Комплексы логопедического артикуляционного массажа для неговорящих детей с ОВЗ


Воздействие логопедического массажа на речевой аппарат детей
с особенностями в развитии.
Комплексы артикуляционных упражнений.
Комплекс 1.
Массаж щек.
Упражнение 1
Делать разминающие и поглаживающие движения от углов рта к вискам по щечной мышце.
Упражнение 2
Надуть щеки (упражнение выполнять перед зеркалом).
Упражнение 3
«Сдуть» щеки. Кулаками постучать по щекам и произнести звук (п).
Комплекс 2.
Массаж губ.
Упражнение 1
Делать поглаживающие и растирающие движения от середины верхней губы к углам рта.
Упражнение 2 Улыбнуться и потянуть (пропеть) звук (и)
Комплекс 3.
Массаж языка.
Упражнение 1
Делать поглаживающие движения от средней части языка к его кончику зубной индивидуальной щеткой.
Упражнение 2
Надавливать щеткой на язык от средней части к его кончику.
Упражнение 3
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть и положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном положении.
Упражнение 4
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине и постепенно высовывать его изо рта, произнося: «Пя-пя».
Упражнение 5
Улыбнуться, открыть рот. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
Комплекс 4.
Массаж мягкого неба.
У детей с нарушением речи нёбо часто бывает малоподвижное, вялое. Это влияет на голос, его силу, модуляцию. Для развития подвижности нёбной занавески можно использовать следующие упражнения.
Упражнение 1
«Громкий кашель»
Имитация покашливания. Громко покашлять. Потом произнести звук (х).
Упражнение 2
«Глотаем водичку»
Глотание капель жидкости (воды, киселя и т.д.), которые педагог должен медленно капать на корень языка ребенка пипеткой.
Упражнение 3
«Тянем звуки»
Как можно дольше произносить звуки (а), (у), (о).
Упражнение 4
«Не выспались»
Попытаться зевнуть с открытым ртом, затем – с закрытым.Упражнение 5
«Певцы»
Медленно и на одном дыхании пропеть звуки (а), (у), (о).