Доклад на тему: Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя группы продленного дня


Тема педагогического совета:
Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся.










Доклад на тему: "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД ".
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Поэтому главными задачами воспитания младших школьников и подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно - волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умения самостоятельно решать представленные проблемы. Нет нужды доказывать, что дети – это наше будущее, и сейчас это будущее оказалось под угрозой, находится на грани как физического, так и духовного выживания. Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают молодежную, подростковую преступность. В чем проявляется отклоняющееся, асоциальное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушения поведения. Для детей асоциального поведения характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц. Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, вспыльчивость, грубость. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям с одноклассниками.
 Во время посещения ГПД учащиеся посещают кружки: танцевальный кружок, теннис, шашки, вокал, посещение школьной библиотеки, городская библиотека №4.Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например, рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым — значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения не считаются положительными качествами личности. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена. Основная задача школы - дать такому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия социального педагога и воспитателя обусловлено, прежде всего, тем, что их работа связанна самим ее объектом - это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде. Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности, социального педагога и воспитателя на формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям. Взаимодействие воспитателя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребёнка проблем и проведения социально – педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. В группе продленного дня 25 учащихся , где я работаю 3 детей из неполных семей 1 опекаемый ребёнок, 21 учащихся полные семьи .
Для успешного решения проблемы асоциального поведения учащихся необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка или его ближайшего социального окружения. Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении воспитателя увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства воспитателя начинается с диагностирования проблемы. Особенностью такой деятельности является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача воспитателя заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка. 
АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 1—4 классов. Итоги теста гпд  МЕТОДИКА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» Цель: выявление направленности интересов младших школьников. Воспитатель предлагает записать на лепестках желания, исполнения ко-торых детям больше всего хочется. Прежде чем записать же¬лание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Та¬ким образом, каждый ребенок сформулирует семь жела¬ний, которые будут им же проранжированы. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся. низкий уровень — 0 ниже среднего — 1 чел. средний уровень — 7 выше среднего —12 высокий уровень — 0 
Следующим этапом работы является организация внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Воспитанники нашей группы имеют возможность посещать кружки и секции, организованные в нашей школе. При организации системы дополнительного образования учитываются интересы учащихся, поэтому кружки работают в различных направлениях. На базе школы работает филиал муз. Школы п. Пробуждение. Ребята активно посещают занятия по музыкальной грамоте, хореографии, народным инструментам (Саратовские гармошки). Охват обучающихся группы кружковой работой составляет 90%. Одно из направлений организации внеучебной деятельности – организация и проведение клубных часов, в том числе профилактической направленности. Большое внимание уделяю формирование здорового образа жизни. В целях укрепления здоровья учащихся и приобщения их к физической культуре и спорту, формирование потребности в здоровом образе жизни в этом году были проведены следующие мероприятия: Проводились игровые программы «Веселые старты», «Зарничка», «Один дома», викторина «Формула здоровья». Беседы на темы: «Мое здоровье в моих руках», «Лакомств тысяча, а здоровье одно», «В гостях у Мойдодыра», «Вредные привычки», « Здоровое питание», «Кто хорошо жуёт, тот долго живет», « Режим дня школьника», «Надо ли беречь зубы». Гражданско-правовое просвещение также занимает важное место в работе по профилактике асоциального поведения обучающихся. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Знание своих прав и обязанностей формирует у ребят ответственность за своё поведение. В рамках этого направления в ГПД изучаем символику РК. Правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения. По данным темам провожу беседы с использованием иллюстраций. Школа – это одна большая семья, в которой живут дети, их родители, педагоги, работники школы и очень важно поддерживать климат и порядок. Ребята приходят к нам с беседами: «Поведение в общественных местах», «Давайте жить дружно», «Чем я богат», «Культура речи», «Энциклопедия хороших манер», «Честность - прежде всего». Проводят игровые программы: «Дорожный марафон», «В стране дорожных знаков», Безопасное колесо», « Умей сказать нет вредной привычке», «Школа светофорных наук». Показывают кукольные спектакли для того, чтобы в доступной форме объяснить малышам о правилах дорожного движения, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Положительным результатом предупредительной профилактической работы является то, что ни один обучающийся моей группы не стоит на учете внутри школы, ни в комиссии по делам несовершеннолетних, другими словами моими воспитанниками не совершенно ни одного противоправного поступка.