.А. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000
10. Искусство рисования и живописи. Еженедельное издание. Выпуск №34, 2013
11. Православная радуга. Детский журнал для семейного чтения № 4 апрель 2007

Приложение
Рисунок 15. Тонирование основы, перенос рисунка на основу

Рисунок 16. Разламывание скорлупы
Рисунок 17. Наклеивание яичной скорлупы на основу
Рисунок 18. Панно «Красный мак» из яичной скорлупы