Урок литературного чтения на тему В тесноте, да не в обиде по сказке Сутеева Под грибом

Урок литературного чтения в 1 классе
Тема урока: «В тесноте, да не в обиде» по сказке Владимира Григорьевича Сутеева «Под грибом»

УМК: Начальная школа ХХI века
Учебный предмет: Литературное чтение
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс, часть 2 : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Цель урока: Формировать навык правильного, осознанного чтения.
Задачи урока:
Обучающие:
-Учить целеполаганию учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
-Пониманию изученного материала.
-Устанавливать причинно-следственные связи.
-Понимать смысл текста путём использования невербальных средств общения.
-Правильно строить предположения.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать содержание текста.
-Строить предположения на основании имеющихся сведений, сравнивая с новыми знаниями.
-Развивать память.
-Понимание сделанного путём сопоставления.
-Познавательную активность путем развивающего диалога по вопросам
Воспитывающие:
- Доброжелательность
- Взаимовыручку.
- Дружелюбие.
- Желание помочь.
Предметные:
Создать условия для формирования навыка правильного, осознанного чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», активизировать учащихся проводить анализ художественного текста.
Метапредметные
Личностные:
формировать мотивационные основы учебной деятельности; нравственно-этическое оценивание поступков героев, формирование готовности оказать помощь.
Регулятивные:
формировать умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности.  
Познавательные:
овладевать логическими действиями сравнения, анализа; овладевать навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению.
Коммуникативные:
умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Организационная форма урока: путешествие по страницам книги В.Г.Сутеева
Ведущая педагогическая технология конструирования образовательной деятельности: технология модерации.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
Библиотечный фонд:
Журова, Л. Е.Букварь: 1 класс, часть 2: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Журова, Л. Е.Евдокимова А. О.Кузнецова М. И. Русский язык. Обучение грамоте: методический комментарий к урокам/ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Печатные пособия:
портрет писателя В. Сутеева; книги В. Сутеева «Ёлка», «Палочка - выручалочка», «Дядя Миша», «Мешок яблок»; книги детских писателей с иллюстрациями Сутеева; таблицы с пословицами; таблицы для раскраски; рисунки солнышек для рефлексии.
Технические средства:
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
магнитофон; компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация, аудиозапись шума дождя, мультфильм Работа с перерывами.
Структура (план) урока:
Приветствие.
Сообщение темы и постановка цели урока.
Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с текстом произведения, анализ содержания.
Рефлексия.
Ход урока
I. Приветствие. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
Учитель читает. Дети поворачиваются друг к другу лицом и улыбаются.
«Подарите улыбки друг другу
Улыбнитесь друг другу!
Приятного вам учебного дня!
Пожелайте друг другу добра на уроке.
Положите свою ладошку на ладошку соседа и произнесите:
Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
Дети повторяют.
II. Актуализация знаний.
Учитель показывает портрет и книгу со сказками Сутеева. Предлагает высказать мнение о том, зачем показывает эту книгу.
А сразу ли Сутеев стал писал детские сказки? Оказывается нет.
Владимир Григорьевич Сутеев не сразу начал писать для детей. Сначала он создавал мультфильмы, работая художником-мультипликатором. Но в один прекрасный день решил попробовать себя в литературе. Результатом этого решения стало множество удивительных добрых сказок Сутеева для детей, иллюстрированных рисунками самого автора. Как у него получалось совмещать сразу два таланта? Как говорили современники автора, пытаясь ответить на этот вопрос, - секрет в том, что писал и рисовал он разными руками.
Организуется беседа по вопросам:
- С какими чудесными сказками Сутеева вы уже знакомы?
- «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Дядя Миша».
- А на каких героев этих сказок вы хотели бы быть похожими и почему?
(ответы детей)
- С кого не надо брать пример и почему?
(ответы детей)
- А кто из вас видел мультфильм «Под грибом»
- А чему учит нас этот мультфильм?
(ответы детей)
III. Планирование учебной деятельности
Цель этапа: целеполагание учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Демонстрируется начало мультфильма. Начинается дождь. Муравей прячется. К нему спешит бабочка. Мультфильм выключается.
Учитель. Спасётся ли от дождя бабочка? (проблема)
Учитель. Какая же тема нашего урока? Проведём мини – конкурс на лучшую тему.
Дети предлагают темы. Выбираем лучшую.
Учитель. Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы ответить на вопрос спасётся ли бабочка от дождя?
(дети называют цели)
Совместное целеполагание
- Сегодня на уроке мы будем читать новую сказку сказку В. Сутеева «Под грибом».Слайд № 1
- Для этого мы отправимся с вами в путешествие по станциям сказки. На каждой остановке мы будем приобретать не только новые знания, но и умения, выполняя разные задания.
IV. Усвоение новых способов деятельности и проверка понимания изученного: знакомство с текстом произведения, анализ содержания
1). Прежде чем отправиться в путешествие, проведём словарную работу. Объясните значение этих выражений (Предложения из текста с выражениями написаны на доске):
Сидит под грибом - дождь пережидает. (ждёт, когда закончится дождик)
Кое-как уместился.(еле, чуть)
Потеснитесь немножко. (подвиньтесь ближе друг к другу)
Учитель. Мы задали себе вопрос – что будет дальше происходить?
(предположения детей)
2). Чтение сказки с остановками с целью выполнения намеченного заданий на каждой станции.
Под тихие звуки дождя учитель читает первый эпизод.
Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Слайд № 2
1-я остановка
Цель остановки: развитие умения строить предположение на основании имеющихся сведений; сравнение с новыми знаниями
Учитель. Предположите, как будут развиваться события дальше?
Дети высказывают свои предположения.
- А где можем узнать, так ли это?
- Прочитать в учебнике.
Самостоятельное чтение произведения учащимися.
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!
- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился.
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка
Слайд № 3-4
2-я остановка. Цель остановки: коррекция ошибок устного чтения
Учитель. Оправдались ли ваши предположения?
Ответы детей.
Учитель. А кто заметил, какие ошибки были допущены Васей при чтении?
Дети делают анализ чтения Васи.
Учитель. Друзья мои, а что может дальше произойти?
Предположения высказывают дети.
Самостоятельное чтение учащимися следующего отрывка.
- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!
Потеснились - пустили Мышку под грибок.
А дождь всё льёт и не перестаёт......
Слайд № 5-6
3-я остановка. Цель остановки: установить причинно-следственные связи.
Учитель. Как же поступили животные?
- Что заставило наших героев поступить именно так?
- Как вы считаете, если ещё кто-то попросится под грибок, найдётся ли для него место?
Инсценировка отрывка. Цель: понимание смысла текста путём использования невербальных средств общения жесты интонация, способствовать восприятию и пониманию смысла текста.
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
- Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
- Ладно.
Подвинулись - нашлось Воробью место.
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб
Слайд № 7-8
4-я остановка. Цель остановки: промежуточный контроль хода образовательного процесса. Возврат к учебному материалу, закрепление, развитие памяти, проверка понимания сделанного сопоставления.
Учитель. Сравните ваши предположения с авторским текстом, который мы прочитали.
Чтение произведения вслух одним из учащихся.
- Спрячьте, - кричит, - спасите пожалуйста! За мной Лиса гонится!..
- Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся
Как могли животные поступить?
(ответы детей)
Какие качества заставили их поступить именно так?
(ответы детей)
Какое волшебное слово употребил Воробей?
Дети.Пожалуйста.
Слайд № 9-10
Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
Учитель. Как дальше будут разворачиваться события? Развивающая беседа
- Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
Слайд № 11.
З) Дождь прошел. Грибы выросли. Пора собирать. И мы с вами давайте пойдём по лесу погуляем, грибы пособираем. А кто знает, как собирают грибы?
Дети. Наклоняются.
Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете и вместе со мной выполняете движения. (шёл – шагают; раз, два, три – наклоняются)
Учитель читает.
Гриша шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз - грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
5-я остановка. Цель : воспроизведение событий для уточнения своих предположений.
Учитель. Что угрожало Зайцу?
Как называют тех, кто помогает в беде?
Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?
Что было дальше? Предположения детей.
Чтение произведения учащимися самостоятельно, чтобы узнать верны ли их предположения.
К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются.
Муравей задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Слайд №12
Читают самостоятельно.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
- Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
Слайд № 13
Слайд № 14
Учитель. Ребята, а вы догадались, почему всем хватило места под грибом? Может, гриб был волшебный? Учитель стимулирует познавательную активность путем развивающего диалога по вопросам дети отвечают организуется дискуссия
Дети. Прошёл грибной дождь, гриб вырос.
Учитель. Как можно охарактеризовать животных, укрывшихся под грибом?
Дети. Они были дружные. Зверята хотели помочь другу дугу.
Учитель. И это главное, не зависимо от размера гриба.
Учитель.Так ли заканчивается сказка у Сутеева Владимира Григорьевича, как вы предполагали?
Ответы детей.
Учитель. Понравилась вам сказка?
Учитель. Какую похожую сказку вы уже прочитали?
Дети. Рукавичка.
V.Рефлексия. Цель: названия остановок по умениям которые приобрели
На ваших столах лежат конверты с частями пословиц. Вам предстоит собрать их и решить, какая из этих пословиц отражает главную мысль сказки Сутеева В. Г.
-Как будем работать?
-Парами
-Почему?
-Так легче
Работа с пословицами в парах.

Не в свои сани
да не в обиде

В тесноте,
не садись






- Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке?
-В тесноте, да не в обиде.
Учитель. Чему можно порадоваться в этих сказках?
Дети. Добру, взаимовыручке, дружелюбию, желанию помочь).
Учитель. Какова главная мысль сказки?
Дети. Быть внимательными и доброжелательными к друг к другу.
- Ребята, у вас на столах лежат листочки-прямоугольники. На них написаны качества настоящего друга. Прочитайте слова самостоятельно. Как

Взаимопомощь

Честность

Храбрость


- Возьмите карандаш любого цвета, какой вам понравится. Раскрасьте тот прямоугольник, в котором написано качество, присущее героям сказки «Под грибом». Условие! Можно раскрасить только один прямоугольник!
- Помните, что раскрашивать нужно штрихами, не выходя за контур, не оставляя пробелов.
Тест. Слайд № 15
- Я буду читать (вопрос на доске) и предлагать три варианта ответа под буквами а, б, в. Выберите только один, на ваш взгляд правильный ответ и закрасьте букву красным карандашом.
Тест
1. Муравья застал:
а) Снег
б) Дождь
в) Град
2. Муравей:
а) пустил бабочку под грибок
б) не пустил бабочку под грибок
в) предложил поменяться местами
3. Из птиц под грибом прятался:
а) цыпленок
б) попугай
в) воробей
4. Эта сказка учит:
а) трудолюбию
б) дружбе
в) как спастись от дождя.
- Проверьте ваши работы. Внимание на экран!
Слайд № 14
Учитель .Давайте определим название наших остановок.
Слайд № 16
Умение строить предположения
Коррекция ошибок
Инсценировка отрывка
Проверка понимания сделанного сопоставления
Воспроизведение событий
Учитель. Всё ли выполнили, что наметили?
(высказывания детей)
Выразите ваше отношение к уроку, изобразив его на солнышке. (Заранее розданы).
Если вы довольны уроком, нарисуйте солнышко улыбающееся. Если грустно – нарисуйте его грустным.
Дети на рисунках солнышек и изображают своё отношение к уроку.
Спасибо за работу на уроке.