АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА (название предмета) для 10 класса


Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Утверждено педагогическим советом КОУ:
«Леушинская школа – интернатдля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» протокол №______________от
«____»_________________ 2014 г.
Утверждаю:
директор КУ «Леушинская
школа – интернатдля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _______________________ В.Т. Гречаная
«____»_________________ 2014 г.
АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
(название предмета)
для 10 класса
на 2014-2015 учебный год
(II ступень)
образовательная ступень

Леуши, 2014г.
Составитель: учитель Социально бытовой ориентировки Борисова С.Д.
Программа составлена на основании «Программно-методическое обеспечение для 10-12 кл. с углубленной трудовой подготовкой в специальных (корррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос (2006)Под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой.
Предлагаемая программа и календарно – урочное планирование поможет педагогам целенаправленно, комплексно и компетентно организовать учебный процесс по овладению учащимися опытом социального поведения для наиболее полной их реализации и интеграции в социуме и всесторонне формировать личность. Важность программы заключается в том, что содержание учебного материала по социально бытовой ориентировке разнообразно, многопрофильно,. Адресовано учителям социальгно, рекомендовано воспитателям. Предназначено для проведения эффективных занятий в 11 классе коррекционных школVIII вида. Программа учитывает все федеральные образовательные требования и стандарты.
Адаптированная программа утверждена на заседании методического совета,
Протокол № ____ от «____» ____________ 2014г.
Председатель методического совета_______________В.Т.Гречаная
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей
Протокол № ____ от «____» __________ 2014 г.
Руководитель________________Е.С. Боровая
(подпись) (Ф.И.О.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа составлена на основании Образовательной программы для учащихся 10-11 классов «Леушинской школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: Борисова С.Д
Программа по Социально бытовой ориентировке в 11 классе составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности умственно отсталых учащихся и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно - бытовому труду.
Цель программы:подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни (труду) и приспособление к самостоятельной жизни в условиях социальной среды.
В программу включены следующие разделы:
1.Личная гигиена.
2.Одежда и обувь.
3.Питание.
4.Жилище.
5.Транспорт.
6.Торговля.
7.Семья (бюджет семьи).
8.Средства связи.
9.Медицинская помощь.
10.Трудоустройство.
11. Культура поведения.
Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в. обслуживании себя и близких.
Соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, учащиеся 11 класса продолжают изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена по тому же принципу: опора на имеющиеся знания и умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся.
Конкретные задачи обучения учащихся специальных коррекционных) школ VIII вида по домоводству вытекают из цели - подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни (труду) и приспособление к самостоятельной жизни в условиях социальной среды.
Задачи состоят в следующем:
1.Овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.2.Коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности).3.Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.4.Формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде.5.Обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин.6.Воспитание положительного отношения к домашнему труду.7.Ссодействие физическому развитию учащегося с ОВЗ.
Важной задачей является обучение большому количеству приемов выполнения того или иного вида работ, так как практика показывает, что учащиеся, овладевшие их наибольшим количеством, могут лучше спланировать работу и успешнее ее выполнить. Формирование навыков, таких как правильное использование приспособлений, инвентаря, выполнение рабочих движений в определенной рабочей позе, происходит постепенно, в процессе многократных упражнений на протяжении всего периода обучения.
Низкая степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий является основным недостатком их трудовой деятельности. Умение ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу не вырабатывается у учащихся с ОВЗ автоматически и поэтому на уроках домоводства его надо целенаправленно формировать. Это является важнейшей коррекционной задачей специального обучения.
Программа рассчитана на учащихся 11класса.
Количество учебных часов:
35часов в год (1 час в неделю)
Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Тематическое планирование
11 класс
Тема Кол-во часов Краткое содержание темы Обязательный минимум
ЗУН Примечание
1 «Личная гигиена» 4 Повторение материала по личной гигиене: уход за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногтями. Маникюр (уход за ногтями). Принадлежности для маникюра: ножницы, пилочка, лак для ногтей. Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями. Бритье. Принадлежности для бритья: станок, помазок, электробритва, мыло, пена для бритья, лосьон, дезодорант, одеколон после бритья. Санитарно – гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями.
Обучающиеся должны знать:
-способы ухода за ногтями и выполнение бритья;
-санитарно – гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями;
-санитарно – гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями;
Обучающиеся должны уметь:
-ухаживать за ногтями;
-бриться. 2 «Одежда и обувь» 2 Виды меховой одежды. Уход за меховой одеждой. Ремонт меховой одежды. Одежда из кожи. Уход за ней. Ремонт одежды из кожи.Замшевая обувь. Уход за замшевой обувью.
Мода, стиль, назначение одежды. Как показать достоинства фигуры и скрыть ее недостатки. Выбор одежды и обуви при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.
Обучающиеся должны знать:
-способы ухода за меховой и кожаной одеждой;
-правила чистки замшевой обуви;
-правила подбора одежды и обуви.
Обучающиеся должны уметь:
- уход за меховой и кожаной одеждой;
-чистить замшевую обувь;
-Выбирать одежду и обувь при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.
3 «Питание» 6 Вторые блюда (котлеты, жаркое, рыба) и соответствующий гарнир к ним Выпечка: булочки, кекс, печенье, вафли. Приспособления для закатывания консервов. Правила консервирования фруктов (компот). Правила засолки грибов.
Обучающиеся должны знать:
-рецепты и способы приготовления вторых блюд (котлеты, жаркое, рыба) и соответствующего гарнира к ним;
рецепты и способы выпекания булочек, кекса, печенья, вафель;
правила консервирования фруктов. Правила засолки грибов.
Обучающиеся должны уметь:готовить вторые блюда; выпекать булочки, кексы, печенье, вафли; консервировать фрукты и засаливать грибы. 4 «Семья» (бюджет семьи) 3 Состав семьи учащегося. Отношения между членами семьи. Обязанности детей по отношению к родителям. Помощь младшим членам семьи. Источники семейного бюджета. Необходимые ежемесячные платежи. Планирование расходов на месяц. Тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке. Виды вкладов, их преимущества и недостатки. Оформление вклада в сбербанке.
Обучающиеся должны знать:
-состав семьи;
-обязанности детей по отношению к родителям.
-источники семейного бюджета;
- необходимые ежемесячные платежи;
- назначение сбережений;
- виды вкладов, их преимущества и недостатки;
-порядок оформление вклада в сбербанке.
Обучающиеся должны уметь:
-планировать расходы на месяц;
-вести тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета.
5 «Культура поведения» 4 Прием гостей. Приглашение гостей. Подготовка кприему гостей: угощение, развлекающиевеселыеигры,танцы конкурсы. Встреча гостей, знакомство, родителей с новыми друзьями, присутствующих с новыми гостями. Правилаприема гостей. Проводыгостей.Уборка квартиры после приема
Обучающиеся должны знать:
-правила приема гостей и поведения в гостях.
Обучающиеся должны уметь:
-выполнять правила приема гостей и поведения в гостях. 6 «Жилище» 3 Мебель, оборудование, интерьер кухни. Санитарно – гигиенические требования к состоянию кухни. Уборка кухни.
Кухонные электроприборы (миксер, комбайн, электроплита, электросамовар, посудомоечная машина), их использование, уход за ними. Правила техники безопасности при работе с электроприборами. Борьба с вредными насекомыми. Средства для борьбы с вредными насекомыми, меры безопасности при их использовании. Обучающиеся должны знать:
-санитарно - гигиенические требования к состоянию кухни;
-правила техники безопасности при работе с электроприборами;
-средства и способы борьбы с вредными насекомыми.
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться бытовыми электроприборами;
-производить уборку кухни. 7 «Транспорт» 2 Междугороднийавтотранспорт.Автовокзал.Расписаниедвиженияавтобусов.Порядокприобретениябилета. Стоимость проезда. Страховка. Багажное отделение в автобусе. Культураобщения пассажиров. Обучающиеся должны знать:
-порядок приобретения билета на автовокзале.
Обучающиеся должны уметь:
-ориентироваться в расписании отправления рейсовых автобусов;
-производить покупку билета на междугородний автобус. 8 «Торговля» 3 Оптовая и розничная торговля продовольственными и про мышленными товарами. Рынки сельхозпродукции и плодо-овощные базы. Отделы рынка. Выбор продуктов.Отличиерыночной торговли от магазинной (торг).Определение правильности отпуска,товара и подсчета его стоимости.
Обучающиеся должны знать:
-отделы рынка;
-выбор продуктов;
-отличие рыночной торговли от магазинной;
-способы определения правильности отпуска товара и подсчета его стоимости
Обучающиеся должны уметь:
-выбирать продукты;
-следить за правильностью отпуска товара и подсчета его стоимости.
9 «Средства связи» 2 Оформление заказа на покупку товара по почте. Получение заказа наложенным платежом. Оформление подписки на покупку товара, на газеты и журналы. Обучающиеся должны знать:
-порядок оформления заказа на покупку товара по почте;
-порядок получения заказа наложенным платежом;
-порядок оформления подписки на покупку товара, на газеты и журналы.
Обучающиеся должны уметь:
-заполнять необходимые бланки. 10 «Медицинская помощь» 2 Инфекционные заболевания (грипп, ветряная оспа, желудочно- кишечные инфекции, корь и т.п.) Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактические меры. Понятие об иммунитете. Значение прививок. Уход за больным инфекционным заболеванием дома, меры предосторожности. Значение дезинфекции помещения, в котором находился инфекционный больной. Методы санобработки в квартире.
Обучающиеся должны знать:
-причины возникновения инфекционных заболеваний;
-профилактические меры;
-значение прививок;
-методы санобработки в квартире.
Обучающиеся должны уметь:
-ухаживать за больным инфекционным заболеванием в домашних условиях;
-производить санобработку помещения.
11 «Трудоустройство» 4 Составление автобиографии. Оформление на работу постоянную и по договору. Различия временной, постоянной работы и по договору. Преимущества договора.
Рассмотрение договора, его ключевых моментов. Варианты анкет. Назначение. Заполнение.
Обучающиеся должны знать:
-варианты написания автобиографии
-перечень документов, необходимых для поступления на работу
-перечень основных деловых бумаг и правила их написания
Обучающиеся должны уметь:
-писать автобиографию
-заполнить анкету Календарно - урочное планирование
11 класс
№ Тема урока Содержание деятельности Кол-во часов Дата Цель Обязательный минимум ЗУН Тип урока Методы урока
I четверть
Личная гигиена – 4 ч
1.1 Уход за кожей лица, тела, ног.
Повторение материала по личной гигиене:
-о необходимости поддержания физического здоровья;
-уход за кожей лица, тела, ног, ногтями;
Маникюр (уход за ногтями). Принадлежности для маникюра: ножницы, пилочка, лак для ногтей. Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями.
Правила личной гигиены – основа образа жизни. Уход за волосами. Косметические средства 1 Закрепление умения учащихся соблюдать правила личной гигиены. Знать:
-способы ухода за кожей лица, тела, ног, ногтями, волосами
Уметь:
-ухаживать за ногтями.
Повторение знаний Словесный
1.2. Бритьё. Бритье. Принадлежности для бритья: станок, помазок, электробритва, мыло, пена для бритья, лосьон, дезодорант, одеколон после бритья. Санитарно – гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями. 1 Закрепление умения учащихся соблюдать правила личной гигиены Знать:
- способы выполнение бритья.
-санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными приборами
Уметь:
-соблюдать правила личной гигиены;
-бриться.
Комбинированный Словесно-практический
«Семья» (бюджет семьи ) – 3 ч
2.1 Состав семьи учащегося. Понятие «Семья». Семейные отношения. Традиции. Досуг. Закон РФ о браке и семье. Обязанности членов семьи.
Основные виды семейных отношений. Обязанности детей по отношению к родителям. Помощь младшим членам семьи. Особенности законных и незаконных семейных отношений. Записать в тетрадь основные тезисы о порядке и условиях заключения и расторжения брака; об основах семейных отношений, семейных традиций; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье. 1 Формирование знаний о межличностных отношениях в семье, распределении обязанностей членов семьи. Знать:
- основные виды семейных отношений,
- семейные традиции;
- обязанности, связанные с заботой о детях.
Уметь:
- выполнять морально этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);
- оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;
- активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;
- поддерживать и укреплять семейные традиции;
- выполнять обязанности, связанные с заботой о детях. Комбинированный Словесно-практический
2.2 Источники семейного бюджета. Источники семейного бюджета. Необходимые ежемесячные платежи. Планирование расходов на месяц. Тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета. 1 Формирование знаний учащихся об источниках семейного бюджета. Знать:
-источники семейного бюджета;
- необходимые ежемесячные платежи;
Уметь:
-планировать расходы на месяц;
-вести тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета. Комбинированный Словесно-практический
2.3 Сбережения. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке. Виды вкладов, их преимущества и недостатки. Оформление вклада в сбербанке. 1 Формирование умения учащихся о назначении сбережений и вкладов. Знать:
- назначение сбережений;
- виды вкладов, их преимущества и недостатки;
-порядок оформление вклада в сбербанке.
Уметь:
- оформлять вклад в сбербанке.
Комбинированный Культура поведения – 4ч
3.1 Адекватное поведение в обществе. Законы общежития
Правила поведения в обществе
Разбор жизненных ситуаций, используя слова вежливости. 1 Формирование умения учащихся адекватно вести себя в обществе Знать:
-законы общежития
-правила поведения в обществе
Уметь:
-анализировать жизненные ситуации
Комбинированный Сюжетно-ролевая игра
3.2 Встреча ипроводы гостей. Приглашение гостей. Подготовка к приему гостей: угощение, развлекающие веселые игры, танцы конкурсы. Встреча гостей, знакомство, родителей с новыми друзьями, присутствующих с новыми гостями. Правила приема гостей. Проводы гостей. Уборка квартиры после приема. 1 Формирование умения учащихся принимать гостей
Знать:
- правила приема и проводов гостей
Уметь:
- встречать, провожать гостей, вежливо вести себя во время приема.
- выполнять правила приема гостей и поведения в гостях. Комбинированный Словесно-практический
3.3 Прием гостей. Правила хорошего тона с друзьями и знакомыми. Действия «Я – гость».
Действия «Я – хозяин»
Обыгрывание ситуации Сюжетно-ролевая игра «Чашка чая». 2 Закрепление умения учащихся принимать гостей
Знать:
- правила приема гостей
Уметь:
- встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их; анализировать поступки людей и давать им правильную оценку. Комбинированный Сюжетно-ролевая игра
Жилище – 3ч
4.1 Интерьер. Характерные особенности жилища. Мебель, оборудование, интерьер кухни. Зонирование квартиры. Назначение комнат. Санитарно – гигиенические требования к состоянию кухни. Уборка кухни. Понятие о композиции в интерьере.Функциональные качества. Гигиенические качества. Эстетические качества. 1 Формирование умения учащихся подбирать детали интерьера, рационально расставлять мебель. Знать:
- характерные особенности жилища.
-правила расстановки мебели с учетом размера, особенности площади, назначения комнат, наличия мебели;
-санитарно - гигиенические требования к состоянию кухни.
Уметь:
-уметь подбирать детали интерьера;
-производить уборку кухни. Комбинированный Словесно-практический
IIчетверть
4.2 Расстановка мебели в квартире. Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера. Особенности расстановки мебели в квартире, учитывая размер комнаты, назначение комнаты.
Разные способы расстановки мебели.
1 Формирование умения учащихся определять места расположения мебели в квартире с учетом размера, особенностей площадей, назначения комнат. Знать:
- правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, на значения комнат, наличия мебели);
требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера.
Уметь:
- расставлять мебель в квартире (на макете);
подбирать детали интерьера. Сообщение новых знаний Словесно-практический
4.3 Виды уборки квартиры. Способы сохранения жилищного фонда.
Капитальный и косметический ремонт.
Поддержание чистоты и порядка для продления срока службы мебели. Записать периодичность уборки квартиры и ее последовательность. 1 Формирование умения учащихся определять последовательность уборки квартиры; знакомство с правилами сохранения жилищного фонда. Знать:
- последовательность уборки квартиры;
- правила сохранения жилищного фонда.
Уметь:
- определять последовательность уборки квартиры. Комбинированный Словесно-практический
Транспорт 2 ч 5.1 Междугородний автотранспорт. Знакомство с видами городского транспорта. Автовокзал.
Заполнение таблицы.
Работа с таблицей, дидактическим материалом. 1 Закрепление умения учащихся определять основные виды транспорта. Знать:
-виды транспорта.
Уметь:
-соблюдать правила проезда в транспорте.
-соблюдать правила дорожного движения. Комбинированный Словесно-практический
5.3 Стоимость проезда. Практическое знакомство с формой оплаты проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет. Страховка. Багажное отделение в автобусе.
Практическая работа: рассчитать стоимость проезда от дома до школы – интерната и обратно. Определить сумму денег, необходимую на проезд в течение недели, месяца.
Словарная работа: контролер
1 Систематизация знаний учащихся о стоимости проезда во всех видах городского транспорта. Знать:
-стоимость проезда на всех видах транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов).
Комбинированный Словесно-практический
III четверть
Торговля – 3ч
6.1 Оптовая и розничная торговля. Оптовая и розничная торговля продовольственными и про мышленными товарами. 1 Формирование знаний учащихся об оптовой и розничной торговля. Знать:
- отделы рынка; цены на отдельные товары;
--отличие рыночной торговли от магазинной;
-способы определения правильности отпуска товара и подсчета его стоимости
Уметь:
-выбирать продукты;
-следить за правильностью отпуска товара и подсчета его стоимости. Комбинированный Словесно-практический
6.2 Рынки сельхозпродукции. Рынки сельхозпродукции и плодоовощные базы. Отделы рынка. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания. Записать в тетрадь определение понятия «рынок», отделы рынка, определение понятия «комиссионный магазин», правила сдачи вещей в скупку. 1 Формирование умения учащихся ориентироваться в отделах рынка, приобретать продукты на рынке, сравнивать стоимость товара привозного с местными ценами. Знать:
- отделы рынка; цены на отдельные товары.
Уметь:
- выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями;
- вежливо обращаться к продавцу;
- подсчитывать стоимость покупок.
Комбинированный Словесно-практический
6.3 Отличие рыночной торговли от магазинной. Экскурсия в универсам. Самостоятельное нахождение отдела для покупки указанного товара (и по собственному желанию).
1 Формирование умения учащихся самостоятельно находить отдел для покупки указанного товара. Знать:
- ассортимент товаров на различных рынках;
Уметь:
- выбирать покупку с учетом различных условий;
- подсчитывать стоимость покупок;
- культурно вести себя на рынке. Комбинированный Словесно-практический
Средства связи – 2ч
7.1 Заказ и получение товара по почте. Оформление заказа на покупку товара по почте. Получение заказа наложенным платежом. Виды заказов (почтовые, телеграфные, электронные), их отличия.
Документы, необходимые для отправления и получения заказов. Упражнения в заполнении бланков. 1 Формирование умения учащихся пользоваться услугами связи; заполнять бланки. Знать:
-порядок оформления заказа на покупку товара по почте;
-порядок получения заказа наложенным платежом
- Уметь:
-заполнять необходимые бланки. Сообщение новых знаний Словесно-практический
7.2 Экскурсия на почту. Наблюдение за работой операторов связи при отправлении переводов. Нахождение нужной информации в почтовом отделении.
Беседа с оператором связи, отправляющим заказы.
1 Формирование умения учащихся самостоятельно заполнять бланки на почтовый и телеграфный перевод. Знать
-порядок оформления заказа на покупку товара по почте;
-порядок получения заказа наложенным платежом;
-порядок оформления подписки на покупку товара, на газеты и журналы.
Уметь:
- заполнять необходимые бланки. Экскурсия Экскурсия
Питание –6 ч
8.1 Закатывание консервов Приспособления для закатывания консервов. Правила консервирования фруктов (компот). Правила засолки грибов. Практическая работа: «Закатывание консервов»
2 Формирование умения учащихся консервировать фрукты, овощи. Знать:
-правила консервирования фруктов. Правила засолки грибов.
Уметь:
-консервировать фрукты и засаливать грибы. Комбинированный Словесно-практический
8.2 Вторые блюда.
Практическая работа: Вторые блюда (котлеты, жаркое, рыба) и соответствующий гарнир к ним. Рецепт и способ приготовления гарнира 2 Формирование умения учащихся готовить вторые блюда и гарнир. Знать:
- рецепты и способы приготовления вторых блюд (котлеты, жаркое, рыба) и соответствующего гарнираК ним;
Уметь:
- готовить вторые блюда, гарнир. Комбинированный Словесно-практический
8.3 Выпечка Выпечка: булочки, кекс, печенье, вафли. Рецепты и способ приготовления выпечки. Записать в тетрадь рецепты приготовления печенья. Практическая работа: Приготовление печенья. 2 Формирование умения учащихся выпекать печенье. Знать:
- рецепты и способы выпекания булочек, кекса, печенья, вафель Уметь:
-самостоятельно приготовить печенье. Комбинированный Словесно-практический
Медицинская помощь –2ч
9.1 Инфекционные заболевания. Значение прививок. Инфекционные заболевания (грипп, ветряная оспа, желудочно-кишечные инфекции, корь и т.п.) Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактические меры. Иммунитет. Прививка. График прививок. 1 Знакомство учащихся с инфекционными заболеваниями, профилактическими мерами по их предупреждению Знакомство учащихся с понятием «иммунитет» Знать:
-причины возникновения инфекционных заболеваний;
-профилактические меры;
-значение прививок.
Сообщение новых знаний Словесно-практический
IVчетверть
9.2 Уход за больными. Уход за больным инфекционным заболеванием дома, меры предосторожности. Значение дезинфекции помещения, в котором находился инфекционный больной. Методы санобработки в квартире. Сюжетно-ролевая игра «Больной в доме». 1 Формировать умение учащихся ухаживать за больным. Знать:
- правила и приемы ухода за больным;
- условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным;
-методы санобработки в квартире.
Уметь:
- строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); ставить горчичники. Комбинированный Сюжетно-ролевая игра
Одежда и обувь 2 ч
10.1 Виды меховой одежды.
Одежда из кожи. Замшевая обувь. Виды меховой одежды. Уход за меховой одеждой. Ремонт меховой одежды. Одежда из кожи. Уход за ней. Ремонт одежды из кожи Обувь из замши. Уход за ней. 1 Формирование умения учащихся ухаживать за одеждой и обувью. Знать:
-способы ухода за меховой и кожаной одеждой.
-правила чистки замшевой обуви;
-способы ухода за замшевой обувью
Уметь:
- ухаживать за меховой одеждой.
Сообщение новых знаний Словесно-практический
10.2 Мода, стиль, назначение одежды. Мода, стиль, назначение одежды. Как показать достоинства фигуры и скрыть ее недостатки. Выбор одежды и обуви при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба. 1 Формирование умения учащихся выбирать одежду и обувь при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба Знать:
-правила подбора одежды и обуви.
Уметь:
-выбирать одежду и обувь при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.
Комбинированный Словесно-практический
Трудоустройство - 4 ч
11.1 Оформление на работу. Оформление на работу постоянную и по договору. Различия временной, постоянной работы и по договору.
Преимущества договора.
Рассмотрение договора, его ключевых моментов. Заполнение анкеты. 2 Оформление на работу постоянную и по договору. Различия временной, постоянной работы и по договору.
Преимущества договора.
Рассмотрение договора, его ключевых моментов. Знать:
-варианты написания автобиографии
Уметь:
-писать автобиографию Комбинированный Словесно-практический
11.2 Практическая работа.составление деловой бумаги(самостоятельно)Составление и запись перечня основных деловых бумаг. Работа с образцами.
Практическая работа:)2 Закрепление умения учащихся составлять деловые бумаги. Знать:
-перечень основных деловых бумаг и правила их написания
Комбинированный Словесно-практический
Всего: 35 ч Учебно-методический комплекс.
Учебная программа
Учебники Методический материал Дидактический
материал Дополнительная
литература
«Программно-методическое обеспечения для 10-12 кл. с углубленной трудовой подготовкой в специальных (корррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос (2006)Под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой.
- -Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006г;
-Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003;
-Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003;
-Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005;
-Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ.учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. Коррекционные упражнения:
Работа по карточкам.
Тесты на интеллектуальное развитие: внимание, память, мелкой моторики.
Перфокарты.
Инструкционные карты. Пооперационные карты. Наглядные пособия.плакаты. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. Для учителя/под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994;