Семинар — практикум для педагогов ДОУ Игры детей дошкольного возраста


Министерство образования и науки
Республики Татарстан
Отдел Образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района
Игры детей дошкольного возраста
(Семинар – практикум для педагогов ДОУ)


МБДОУ-Джалильский детский сад №1
«Берёзка»-общеразвивающего вида
Воспитатель 1 квалификационной категории
Гареева Лилия Ильдусовна2011год
Игры детей дошкольного возраста.
Детство-период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он открывается ему. Детство-период времени, который подвластен только ребенку и где он бесконечно расширяет границы окружающего. Выделение этого мира важно, прежде всего для того, чтобы педагог, зная о его существовании, мог выстраивать с ребенком особые отношения.
В каждом ребенке от природы заложена активность и способность к самореализации. А именно активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношении с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношении детей, на воспитание активной позиции. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - труд, игра для них – учеба, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок впервые получает урок коллективного мышления. Наблюдения показывают: там, где воспитатели правильно определяют место игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине.
Социальную действительность дети начинают отражать в играх наиболее простых и понятных им явлении, воспринимаемых непосредственно. Играя, дети совершают «путешествия» по республикам нашей страны, узнают труд и быт людей разных национальностей. У них формируются патриотические чувства, уважение к людям труда, они знакомятся с явлениями общественной жизни.
Широко используются в практике игры с правилами – подвижные, дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях.
Особое место в жизни детей занимают театрализованные игры. Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры: в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества.
В игре дети по своей воле, подражая взрослым, берут на себя их роли, иногда по-своему, творчески развивают сюжет, по-своему используют игровой материал, игрушки.
Содержательные творческие игры возникают на основе развития наблюдательности, памяти, мышления, воспитания чувств, интересов, развития воображения.
Детское творчество в игре характеризуется наличием замысла, выбором роли, умением развить сюжет, подобрать материал. Все эти компоненты игры появляются в результате воспитания. Развить у ребенка способность творчества – значит, развить его наблюдательность, расширить кругозор, приучить ребенка подражать достойным образцом, научить его применять знания.
К главнейшим условиям, вызывающим творческую игру, относятся: желание ребенка подражать, желание участвовать в жизни взрослых. При помощи подражания ребенок по-своему воспроизводит и создает разные жизненные ситуации, проявляя наклонность к воображению, стремление к самостоятельному активному познанию окружающего.
Самостоятельность ребенка в игре является первой ее характерной чертой даже в том случае, когда ребенок еще не может широко развить содержание начатой им самим игры. Это стремление к самостоятельности в ролевом действии ребенок чаще всего проявляет в подражании тому взрослому, который вызвал его расположение, пробудил его чувство, которого ребенок любит, к кому привязан, кто его окружает.
Направленное подражание влияет на самовоспитание, самообучение. Игры вызываются потребностью в общении. Это потребность в процессе игры проявляется у детей уже в ясельном возрасте и в их бытовых играх. Когда в семье нет сверстников, с которыми ребенок мог бы играть, он охотно играет с матерью, отцом, старшими сестрами, братьями.
Знание причин, которые вызывают игры, поможет воспитателям влиять на обогащение роли и развитие сюжета, что особенно важно по отношению к детям, посещающим детский сад.
Черпая часто свои впечатления из одних и тех же источников, дети играют по-разному. В игре обнаруживаются даже еле приметные оттенки проявления личности.
Зерно личного, своеобразного имеется в играх уже у детей 2-3 лет. У самых маленьких детей при выборе характер отражения воспринятого, ибо процесс развития несет на себе и то, что влияет на ребенка извне, и то, как это влияние своеобразно перерабатывается каждым из них.
Игры детей протекают в различных формах. Они многообразны. Первая форма игры характеризуется тем, что ребенок, воспроизводя поразившие его явление, выступает одновременно и в роли заинтересовавшего его предмета, и в роли человека, действующего с этим предметом. Вторая форма игры – ролевая. Это - перевоплощение ребенка во взрослого и сверстника. В такой игре ребенок отражает образ человека, развивает сюжет. Игра, в которой ребенок действует в определенной роли, основана на образном восприятии действий, характерных движений человека, которые потом творчески воссоздаются в игре ребенком. Третья форма игры характеризуется тем, что в ней мир явлений воспроизводится в материальных образах: в лепке, в строительстве, а иногда в рисунках.
Руководство детской игрой будет правильным лишь в том случае, если позволит сохранить всю прелесть её творческого характера. А для этого надо больше уделять внимание самостоятельной деятельности детей, в которой они вступают в разнообразные контакты по собственной инициативе, имеют возможности строить свои взаимоотношения самостоятельно, сталкиваясь с интересами партнеров, усваивают нормы поведения в коллективе. Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становиться окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.