Урок по русской словесности Мигель Сервантес. «Дон Кихот». История создания романа.8класс


Урок № 1
Предмет: русская словесность
Класс: 7 класс
Тема урока: Мигель Сервантес. «Дон Кихот». История создания романа.
Дата проведения: 03.05.2013год
Цель: ученик знакомится с биографией Мигеля Сервантеса, с произведением мировой классической литературы, получает сведения о создании романа, о рыцарском романе, раскрывает особенности пародийного характера романа.
Задачи: ученик знакомится с произведением мировой классической литературы, развивает представление об особенности романа-пародийном характере, высказывает собственную позицию по отношению к людям, событиям, явлениям в устной и письменной форме.
Ожидаемые результаты:
А: ученики знают историю создания произведение мировой классической литературы, биографию М.Сервантеса,учатся строить диалог, работать с текстом и сотрудничать в группе и в паре;
В: ученики могут раскрыть особенности пародийного характера романа, учатся находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы;
С: ученики умеют отстаивать и аргументировать собственную позицию, формулировать основную мысль произведения; рассуждать, создавать творческие работы на основе осмысления прочитанного.
Ресурсы: Учебная программа по русской литературе за 5-7 класс школ с русским языком обучения МО и Н РК, Астана, 2010г.
Учебник «Русская словесность: мир художественной литературы» для 7 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения под редакцией Лукпановой Г.Г., Шашкиной Г.З., Махраковой И.Р., 3-е издание, переработанное., Алматы, «Атамұра», 2012 г.
Ключевые идеи: Мигель Сервантес, рыцарский роман, пародия, благородный человек.
Этапы урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Используемые модули
Мотивационный
10 мин
Создание положительного психологического настроя.
Организация работы в группах.
РАЗМИНКА.
Организация деления детей на группы. Работа с эпиграфом.
«Вот это книга! — восклицал Маяковский, вспоминая свои детские впечатления от «Дон Кихота». — Сделал деревянный меч и латы, разил окружающее».
А это Генрих Гейне: «Сердце моё готово было разорваться, когда я читал о том, как благородный рыцарь, оглушённый и весь смятый, лежал на земле и, не поднимая забрала, словно из могилы, говорил победителю слабым умирающим голосом: «Дульсинея Тобосская — самая прекрасная женщина в мире, а я самый несчастный рыцарь на свете, но моё бессилие не должно поколебать эту истину».
-Назовите ключевые слова.
Проблемный вопрос:
-Как вы думаете, кого можно назвать рыцарем?
-Что связывает эти два эпиграфа?
-Хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке?
-Сегодня мы должны знать…
Уметь… (озвучиваю карту успеха).
-Слово «рыцарь» — одно из самых первых, которое приходит на ум, когда слышишь имя Дон Кихота — знаменитого героя романа испанского писателя Мигеля Сервантеса. В эпоху Сервантеса в Испании было издано около 120 рыцарских романов.
-Вспомните, о чём писали в рыцарских романах. Какие события в них могли происходить? Во имя чего рыцари отправлялись в путь, с кем встречались, какие поступки совершали и как себя вели? напишите: «рыцарский роман — это роман о…».
-Сам автор называл свой роман «пародией на рыцарские романы», а литературоведы и критики называют его «последним окончательным и совершенным вариантом рыцарского романа», словом, эта книга так или иначе связана с рыцарскими романами.
Итак, перенесёмся в солнечную Испанию и погрузимся в мир той эпохи… Просмотр фрагмента фильма Дон Кихот для погружения уч-ся в атмосферу той эпохи. После разминки учащиеся формируют группы по цветовым жетонам, на обратной стороне которых – изображения рыцарей. 1группа: зелёный цвет
2группа: синий цвет
3группа: красный цвет
4 группа: оранжевый цвет
рассаживаются по группам.
Выходят на тему урока.
Формулируют цель урока.
Знакомятся с картой успеха.
Свободное письмо
(После 2–3 минут работы учащиеся зачитывают получившиеся тексты.)
Групповая
Фронтальная ИКТ (демонстрация слайдов с эпиграфом)
Новые подходы к обучению: Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
Критическое мышление (свободное письмо).
ИКТ (фрагмент фильма Дон Кихот)
Операционный
15 мин Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Выявление одарённых и талантливых детей.
Проверка умения строить продуктив-
ный диалог
Словарная работа: идальго, посвящение в рыцари, реал, дон.
Задание №1
Работа с учебником и раздаточным материалом.
Создайте концептуальную карту.
Обсудите в парах, группах, приготовьтесь к защите.
1,3 группа-Мигель Сервантес (биографические данные.)
2,4 группа-история создания романа.
Задание №2
Литературное наблюдение
(Раздаточный материал — на каждой парте.) -Послушайте, как назывались некоторые рыцарские романы, действительно повествующие о приключениях, схватках, турнирах благородных рыцарей, сражающихся за собственную честь, честь королей, во имя прекрасных дам: «Ивэйн, или рыцарь со львом», «Парцифаль», «амадис Галльский», «Белианис Греческий». Герои этих романов юны, отважны, великодушны, благородны. У вас на столах лежат тексты. Это фрагменты настоящего рыцарского романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (XII– XIII вв.). Прочитайте этот отрывок по цепочке.
Сравните прочитанный фрагмент из рыцарского романа В. фон Эшенбаха «Парцифаль» с фрагментом из романа М. де Сервантеса «Дон Кихот».Создайте диаграмму Венна.
1 группа Как описывают Эшенбах и Сервантес своих героев? Выберите ключевые слова.
2 группа Одинаково или по-разному относятся авторы к ним? Подчеркните слова, «выдающие» авторские чувства к героям. Какими словами вы назовёте эти чувства?
3 группа назовите признаки настоящего рыцарского романа.
4 группа Какое имя выбрал себе главный герой романа Сервантеса? Предположите, с какой целью Сервантес придумал именно такого рыцаря?
Обсуждают в парах, группах, распределяют роли в группе, готовятся к защите.
Парная
групповая Новые подходы к обучению: диалоговое обучение (беседа).
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
Критическое мышление (концептуальная карта, диаграмма Венна).
Оценивание (формативное - самооценка)
ИКТ ( словарная работа)
Рефлексия
20 мин самооценка результатов деятельности Задание №3
1 группа-назовите признаки рыцарского романа. Почему надо было пародировать, что не устраивало в рыцарских романах?
2 группа-дать определение термину пародия. Какими приёмами достигается литературная пародия?
3,4 группа-докажите, почему роман Дон Кихот пародия на рыцарский роман?
Особенность романа-пародийный характер.
Отразите это в постере. Приготовьтесь к защите. Постер рыцарский роман, литературная пародия Критическое мышление. Постер рыцарский роман, литературная пародия
Д/з Выучить наизусть монолог Дон Кихота о свободе (часть 2, глава LVIII).
Творческое задание: каким вы видите Дон Кихота? (рисунки)
Эссе. «Как вы думаете, исчерпывается ли цель автора созданием пародии на рыцарский роман и его героев?»
Выявление одаренных (творческое задание)