Урок Вечные темы в искусстве


Урок музыки «Вечные темы в искусстве»
7 класс 26.01.2015г.
Тема 2 полугодия: «Композитор и время». Модуль: «Музыкальная драматургия».
Цель урока: средствами музыки передать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей, раскрыть борьбу двух начал: добра и зла.
Задачи:
Обучающие: познакомится с историей Великой Отечественной войны, узнать о блокаде Ленинграда и ее последствиях; воспроизвести образ войны в произведениях Шостаковича.
Воспитательные: воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; сформировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
Развивающие: развивать способности ориентирования на карте, работать с источниками; развитие культуры слушания, развитие музыкально-эстетического вкуса.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: интегрированный урок музыки и истории с применением ИКТ
Урок разработан с применением технологии комплексного подхода к обучению и развитию.
Методы:
- метод организации учебной деятельности
- анализ конкретной ситуации
- метод интонационно-стилевого постижения
- метод контроля и самоконтроля
- метод погружения
Интерактивное взаимодействие:
- применение компьютерных технологий (видеоряд, слайды)
- работа учащихся в микрогруппах Музыкальный материал:
Д.Д.Шостакович. 7 симфония. «Ленинградская» 1 часть «Эпизод нашествия»
Оборудование:
компьютер;
проектор (телевизор)
презентация;
стихи;
раздаточный материал;
словарь эмоций;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
Эпиграф: « Пусть будет свет
в окне твоем!»
(70 летию Великой Победы посвящается)
Учитель: - Жизнь, смерть, бессмертие - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Жизнь и смерть, свет и тьма, борьба светлых и темных сил, война и мир – две противоположные сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно. Все это составляет круг вечных тем искусства. В музыке, как и в жизни тоже есть вечные темы.
- Ребята, подумаете, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образу этих разных миров:
Например, мир созидания, мир творчества – мир краха, мир разрушения, добро-зло
Ответы детей:
Сытость-голод;Победа-поражение;Любовь-ненависть;Храбрость-страх и подвиг во имя человечества
- Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке.
- Тема “Войны и мира” является одной из вечных тем искусства. Люди начали воевать еще в каменном веке и до сих пор не могут остановиться. В истории человечества зафиксировано и описано более15 тысяч войн!
Учитель: Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она…
Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что Великая отечественная война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда.
III. Изучение нового материала
Учитель : - Ребята, как вы думаете, чем обусловлен выбор материала для сегодняшнего урока? Какая дата нас ожидает буквально завтра?
- 27 января 1944 года – День снятия блокады Ленинграда. 71 год .- Какова будет цель нашего урока? Раскрыть борьбу двух начал: добра и зла, войны и мира , средствами музыки передать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей.
Учитель: И сделаем мы это на примере Ленинградской Симфонии Д.Д.Шостаковича.
- Прежде, чем мы начнем разговор об этом произведении, давайте вспомним, что такое Симфония? - Как строится симфония?
- Что лежит в основе 1 части классической симфонии?( сонатная форма).
( на доске – начертить схему строения 1 части сонатной формы).
- Что является музыкальным образом в произведении?
- Что такое музыкальная драматургия?
Задание: во время слушания симфонии дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.(работа в микрогруппах). Работаем по ходу урока.
Учитель : Для введения нас в тему я приглашаю Историка и Искусствоведа
Историк 1 :
-В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион.
Искусствовед 1:
- Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича. Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов. Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”
Учитель: Сегодня мы имеем уникальную возможность послушать самого Д.Д.Шостаковича. Давайте послушаем, что он говорит о своем произведении.
Видео №1. Фильм о Шостаковиче
Учитель: Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”.
Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. В ней воплощен образ Родины. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки..Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
Писатель А. Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Кажется, что ученые крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия – “Эпизод нашествия”, потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Мы сейчас прослушаем фрагмент симфонии. Документальный фильм нам поможет представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда.
Звучит фрагмент 1 части. Видео. №2
Учитель музыки:    Слово историку
Историк№2
- Симфонии композитора - уникальный памятник истории человечества. 27 декабря 1941 г. симфония была закончена. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. Но только  9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича.  Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг – главный дирижер оркестра Ленинградского радио. Власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Музыкантов для ее исполнения собирали отовсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу - подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили — они были абсолютно уверены, что город мертв. Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»
Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.
IV. Закрепление
27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады — разгрома  немцев под Ленинградом.
— Ты проиграл войну, палач,едва занес на город руку!Какой же правдой ныне стало,какой грозой свершилось то,что исступленною мечтой,что бредом гордости казалось!Так пусть же мир сегодня слышитсалюта русского раскат.Да, это мстит, ликует, дышит!Победоносный Ленинград!27 января 1944, Ольга Берггольц08.08.08. В начале урока мы говорили о войне и мире, о том, человечество никак не может остановиться, воюя друг с другом. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Видео №3 Валерий Гергиев
- Почему Гергиев выбрал для израненного города Ленинградскую симфонию?
- «Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться...»(В. А. Гергиев)
Задание на дом: написание сочинения «Вы объяснили музыку словами»
Учитель зачитывает самые интересные строки сочинений бывших учеников в качестве примера.
Учитель: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение – не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти…. И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Песня «Пусть будет свет в окне твоем»
Фото ветеранов. Презентация
Выставление оценок. Подведение итогов.
Работа в микрогруппах по карточкам:
Противопоставления:
Человек – варвар
Добро -
Мир -
Созидание -
Возрождение -
Победа -
Конфликт -
Столкновение -
Борьба -
Мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости
Вопросы:
Какой образ создает музыка?__________________________________________________
Что вы представили, слушая ее?________________________________________________
Как она звучит в начале эпизода?_______________________________________________
Сколько музыкальных образов?_________________________________________________
Какое значение имеет ритм?____________________________________________________
За счет каких средств выразительности идет развитие нашествия?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
\s