Методические рекомендации «Развитие орфографической зоркости у младших школьников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №16 города Белово»
Система работы над формированием навыков грамотного письма у обучающихся начальной школыМетодические рекомендации
Составитель: Конева Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
Белово, 2013
Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, методистов и заместителей директора по начальной школе, студентов педагогических учреждений.
Содержание
Введение 4
Алгоритм проверки безударной гласной корня 6
Виды диктантов 9
Литература 18

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения орфографических правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах?
Эти вопросы на протяжении многих лет работы в начальных классах волновали и меня. Перечитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу:
необходима постоянная работа в определенной системе.
Работа по орфографии на уроках русского языка в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, потом упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные! Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило – третий. Второй этап – это применение правила на практике на основе алгоритма.
Я считаю, что одна из главных целей обучения русскому языку – научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.
Вычленю условия формирования орфографического навыка:
Знание правила является теоретической базой (инструкция решения орфографической задачи дана в орфографическом правиле);
Знание приемов применения правила – рассуждение на основе алгоритма – способствует усвоению орфограммы;
Различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки, развивают орфографическую зоркость.
Как применить правило на практике, покажу на примере темы «Правописание безударных гласных в корне».
Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения? Это, прежде всего, точное и легкое понимаемое описание выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного текста. При точном соблюдении всех «шагов», алгоритм всегда приведет к правильному решению.
Алгоритм проверки безударной гласной корня
1 шаг:
Произнеси проверяемое слово. Есть ли безударный гласный в корне?
Если есть - какие они?
А, О, Е, И – нужно проверить У, Ы – проверять не нужно
2 шаг:
Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением или подбери однокоренное слово с ударной гласной в корне. Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.
3 шаг:
Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное.
Пример рассуждения: Проверяем слово «цветы». Слышим безударный звук «И», значит нужно проверять, изменяем слово – «цвет» или подбираем однокоренное – «соцветие». Произносим слова вместе «цветы – цвЕт – соцвЕтие». Под ударением слышится «Е», значит, в корне пишем букву «Е».

Темы «Правописание глухих и звонких согласных в корне» и «Правописание безударных гласных в корне» очень сходны и по языковой основе проверки орфограмм, и по механизму проверки (алгоритмам), и по причинам допускаемых ошибок, естественно, что работа над ними идет параллельно, постоянно перекрещиваясь, переплетаясь.
Постепенно алгоритм свертывается и принимает такой вид:
Слышу звук.
Есть выбор букв.
Проверяю.
Слышу под ударением.
Значит, пишу букву.
Такая работа с алгоритмом идет на этапе изучения нового материала. Именно на этом этапе полезны и уместны развернутые решения орфографических задач. К развернутым решениям обращаюсь не только при изучении нового правила, но и при повторении, обобщении, проверке умений.
Алгоритм учит ребенка рассуждать логически, мыслить. У него вместо нагромождения правил, вместо хаоса, в голове утверждается орфографический порядок.
Чтобы решать орфографические задачи, видеть орфограммы, необходима теоретическая база, то есть, знание орфографических правил.
Успешному усвоению правил способствует игра «Грамматическое домино». В течение 3-5 минут на уроке дети повторяют все орфографические правила. Сначала можно раздавать по одной карточке, по мере увеличения количества правил составление домино продолжить и давать уже по 2 карточки. Все карточки печатаются на полосках одинакового размера, перемешиваются и раздаются учащимся. Суть игры в том, что к заданному вопросу необходимо найти правильный ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка №1, а дальше вопрос – ответ.
Мало знать правило, нужно научить детей на его основе составлять алгоритм решения, помня при этом, что любой алгоритм начинается с определения места, где возникла орфографическая задача.
Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений, как то:
1) Письмо с проговариванием (в основе этого письма – проговаривание по слогам). Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например: «За - пишу «З» с гласной «А». Слоги со стечением согласных проговаривают так: «нра – пишу «Н», пишу «РА», «Р» с гласной «А». Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо. Исключая столь распространенные ошибки на пропуски и замену.
2) Комментированное письмо. Этот вид диктанта строится на основе проговаривания, но учащиеся не проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки.
3) Различные виды предупреждающих диктантов:
Диктант «Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых сомневаются, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно написать то или иное слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства, так как ребенок замкнется, перестанет спрашивать учителя.
Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем и то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.
Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-нибудь орфограммой, это постукивание заставляет детей думать и вспоминать орфограмму.
Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, написание которых можно проверить.
Все эти диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений.
Диктант для робота. Робот знает столько же, сколько знают дети данного класса об орфографии. Робот пишет словарный диктант. Слова на изученные правила, он напишет без единой ошибки и приведет четкие доказательства выбора букв. А вот слова на неизвестные правила (там, где робот не знает доказательств, а люди могут угадывать, чувствовать нужную букву), робот пишет с пропусками неизвестных ему орфограмм. Детям предлагается писать диктант за робота. Для этого лист делится на две части, которые озаглавливаются так:
Пишу букву, так как могу доказать Не пишу букву, так как не могу доказать
Диктант «Кто больше запомнит». Учитель произносит один раз цепочку из 3-5 слов и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Опять читает учитель, пауза и так далее. Если данный диктант применять регулярно, то повышается орфографическая грамотность, совершенствуется речевая память, повышается стремление тренировать память; увеличивается скорость письма.
Обратный диктант.
4) Грамматические зарядки.
а) Какие буквы спорят, какие побеждают?
Фла(г, к), ска(с, з)ка, п(я, и)тно, в(о,а)лна.
б) Из нескольких слов выбрать 2 слова с безударной гласной: длинный, местный, легкий, больной, вареный, вкусный.
5) Записать 5 слов с одной орфограммой (обязательно подчеркиваются орфограммы).
6) Игра «Огоньки». На доске написан текст. Дети зажигают «огоньки» под изученными орфограммами.
7) Зрительные диктанты по Т.И.Федоренко. Развивают оперативную память. Текст состоит из 6 предложений. Открывается одно предложение. Дети в течение определенного времени читают его, потом записывают, как запомнили
8) Орфографическое чтение по методике П.С. Тоцкого. Оно способствует развитию артикуляционной памяти, как связующее звено подключается слуховая память. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нем произносится так, как пишется и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата.
9) Письмо по памяти. Это зарядка для развития всех видов памяти (слуховой, зрительной, артикуляционной, рукодвигательной).
10) Корректура текста. Исправление сознательно допущенных ошибок.
Не менее важно научить детей самоанализу учета своих действий и их результатов. Поэтому при работе над орфограммами использую различные памятки, таблицы.
Таким образом, систематическая работа над алгоритмами, различные виды работ над выработкой навыков грамотного письма, различные виды работ по развитию памяти, работа над орфографическим и орфоэпическим чтением дают положительный результат.

Литература
Аристова Т.А. Использование фонематических принципов при обучении грамотному письму// Н. школа -1999.- №1-с.64
Буркова Т.В. Ушинский К.Д. об обнаружениях при обучении грамматики и правописании// Н. школа-1999-№11-с. 24-26
Бурмистрова Н.П. Применение жестов на уроках обучения грамоте и математики// Н. школа-1999-№1 с.89
Волина В.В. Веселая грамматика М.- Знание. 1995-с.42
Горецкий В.Г. Об обучении грамоте// Н. школа-1999-№9-с.12-19
Двужилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений средствами развития речи// Н.школа-1992-с.33-37
Двужилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слова// Н.школа-1990-№4 с.56-57
Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий-М.,-1995-с.467
Львов Н.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах-М.: Академия, 1998, с.307
Львов Н.Р. Правописание в начальных классах-М.: 19909 с.307
Назырова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию// Н.школа-1997-№4 с.45-47
Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости// Н.школа-1996- №1. с.53