Роль классного руководителя в системе профилактики асоциального поведения обучающихся


Роль классного руководителя в системе профилактики асоциального поведения обучающихся
В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики роль классного руководителя в системе СПО приобретает всё большую значимость в формировании будущего специалиста. Кратковременность обучения студентов в СПО инициирует быструю смену ролевой позиции студента: в начале обучения он должен перестать быть учащимся, а к окончанию – студентом. Всё это предполагает интенсивное социальное взросление и профессионально–личностное развитие студентов.
Мы привычно говорим об особом контингенте ребят, которые приходят в образовательные учреждения среднего профессионального образования. Как правило, это - далеко не отличники, не отличающиеся примерным поведением, из неполных и проблемных семей, являются выпускниками детских домов, многие имеют ограниченные возможности здоровья.
Результаты опроса студентов в колледже показали, что основными трудностями с которыми столкнулись они при переходе на новую ступень –студенчество, являются:
1) трудности, связанные со взаимоотношениями между родителями и детьми;
2) трудности освоения учебного плана (сдача экзаменов, нет успеха в учебе, нет свободного времени, много домашнего задания);
3) проблемы в общении со сверстниками (мало друзей, вообще нет друзей).
4) вынужденная смена места жительства;
5) межполовые симпатии и антипатии (безответная любовь, любовный - треугольник);
6) влияние социальной среды;
7) материальное благосостояние;
Неумение преодолеть трудности, может привести студента к асоциальному поведению.
Основной из задач классного руководителя является создание условий для социального развития обучающихся, ориентация на помощь.
В связи с этим в работе классного руководителя выделяем шесть основных компонентов профилактической работы:
- диагностирование обучающихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения; отстающих в учебе;
- определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных обучающихся;
- составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей);
- изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
- вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
- изменение условий проживания (исходя из возможностей).
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения обучающихся, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики, необходимо выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Остановимся на наиболее важных аспектах профилактической работы асоциального поведения, проводимой классным руководителем.
1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими одногруппниками.
Если обучающийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, он ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей таких же как он». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику асоциального поведения.
У студента, пропустившего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные пропуски, и в конечном итоге, превратит в злостного прогульщика. Поэтому следует установить контроль за поведением «прогульщика».
3. Организация досуга обучающихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классный руководитель организует внеклассную деятельность студентов по привлечению их в спортивные секции, кружки особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей обучающихся и их естественного природного потенциала.
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия как:
- беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами обучающиеся;
- беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
- встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
- «классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
В беседах со студентами следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:
- любовь и здоровье;
- здоровье и успешная карьера;
мода и здоровье;
- фигура и здоровье;
- спорт и здоровье.
5. Широкая пропаганда среди студентов, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности обучающихся и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
Целесообразно акцентировать внимание студентов не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм. Для того чтобы обучающийся чувствовал себя комфортно в окружающей социальной действительности, необходимо, чтобы он обладал чувством социальной защищенности. Это обеспечивается системой педагогической работы классного руководителя по социальной защите своих воспитанников.
6. Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения обучающихся в экстремистские настроенные организации и группировки в связи с тем, что участились массовые беспорядки, хулиганские проявления во время проведения спортивных мероприятий, распространение идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь все чаще стали привлекаться обучающиеся.
Необходимо акцентировать внимание на формировании у студентов толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу
7. Нельзя не сказать о таком важном компоненте профилактической работы как выявление обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. Классный руководитель знакомится с жилищными условиями обучающихся, выясняет положение его в семье, его взаимоотношения с родителями.
Итак, миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности студента, а также приобретение им профессионально значимых качеств будущего специалиста.
«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьёй, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком…»
Ж.Ж.Руссо