Практические приемы для развития орфографической зоркости младших школьников


Приёмы развития орфографической зоркости.
Орфографическое чтение.
Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения.
Ежедневно на каждом уроке (математики, русского языка, чтения, окружающего мира) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и  слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком  чтении  задействованы все  три вида памяти  – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик  видит слово, слышит  и произносит его именно так, как  требуется его написать.  Шансов написать слово  грамотно в таком  случае становится  уже  больше.
Конечно, этот приём «работает» на все виды орфограмм.
Комментированное письмо с указанием орфограмм (чаще всего использую при работе со словарными словами)
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
Какографические упражнения
Какографические упражнения предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Например, задание: исправь допущенные ошибки, сделай работу над ошибками.
Хор весило запивал песню. Алёша запевал лекарство малаком. Дети поседели в писочнице и убижали. Мать солдата посидела от горя. Алёша Волков примирял новые лыжи, а потом примерил поссорившихся друзей.
Приём «Работа над ошибками».
Начиная со 2 класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляются, вместо этого ставится на полях палочка, а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка.
Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой''.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.
Например:
Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова (или слово).
Смешной, смешать, смешить.
Игра «Назови ошибку». Подчеркни слова, обозначающие предметы.
Вада, зилёный, трапинка, земля, халодок, зема, висна, светло, хорашо, весело.
Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Сосна, стол, парта, лесной, ком.