Программа Профилактика асоциального поведения среди учащихся


Утверждаю
Директор школы: Л.И. Шипова
Нижегородская область
МОУ Шатковская СОШ №2
Программа
деятельности МОУ СОШ №2 по формированию эффективной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и подростков
Срок реализации: 5 лет
2010 год
Пояснительная записка
В связи с ростом численности правонарушений среди несовершеннолетних детей все более актуальными становятся проблемы социального сиротства, агрессивности несовершеннолетних, употребление ПАВ, алкоголизация среди детей и подростков. Наблюдаемая дезорганизация жизни семьи, разрушение семейных традиций, невыполнение семьей своих воспитательных функций ведет к падению жизненного уровня, ухудшению условий содержания детей.
Негативное влияние средств массовой информации на детей и подростков, низкопробная продукция, пропагандирующая праздный образ жизни, агрессию, жестокость, насилие, суицидальное настроение – все это ведет к значительному росту социальной дезадаптации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, отчуждением от труда, учебы, в резком ухудшении нервно-психического здоровья детей.
Учитывая, что в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних участвуют разные учреждения, существует реальная необходимость осуществления, координации, решения проблем детей и семей, находящихся в социально - опасном положении.
В школе ежегодно проводится анкетирование учащихся 7-11 классов на предмет употребления наркотических и токсических веществ. Анкетирование показывает, что проблема не стала меньше, а, наоборот, 285 подростков причиной употребления наркотических веществ считают доступность, 22% объясняют это проблемами в семье, а 20%-общение с пьющими людьми. Таким образом, школа должна принимать активные меры, чтобы с этим бороться. И если раньше среди знакомых детей не было потребителей нелегальных наркотических веществ, то сейчас это 19%.И самое страшное, что 4% учащихся высказывают положительное отношение к наркотикам.
Цель программы: закрепление и дальнейшее совершенствование системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи программы:
1. Обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, организацию работы по месту жительства, увеличение количества творческих объединений по интересам в общеобразовательном учреждении, формирование здорового образа жизни подростков, привлечение семьи к воспитанию детей.2. Обеспечить повышение уровня педагогических работников, осуществляющих воспитательную и профилактическую деятельность в школе.
3. Укреплять взаимодействие с субъектами профилактики, заинтересованными органами, общественными и другими организациями по вопросу воспитания детей и подростков.
Нормативно-правовая обеспеченность программы
1.ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999г.
2.ФЗ РФ «Об образовании» от 10.01.2003г.
3.Конституция РФ.
4.Конвенция ООН о правах ребенка от 26.01.1990г.
5.Гражданский кодекс РФ.
6.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
7.Декларация прав ребенка.
8.Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год»от 13.03.2002г.
9.Права несовершеннолетних детей.
10.права и обязанности родителей.
11.Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
12.Устав ОУ.
13.Локальные акты (положение о постановке на ВШУ, о Совете по профилактике правонарушений, о школьном самоуправлении, о родительском собрании, о родительском комитете, правила обучающихся).
Основные направления реализации
программы
– формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить получение детьми обязательного основного общего образования и преодоление негативных проявлений среди детей и подростков;
– совершенствование системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи; повышение педагогической культуры и раскрытия творческого потенциала родителей;
– реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детей и подростков;
– создание «воспитательного пространства» школы с целью включения в развитие воспитания детей и подростков все социальные институты общества;
– формирование здорового образа жизни детей и подростков;
– разработка и внедрение методических материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, а также формирующих нормы социального поведения, характерные для гражданского общества;
– создание информационного пространства школы по данному направлению.
Ожидаемые результаты:
– создание условий для совершенствования системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для получения обязательного образования и воспитания детей и молодежи в школе;
– формирование основы для развертывания социально-клубной, волонтерского движения, развития и укрепления системы работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства;
– формирование здорового образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, преступности среди учащейся молодежи;
– организация системы своевременной юридической, психолого-педагогической помощи подросткам, попавшим в зону юридического, социального или личностного конфликта;
– формирование правовой культуры подростков, включающей практические навыки предупреждения правонарушения, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него;
– формирование у детей представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми и нравственными нормами, правилами культуры поведения;
– формирование у подростков отношения нетерпимости к аморальному образу жизни и противоправным поступкам;
– создание в системе дополнительного образования условий для обучения и воспитания детей, оказавших в социально опасном положении;
– совершенствование принципов и механизмов управления воспитательной работой, создание новых образцов управленческой деятельности, направленной на развитие социальной защищенности учащихся;
– усиление роли семьи в воспитании детей;
– привлечение к совместной деятельности всех заинтересованных ведомств и организаций.
Литература
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М., 2005. 2. Воспитание трудного ребёнка. / Под ред. М.И. Рожкова.  М.: Владос, 2001.3. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. Волгоград, 2006.4. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. М., 2005.5. Латышев Л.Г., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации. М., 1991.6. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// Автор-составитель Ляпина Е.Ю., Волгоград, 2007.7. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Курск, 1987.8. Михалевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.9. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. Волгоград, 2007.10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2004.11. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002.12. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. // Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006.13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.// Автор-составитель Маньшина Н.П., Волгоград, 2007.14. Социальный педагог в школе (из опыта работы).// Автор-составитель Баранова Л.Д., Волгоград, 2007.15. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных случаях
Организационные формы и основные направления деятельности
по реализации программы
1. Развитие нормативно-правовой базы
Мероприятие Сроки исполнения
1 2
1.1 Проведение мониторинга действующих правовых и нормативных актов по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних и обучения, воспитания детей и молодежи В течение года
1.2 Разработка рекомендаций об организационном и методическом взаимодействии образовательного учреждения со всеми субъектами профилактики и воспитания Постоянно
1.3 Введение в действие нормативных правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательного учреждения и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровье обучающихся Постоянно
2 .Профилактическая деятельность
2.1 Организация летней занятости подростков девиантного поведения Май
2.2 Продолжить проведение сверки по движению учащихся школ района. Принимать меры по возвращению подростков на занятия для получения ими обязательного основного общего образования Постоянно
2.3 Обобщать информацию по школьникам и семьям, находящимся в социально опасном положении, состоящим на ВШУ, ПДН. В течение всего периода
2.4 Проведение дней и месячников профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков Согласно плану работы
2.5 Участие в проведении межведомственных операций и рейдов «Подросток», «Безнадзорник», «Неблагополучная семья», «Без наркотиков», «Всеобуч». Постоянно
2.6 Организация профилактических мероприятий управления образования совместно с КДН и ПДН по предупреждению безнадзорности и преступности школьников. Ежегодно
2.7 Организация индивидуальной работы с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им социальной, педагогической, психологической, медицинской помощи для преодоления проблем в обучении и поведении Постоянно

3.Формирование здорового образа жизни
3.1 Проведение акции «XXI век – век без наркотиков»
Ежегодно в ноябре
3.2 Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами и проведение с ними индивидуальной работы В течение всего периода
3.3 Проведение мониторинга распространенности злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в целях обеспечения анализа наркоситуации в детско-молодежной среде, выявления негативных тенденций ее развития и принятия необходимых организационно-методических мер В течение всего периода
3.4 Оформление стенда по профилактике наркомании Ежегодно в ноябре
3.5 Внедрение в практику работы школы программ и методик, направленных на формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактику злоупотребления психоактивными веществамиВ течение всего периода
3.6 Создание системы обучения и воспитания через учебные предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий употребления психоактивных веществ (биология, химия, ОБЖ, история и др.) В течение всего периода
3.7 Организация групп взаимопомощи по предупреждению употребления ПАВ среди несовершеннолетних из числа положительно ориентированных подростков Постоянно
4. Формирование правовой культуры подростков
4.1 Совершенствование гражданско-правового образования школьников, обучение подростков основам юридических наук, через учебные предметы, введение спецкурсов, во внеурочной работе В течение всего периода
4.2 Организация встреч подростков, склонных к правонарушениям с работниками правоохранительных органов Ежеквартально
4.3 Оформление школьного стенда
– «Права ребенка»
– «Криминальная опасность»
– «Юридическая консультация»
4.4 Реализация программы по правовому воспитанию учащихся «Право и закон».
Постоянно
4.5. Использовать школьную газету для пропаганды и информированности учащихся по вопросам профилактики безнадзорности, преступности, наркомании, досуга детей и подростков Постоянно
5 Развитие дополнительного образования
5.1 Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании Ежегодно, сентябрь-октябрь
5.2 Расширение видов творческой деятельности в школе для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам В течение всего периода
5.3 Создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста, в том числе подростков девиантного поведения В течение всего периода
5.4 Организация оздоровительных лагерей
В период каникул
5.5 Приобщение подростков, оказавшихся в социально опасном положении, к участию в районных, городских и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях Постоянно
6 Работа с семьей 6.1 Выявление родителей «группы риска» и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи. Работа с банком данных района Постоянно
6.2 Организация индивидуального семейного консультирования родителей из «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В течение всего периода
6.3 Привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания всесторонней помощи «проблемной» семье Постоянно
6.4 Оказание практической помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома По необходимости
6.5 Продолжить работу по проведению педагогического всеобуча с целью повышения педагогической культуры и просвещения родителей Постоянно
6.6 Использовать в работе родительские конференции как эффективную форму взаимодействия управления образования, образовательных учреждений и родителей 1 раз в полугодие
6.7 Сделать традиционной акцию «Дети против наркотиков» Ежегодно в ноябре, апреле
7 Работа по месту жительства
7.1 Выявление учащихся, посещающих неформальные группировки, в том числе с противоправной направленностью Постоянно
7.2 Организовать индивидуальную профилактическую и воспитательную работу по разобщению групп школьников, склонных к противоправным действиям Постоянно
7.3 Создание воспитательного пространства школы:
– взаимодействие с учреждениями культуры и общественными детскими и молодежными организациями, работающими в районе;
– увеличение охвата занятиями по интересам
– организация и проведение праздников Постоянно
– проведение работы по благоустройству школьного двора 7.4 Проведение спортивных соревнований, творческих конкурсов между учащимися В течение всего периода
7.5 Работа с населением микрорайона по выявлению неблагополучных семей, мест концентрации подростков девиантного поведения и принятие своевременных профилактических мер Постоянно
8 Информационная, научно-методическая деятельность
8.1 Проведение совещаний, обучающих семинаров, "круглых столов" по вопросам безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних 1 раз в год
8.2 Разработка рекомендаций для классных руководителей, учителей-предметников для работы с детьми и подростками группы «риска» в современных условиях 8.3 Проведение социологических исследований, анкетирования, анализ полученных результатов Постоянно
8.4.Распространение методических, информационных пособий и положительного опыта работы по вопросам профилактики Постоянно
9 Работа с педагогическими кадрами
9.1Повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей Постоянно
9.2 Повышение квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в современных подходах к воспитанию и профилактике Постоянно