Из опыта работы педагога-психолога: организация кружка Твой выбор (профилактика употребления ПАВ, пропаганда ЗОЖ)


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ КРУЖКА ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ «ТВОЙ ВЫБОР» (ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ И ПРОПАГАНДА ЗОЖ)
Л.Ю.Никулина,
педагог-психолог,
ГБПОУ «Курганский педагогический колледж»,
г. Курган
Проблемы употребления молодежью психоактивных веществ не утратила своей актуальности. Появляются новые виды наркотиков, доступны сигареты и алкогольные напитки. Поэтому профилактика употребления ПАВ в образовательных учреждениях среднего профессионального звена – одно из доминирующих направлений. Стране нужно здоровое поколение, и от нас, педагогов, зависит, каким оно, это поколение, будет.
В ГБПОУ «Курганский педагогический колледж» особый контингент – у нас обучаются будущие учителя, воспитатели, тренеры, поэтому и проблема ПАВ не столь остра. Но это не значит, что работа в данном направлении не ведется: студенческими и преподавательскими творческими группами разрабатываются и реализуются проекты, проводятся масштабные мероприятия, мы участвуем во всевозможных соревнованиях и конкурсах, причем достаточно эффективно. Так, в 2015 году студент КПК Игумнов А. занял III место во Всероссийском конкурсе «Моя альтернатива», проходившем в Москве. Необходимо, чтобы студенты осознавали пагубность зависимости от психоактивных веществ и могли в будущем передать знания своим подопечным.
Что становится причиной первого шага в сторону опасных экспериментов? Чаще всего речь об отсутствии конкретных целей, неумении предвидеть последствия, неопределенности ценностей и некой искаженности смысла жизни. Помимо генетики и воспитания, имеют значение низкий уровень культуры, слабая воля, неумение дать отпор «искусителям», несформированность приоритетов. Можно ли исправить ситуацию? Безусловно! Именно с этой целью педагогом-психологом колледжа ведется кружок «Твой выбор». Его программа предназначена для проведения систематических занятий (факультативный курс) со студентами-первокурсниками.
Цель – повышение уровня социально-психологической компетентности молодежи, профилактика употребления ПАВ, пропаганда ЗОЖ.
Задачи:
1. Создавать условия для формирования следующих жизненно важных умений:
- умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми;
- умение самостоятельно и обдуманно принимать решения;
- умение противостоять давлению деструктивной группы;
- умение продуктивно преодолевать стрессовые ситуации;
- умение открыто и адекватно выражать собственные чувства.
2. Способствовать повышению самооценки.
3. Предоставлять аргументированную информацию о негативных последствиях приема ПАВ, повышая престижность здорового образа жизни.
Формы работы:
- тренинговые упражнения;
- групповые дискуссии;
- мозговой штурм;
- мини-лекции;
- деловая игра;
- просмотр жизнеутверждающих х/ф;
- сеансы релаксации в Комнате психологической разгрузки.
Структура курса: факультативный курс рассчитан на 20 учебных часов, разбитых на 10 занятий. Каждое занятие включает теоретическую часть и практику.
Методологическая основа: И.С. Кон, А.Г. Асмолов, А.В. Захаров, С.Б. Белогуров. Л.М. Шипицина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.В. Ковалев, Ц.П. Короленко. Содержание занятий подобрано в соответствии с возрастными особенностями студентов-первокурсников.
Прогнозируемый результат заключается в том, что студенты:
- сознаю̀т пагубность употребления наркотиков, курения, алкоголя;
- получают новые знания о гармоничных взаимоотношениях между людьми, о необходимости конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- учатся управлять собственным поведением;
- утверждаются в мысли о том, что здоровье человека – истинная ценность;
- формируют навыки уверенного поведения.
Методические рекомендации.
1. Результативность занятий кружка будет видна лишь при системных и регулярных встречах (полуторачасовая пара с пятиминутным перерывом минимум один раз в неделю). Как показала практика, 45 минут бывает недостаточно, особенно при запланированном просмотре фильма.
2. Обязательно присутствие обратной связи. За полтора часа студенты успевают побывать в разных ролях, это, безусловно, способствует лучшему усвоению знаний, чем при стандартном пассивном участии.
3. Эффективность полученных знаний оценивается через опросники или анкеты (до и после).
4. Ведущему необходима уверенность в себе, чувство юмора, стойкие знания по теме, умение эмоционально преподнести информацию, желание участвовать в упражнениях на равных, удерживать внимание целевой аудитории. Не следует читать по конспектам – подобного рода лекции выстраивают виртуальный барьер между педагогом и слушателями.
5. Целесообразно каждое занятие заканчивать подходящей по смыслу притчей.
6. Для большей эффективности педагогом-психологом разработана тетрадь для практических и творческих работ. В тетрадях работают лишь на кружке, в конце каждого занятия тетради собираются.
7. Примерный перечень тем: «Я – Личность», «Уверенность в себе – залог успешности», «Эмоции и чувства, их взаимосвязь с употреблением ПАВ», «Стресс. Умение противостоять негативным посылам извне», «Я и социум», «СПИД/ВИЧ как возможные последствия употребления ПАВ», «Моя будущая семья», «Интерактивная деловая игра «Социальное метро», «Защита социального продукта».
8. По окончании курса каждому участнику выдается сертификат, который рекомендовано приложить в портфолио личных достижений.
9. Каждая группа должна создать и на последнем занятии защитить:
- фотовыставку;
- видеоролик или презентацию;
- мероприятие на 40-45 минут, ориентированное на подростковый возраст, и провести его со студентами параллельной группы.
Личная заинтересованность обучающихся и разнообразие форм работы дает высокий процент посещаемости кружка «Твой выбор». Материалы, полученные от групп, специалисты психолого-педагогической службы могут использовать в своей работе. Так, по завершении прошлогоднего курса у нас появилось пять фотовыставок: «Аборты – тихая война», «10 причин заняться спортом», «Курительные смеси», «Пивной алкоголизм: правда и вымысел», «Здоровое питание – ключ к красоте и здоровью».