Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростков


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида № 92»
Автозаводского района
города Нижнего Новгорода
Конкурсные материалы
на лучшую методическую разработку
по профилактике асоциального поведения подростков
«Инновации в профилактике»
Номинация «Лучший сценарий школьного праздника»
Авторы:
Хазова Анна Вячеславовна, зам. директора по УР МС(К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92, стаж работы 4 года.
Федотова Татьяна Александровна, социальный педагог МС(К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92, стаж работы 11 лет.
Маряничева Екатерина Викторовна, педагог-психолог МС(К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92, стаж работы 5 лет.
Адрес: 603043, город Нижний Новгород, ул. Лоскутова, д. 13 «а»,
тел. 295 14 01; 295 51 43; 295 51 45
e-mail: schoolin92@inbox.ru
2011 год
Профилактическое мероприятие
«Здоровым быть - счастливым жить»
Цель: создать условия для формирования потребностей обучающихся, воспитанников с ОВЗ к здоровому образу жизни.
Задачи:
развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
формирование у обучающихся, воспитанников осознанной мотивации к сохранению здоровья;
развитие навыков межличностного общения и способов взаимопонимания в группе сверстников;
формирование законопослушного поведения, чувства ответственности за свои поступки;
профилактика асоциального поведения.
Подготовка мероприятия
Мероприятие проводится в рамках месячника по профилактике асоциального поведения подростков для обучающихся, воспитанников 7-9 классов.
Предварительная подготовка осуществляется социальным педагогом, классными руководителями, воспитателями через проведение профилактических бесед, дней правовых знаний, правовых классных часов, конкурсов плакатов и рисунков и др.
Мероприятие проходит в виде игры по станциям. Вопросы для каждой станции составляются по разделам: «Подросток и Закон», «Здоровое питание», «Режим дня», «Немножко психолог», «Здоровым быть - счастливым жить», «Физкультура и спорт».
Мероприятие организованно начинается и заканчивается в актовом зале, где капитаны команд получают маршрутные листы, знакомятся с правилами игры.
Название команды________________________ класс_______
Маршрут №_____

№ Название станции Полученные баллы Подпись руководителя станции
1 «Знакомство» 2 «Подросток и Закон» 3 «Здоровое питание» 4 «Режим дня» 5 «Немножко психолог» 6 «Здоровым быть – счастливым жить» 7 «Физкультура и спорт» Итого: Распределение маршрутов между командами
Число команд от 1 до 6 (включительно) - капитаны определяют маршрут команды путем жеребьевки. Маршрут команды фиксируется в маршрутной карте.
Правила работы на станции
На посещение каждой стации команде дается 10 минут.
Команда заходит на станцию и передает маршрутную карту
руководителю станции для фиксации баллов за правильный ответ.
Руководитель станции знакомит участников команды с заданием, затем начинает отсчет времени с помощью секундомера, при этом начало отсчета громко объявляется словами «Время пошло!».
Команда самостоятельно следит за отведенным ей временем и планирует его использование. При возникновении дискуссии по инициативе любого человека находящегося на станции, мешающей быстро отвечать на вопросы, время, потраченное командой, не продлевается.
3. После ответа команды на один вопрос, либо после фразы капитана «Дальше!», задается следующий.
4. Фразу: «Дальше!», капитан произносит, в случае если команда не знает ответа на вопрос, или желает на него ответить после ответа на остальные вопросы. Отвечающего на вопрос определяет капитан команды, громко произнеся фамилию отвечающего. Только после этого версия принимается и озвучивается правильный ответ.
В случае если звучит подсказка команде (в том числе неправильная) со стороны любого из наблюдателей, то время останавливается, и наблюдатель немедленно удаляется со станции и больше не принимает участия в проведении викторины. Отсчет времени возобновляется после удаления наблюдателя.
5. По истечении десяти минут руководитель станции объявляет об окончании времени словами: «Время вышло!». С этого момента команда прекращает отвечать на вопросы, руководитель станции выставляет в маршрутной карте набранные баллы. Результаты заверяются подписью руководителя станции.
6. Руководитель станции отдает команде заполненную маршрутную карту.
7. Команда направляется на следующую станцию, указанную в маршрутной карте.
Команда имеет право зайти на станцию только после выхода предыдущей команды.
8. После прохождения всех станций команда направляется к месту финиша викторины, где состоится объявление результатов этапа (актовый зал).

Количество участников на станции
1 человек – руководитель станции - организует работу станции: обеспечивает исполнение настоящих правил, зачитывает вопросы и варианты ответов, считает количество баллов, набранных командой, принимает решения при возникновении ситуаций, не регламентированных настоящими правилами.
1-2 человека – наблюдатели от команд (классный руководитель, воспитатель) - наблюдают за соблюдением правил, в случае их нарушения подают замечания руководителю станции.
Подведение профилактического мероприятия
«Здоровым быть – счастливым жить»
Набранные баллы
Название станции 7а 7б 8а 8б 9а 9б
«Знакомство» «Подросток и Закон» «Здоровое питание» «Режим дня» «Немножко психолог» «Здоровым быть – счастливым жить» «Физкультура и спорт» ИТОГО Члены жюри подводят итоги мероприятия по маршрутным листам.
Победитель – команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Жюри также оценивает команды по номинациям:
«Самый спортивный класс»
«Знатоки права»
«Знатоки здоровья»
Станция «Знакомство»
Команда представляет своё название, девиз.
Оценивание (от 3 до 5 баллов)
Станция «Физкультура и спорт»
Команда получает задание: показать серию физкультминуток.
Оценивание:
5 баллов – правильность выполнения упражнений, синхронность движений.
4 балла – в выполнении упражнений допущены ошибки
Станция «Здоровое питание»
Команда получает задание: выбери вариант ответа из трёх предложенных, правильный вариант ответа подчеркни.
Оценивание:
5 баллов – 15 правильных ответов
4 балла – от 10 до 14 правильных ответов
3 балла – от 5 до 9 правильных ответов
2 балла – до 4 правильных ответов
Содержание вопросов Варианты ответов
1. Здоровое питание - это когда человек
А) питается по режиму;
Б) питается, когда захочется;
В) сидит на диете. А
Б
В
2. Свежие овощи, фрукты и зелень наиболее полезны:
А) летом
Б) зимой
В) весной АБВ
3. Овощи и фрукты полезны когда:
А) они - варёные;
Б) они – свежие;
В) они - жареные А
Б
В
4. Иммунитет человека укрепляет:
А) игра в компьютер;
Б) переедание или голод;
В) занятие физкультурой и спортом. А
Б
В
5. Укрепляют кости:
А) молочные продукты, рыба;
Б) фрукты и овощи;
В) сладости. А
Б
В
6. В каком продукте содержится гормон радости:
А) рыба;
Б) шоколад;
В) зелень. А
Б
В
7. Сколько раз в день нужно принимать пищу?
А) 3-4 раза
Б) 4-6 раз
В) 1-2 раза А
Б
В
8. Что нужно съесть на ночь?
А) кашу с гарниром;
Б) молочную кашу;
В) стакан кефира. (правильно) А
Б
В
9. Витамин С содержится в:
А) банане;
Б) груше;
В) апельсине. А
Б
В

10. Отгадай загадку:
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.Помогут фитонциды от оспы и чумы,И вылечить простудуИм тоже сможем мы. А - помидор
Б - капуста
В - лук
11. Сыроеды – это люди, которые:
А) едят сыр;
Б) едят продукты в сыром виде;
В) едят сыроежки. А
Б
В
11. Людям с плохим зрением рекомендуют употреблять:
А) шоколад;
Б) морковь;
В) гречка. А
Б
В
12. Когда варят кашу, используют:
А) зерновые продукты;
Б) свежие овощи, фрукты, зелень;
В) рыба, мясо, яйца. А
Б
В
13. Что ты выберешь на обед:
А) чипсы;
Б) горячий суп;
В) конфеты. А
Б
В
14. Выбери напиток, полезный для здоровья:
А) пиво;
Б) кефир;
В) лимонад А
Б
В
15. Перед употреблением пищи нужно:
А) погулять на улице;
Б) тщательно вымыть руки;
В) почистить зубы. А
Б
В
Станция «Здоровым быть – счастливым жить»
Команда получает задание: выбери вариант ответа из трёх предложенных, правильный вариант ответа подчеркни.
Оценивание:
5 баллов – 8 правильных ответов
4 балла – от 3 до7 правильных ответов
3 балла – до 2 правильных ответов
Содержание вопросов Варианты ответов
1. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги…
А) в земле;
Б) в тепле;
В) в воде. А
Б
В

2. Здоров буду – и … добуду
А) добра;
Б) снега;
В) денег АБВ
3. Здоров на еду, да хил на ….
А) заботу;
Б) работу;
В) тоску А
Б
В
4. Не дал бог здоровья – не даст и ….
А) учитель;
Б) воспитатель;
В) доктор. А
Б
В
5. Береги платье снову, а …. смолоду
А) здоровье;
Б) голову;
В) счастье. А
Б
В
6. Чистота – залог…
А) радости;
Б) здоровья;
В) хороших оценок. А
Б
В
7. Будь не красен, да ….
А) богат;
Б) здоров;
В) умён. А
Б
В
8. В …теле, здоровый дух
А) молодом;
Б) усталом;
В) здоровом А
Б
В
Станция «Подросток и Закон»
Команда получает задание: выбери вариант ответа из трёх предложенных, правильный вариант ответа подчеркни.
Оценивание:
5 баллов – 15 правильных ответов
4 балла – от 10 до 14 правильных ответов
3 балла – от 5 до 9 правильных ответов
2 балла – до 4 правильных ответов
Содержание вопросов Варианты ответов
1. Несовершеннолетний – это лицо, не достигшее возраста
А) 14 лет;
Б) 16 лет;
В) 18 лет А
Б
В
2. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения
А) 16-летнего возраста.
Б) 14 летнего возраста
В) 18 летнего возраста А
Б
В
3. Кто несёт ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет
А) родители или иные законные представители (опекуны, попечители);
Б) учителя;
В) несовершеннолетний А
Б
В
4. Кто относится к категории малолетние дети
А) несовершеннолетний, не достигший 14 лет;
Б) несовершеннолетний, не достигший 12 лет;
В) несовершеннолетний, не достигший 10 лет; А
Б
В
5. Хищение чужого имущества признаётся мелким, если стоимость имущества не превышает
А) 500 рублей;
Б) 1000 рублей;
В) 100 рублей А
Б
В
6. Какие нарушения общественного порядка относятся к мелкому хулиганству
А) нецензурная брань в общественных местах;
Б) уничтожение или повреждение чужого имущества;
А
Б
7. Какой общий минимальный возраст уголовной ответственности несовершеннолетних предусмотрен Уголовным Кодексом РФ
А) 16 лет;
Б) 14 лет;
В) 18 лет А
Б
В
8. За какие составы преступлений УК РФ устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности
А) убийство;
Б) грабёж;
В) террористический акт А
Б
В
9. Кража - это
А) открытое хищение чужого имущества;
Б) тайное хищение чужого имущества;
В) имущество, взятое в долг А
Б
В

10. Грабёж - это
А) открытое хищение чужого имущества;
Б) тайное хищение чужого имущества;
В) имущество, взятое в долг А
Б
В
11. Безнадзорный несовершеннолетний, не имеющий места жительства и (или) места пребывания – это:
А) беспризорный несовершеннолетний;
Б) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении;
В) несовершеннолетний, не имеющий родителей (законных представителей) А
Б
В
12. Состояние алкогольного опьянения во время совершения преступления
А) смягчает вину;
Б) отягчает вину;
В) ничего не значит А
Б
В
13. В каких местах допускается потребление (распитие) пива несовершеннолетними
А) в детских, общественных и медицинских организациях;
Б) на всех видах общественного транспорта;
В) не допускается нигде А
Б
В
14. Разрешается ли нахождение несовершеннолетних без сопровождения взрослых после 23.00 на улице
А) разрешается;
Б) не разрешается А
Б
15. По какому номеру телефона ты вызовешь работников милиции в случае необходимости с сотового телефона
А) 01
Б) 02
В) 112 А
Б
В
Станция «Немножко психолог»
(конкурс капитанов)
Капитан получает задание (на выбор одно из семи): необходимо проанализировать ситуацию, высказать своё мнение.
Оценивание производится по принципу: кто предложит больше вариантов поведения, тот и победит.
Родители хотят подарить тебе на день рожденья новые лыжи, чтобы ты
больше времени проводил на свежем воздухе, но у тебя есть одни лыжи и тебе этого достаточно, ты хотел бы получить в подарок хороший дорогой музыкальный центр. Вопрос: как ты будешь решать эту проблему?
В автобусе ты случайно уронил свой билет. Вошел кондуктор.
Другой пассажир, который не может найти свой, но точно знает, что покупал его, поднимает твой. Твое поведение в данной ситуации?
Ты зовешь друга на дискотеку, а он в это время смотрит фильм потелевизору. Что ты будешь делать в этой ситуации?
Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть вкомпьютерные игры. Что ты скажешь?
Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и
поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься на компьютере и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает. Что ты будешь делать в этой ситуации?
6. У твоего друга проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты даешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и у твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности. Как ты себя поведешь?
Станция «Режим дня»
Необходимо распределить последовательность режима дня во временном порядке.
(см приложение 1)