Проектная работа на тему Современные подходы к реализации задач физического развития детей дошкольного возраста


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Итоговая аттестационная работа (проект)
Современные подходы к реализации задач физического развития детей дошкольного возраста
Авторы проекта
Кашапова Татьяна Анатольевна воспитатель, Автономная некоммерческая организация начального и дошкольного образования «Прогимназия №14»
Миннебаева Райса Гаппасовна воспитатель, Автономная некоммерческая организация начального и дошкольного образования «Прогимназия №14»
Степанищева Елена Вениаминовна воспитатель, Автономная некоммерческая организация начального и дошкольного образования «Прогимназия №14»
Научный руководитель: Сафина Р.Н., к.п.н., доц.
Казань, 16.05. - 27.05. 2016г.
Введение
Постановка проблемы
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 17 декабря 2012г № 273, а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населению РФ», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и другими нормативными документами.
Педагогическими исследованиями доказано, что уменьшение объёма, времени и интенсивности двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физическом и познавательном развитии детей. Стремительное развитие информационно коммуникативных технологий захлестнуло активную часть населения страны, не обошла стороной и дошкольников, которые стали меньше двигаться и играть.
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического и психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Физическое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-              ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-              ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-              у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-              ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены [2].
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. При организации непосредственной образовательной деятельности необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.11.2013г. №1155
Федеральный закон от 29.12.2012_№ 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185_«0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Сохранения  и  укрепление здоровья детей и удовлетворение потребности детей в движении – в этом заключается актуальность темы нашего проекта.
Цель проекта: Изучить теоретически, обосновать методически и подготовить методический проект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей (старшая группа) физкультурный досуг «Путешествие в Мир Спорта».
Задачи проекта:
1. Изучение и анализ научно – методической и нормативно - правовой литературы.
2. Подбор и отбор методических и диагностических материалов.
3. Определение механизмов разработки плана мероприятия.
4. Разработка плана мероприятия.
5. Подготовка и реализация проекта.
6. Определение эффективности проекта и обобщение результатов.
Целевая группа проекта – воспитанники старшей группы Автономной некоммерческой организации дошкольного и начального общего образования «Прогимназии №14 «Журавушка» г. Бугульма РТ.
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 г.
Место реализации проекта Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования «Прогимназия № 14 «Журавушка» города Бугульма
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный: с 16.05. – 27.05.2016 г.
(Подбор и отбор методических и диагностических материалов, определение механизмов разработки плана мероприятия, разработка плана мероприятия)
2. Основной: сентябрь 2016 г.
(Подготовка и реализация проекта)
3. Заключительный: октябрь 2016 г.
(Определение эффективности проекта и обобщение результатов)
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
1 Изучение нормативно-правовой базы в образовательной области «Физическое развитие» воспитанников старшего дошкольного возраста Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения «Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель
2 Обоснование теоретической разработки проекта. Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель
3 Разработка комплекса мероприятий по образовательной области «Физическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста.
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель
4 Анализ научно-методической литературы Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель
5 Составление книги спортивных Рекордов ДОУ Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
6 Тренинги, практикумы, дни открытых дверей для родителей. Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
7 Создание игрового двигательного пространства в группе Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
8 Пополнение мультимедийной картотеки игр, раскрасок, стихов, кроссвордов, спортивного содержания Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
9 Экскурсии в природу. Пешие прогулки, походы. Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
10 Занятия в спортивных секциях
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Преподаватели секций
11 Разучивание гимнастики с элементами йоги Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель,
12 Организация спортивных и подвижных игр на прогулке Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
13 Создание комплекса закаливающих процедур в контакте с медицинскими работниками Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель,
Шкирмантова Е.В.,
старшая медсестра
14 Оформление групповых информационных стендов Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
15 Статьи на сайте ДОУ, ознакомляющие родителей с содержанием, организационными формами и методами физического развития детей Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
16 Проведение физкультурного досуга «Путешествие в Мир Спорта!» для пед. коллектива Прогимназии №14 Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
17 Выступление на метод. объединении Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
18 Диагностирование результатов по образовательной деятельности «Физическое развитие» детей старшего дошкольного возраста. Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
19 Определение эффективности проекта и обобщение результатов Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
16.05 -27.05.2016 Кашапова Т.А., воспитатель
Миннебаева Р.Г., воспитатель
Степанищева Е.В., воспитатель, родители, дети
Ресурсы
Условия Необходимо Имеется Источники Сроки
Нормативно-правовые:
Приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»…
Извлечения из «Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.
Устав Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования «Прогимназия №14 «Журавушка» г. Бугульмы РТ
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ"Об образовании"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"
Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-1408.
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Интернет – ресурсы
Интернет – ресурсы
Интернет – ресурсы
Интернет – ресурсы
Интернет – ресурсы
Интернет – ресурсы
Интернет – ресурсы
Интернет – ресурсы
Интернет – ресурсы
16.05 -27.05.2016
16.05 -27.05.2016
16.05 -27.05.2016
16.05 -27.05.2016

16.05 -27.05.2016
16.05 -27.05.2016
16.05 -27.05.2016
16.05 -27.05.2016
16.05 -27.05.2016

Материально-технические:
Интерактивная доска
Нэтбуки
Мультимедийный проектор
+
+
+
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
5.09.-10.10.2016
Кадровые:
Директор
Старший воспитатель
Старшая медсестра
Воспитатели
+
+
+
+
5.09.-10.10..2016
Научно-методические:
Использование научно-методической литературы
Использование инернет-сайтов для разработки содержания проекта

+
+
16.05 -27.05.2016
Информационные:
Информирование педагогов о реализации проекта через пед. сообщение
2. Информирование родителей о реализации проекта через интернет-сайт.
Информирование детей о реализации проекта через видео-презентацию
+
+
+
Воспитатели 5.09. 2016
Мотивационные:
1. Повышение мотивации воспитателей через семинары.
2. Повышение мотивации родителей через родительские собрания.
3. Повышение мотивации детей через игровую деятельность.
+
+

+
+
Воспитатели 5.09.2016
Организационные:
Оформление предметно-развивающей среды
Приглашение педагогов на математический досуг
Выкладывание на сайт
Изготовление медалей и дипломов для поощрения детей
+
+
+

+ Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы
09.2016
Финансовые:
Пространственно-развивающая среда
Методическая литература
Спортивные товары
Грамоты, дипломы, благодарственные письма
Приобретение инвентаря для закаливающих процедур

+
+
+
+
+ Директор
5.09.2016-10.10.2016
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Сформированность у педагогов (Кашаповой Т.А. Миннебаевой Р.Г. Степанищевой Е.В.) готовности к разработке и реализации других проектов.
Сформированность у родителей готовности к совместной деятельности, обогащение родительского опыта по возрастному и психологическому развитию детей, знакомство с рациональными методами и приемами физического развития детей.
3. Сформированность у детей интереса к активной двигательной деятельности. Формирование представлений о себе как о субъекте двигательной деятельности; развитие физических способностей.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Мир открытий». Старшая группа.// Научный редактор Л.Г. Петерсон. 2012 год
Данная система мониторинга предназначена для отслеживания и фиксации промежуточных результатов формирования качеств личности детей шестого года жизни.
Таблицы мониторинга качеств рекомендуется заполнять два раза в год (осенью и весной), что позволяет выявить динамику освоения программных требований в течение года.
Динамика изменений сформированности промежуточных качеств личности, степени освоения содержания образовательных областей каждым ребенком индивидуально и группой детей в целом за весь учебный год определяется путем сравнения результатов, полученных на начало года и конец года.
Данная система мониторинга развития качеств детей шестого года жизни полезна педагогам не столько в качестве инструмента контроля, сколько окажет помощь в оптимизации образовательно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей, а также в переосмыслении задач современного дошкольного образования и способов достижения планируемых результатов.
Диаграмма интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Образовательная область «Физическое развитие »
11.Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Образовательная область «Физическое развитие » (продолжение)


Литература
Основная литература
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Вестник образования, 2013г., № 24
2 Комментарии к ФГОС дошкольного образования //Вестник образования, 2014г., № 7 Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет – 2012г. результатов – 2011г.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. /Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
Буре Р.С.. Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Вахрушев А. А., Кочемасова Е.Е., Белова И.К.. Программа дошкольной подготовки по курсу «Здравствуй, мир!» (Школа 2100)
Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013
Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса.
Министерство образования и науки
Российской Федерации http://www.mon.gov.ruРоссийский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ruФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ruФедеральное агентство по науке и инновациям
(Роснаука) http://www.fasi.gov.ruФедеральное агентство по образованию
(Рособразование) http://www.ed.gov.ruФедеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ruДополнительная литература
Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).
Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.
Монтессори М. Теория и практика.
Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009.
Храмцова Т.Г. /Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Детский портал "Интернетёнок" http://internetenok.narod.ru/Детский портал "Почемучка" http://pochemu4ka.ru/Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/Министерство образования и науки Российской
Федерации http://www.mon.gov.ruРоссийский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ruФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ruФедеральное агентство по науке и инновациям
(Роснаука) http://www.fasi.gov.ruФедеральное агентство по образованию
(Рособразование) http://www.ed.gov.ruФедеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru