План-конспект урока по химии на тему Кремний и его соединения


Урок № 42 17.02.2016 9 класс
Тема: «Кремний и его соединения».
Цели урока:
Обучающие: сформировать знания учащихся о химическом элементе кремнии, о свойствах образованных им простых и сложных веществ, их значении и практическом применении.
Развивающие: умение анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исходя из строения и свойств, умение владеть химической терминологией, чётко формулировать и высказывать мысли, интерес к предмету
Воспитательные: всестороннее развитие личности: формирование умений ставить цели, выделять главное, планирование своей деятельности при работе в группе; осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время. Воспитывать гордость за российскую науку.
Структура урока
1.Организационный момент
Притча о сверчке
Как-то раз я шел со своим другом по людной улице Москвы, и он внезапно воскликнул:
– “Я слышу сверчка”.
– “Да ты с ума сошел”, – ответил я, окинув взором переполненную в час пик центральную улицу города. Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.
– “Но, я правда слышу сверчка”, – настаивал он, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения. Потом нагнулся, раздвинул листья растений и показал мне сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.
– “Удивительно”, – отозвался я. – “У тебя, должно быть, фантастический слух”.
– “Да, нет. Все зависит от того, на что ты настроен”, сказал он.
Я желаю вам настроиться на плодотворную, успешную работу сегодня на уроке.
2. Выход на тему урока и целеполагание.
Пляж посещали мы летом,Но было нам всем невдомёк,Сколько содержит секретовОбыкновенный песок.Кремний - его основа,Сказочный элемент,Хоть на Земле его, к слову,Очень большой процент Многое значат для строекЦемент, кирпич, бетон.Прочен и к времени стоекИх содержащий дом.Если зимой в квартиреВашей тепло и светло,Значит, Вам не забылиВставить в окно стекло. Что поражает сильнееИз кремниевых чудес:Солнечные батареиВ космосе на МКС?Кремнистых сталей прочность?Или, в наш век НТР,Суперкомпьютеров мощность,Точность и малый размер?
3. Актуализация опорных знаний
- Составьте схему строения атомов углерода и кремния, их электронные и графические конфигурации.
-У какого элемента неметаллические (окислительные) свойства будут выражены сильнее? Почему?
- На координатной прямой покажите возможные степени окисления кремния, какие свойства: окислительно/восстановительные будут характерны для кремния?
- 4e-                                                                                              +4e-                                     Si: Si + O2 (CI,C) →Si+4                                                     Si: Si + металл→ Si -4восстановитель                                 окислитель            
4.Изучение новой темы
4.1. Используя текст учебника (§37, стр.131) расскажите о физических свойствах кремния
4.2. Кремний в природе (Рассказ учителя, слайд 1-5)
4.3.Химические свойства кремния и его соединений (работа в группах)
Группа 1: химические свойства кремния.
Составьте уравнения реакций взаимодействия кремния с хлором, серой, кальцием, рассмотрите их в свете ОВР.
Сформулируйте вывод: в чём сходство и различие хим. свойств кремния и углерода?
Свойства кремния и углерода похожи. Оба неметалла взаимодействуют с кислородом, галогенами, серой, проявляя восстановительные свойства и металлами, проявляя окислительные свойства. Но в отличие от углерода кремний напрямую не соединяется с водородом.
Группа 2:оксид кремния (IV)
Охарактеризуйте свойства оксида кремния (IV). В чём сходство и различия высших оксидов углерода и кремния?
Группа 3. Применение кремния и оксид кремния (IV).Роль кремния в организме человека (слайды 6-9)
Составьте схему, отображающую применение кремния и оксид кремния (IV)
Расскажите о роли кремния в организме человека
5. Первичный контроль усвоения материала ( Приложение № 2)
Ключ к самопроверке
1 2 3 4 5 6
а в б в в в, д6 -7 б. – Вы молодец!
5 - 4 б. – Безусловно, вы хорошо потрудились! Но вам ещё есть к чему стремиться!
3 б. и меньше– Вам ещё много предстоит потрудиться, чтобы приобрести прочные знания по данной теме и улучшить свой результат. Помните: дорогу осилит идущий!
 6. Домашнее задание:
Проработать §37,38;
Выполнить (по выбору): тестовые задания (стр.134 + в электронном приложении к учебнику), упр.3 стр.134
Творческие задания (по желанию): подготовить презентацию на одну из тем «История открытия стекла», «М.В.Ломоносов о пользе стекла», «Изделия из стекла»
7. Рефлексия
Я знал…. Я узнал…. Чтобы быть здоровым, надо….
Если вам было интересно и всё понятно и вы не допускали ошибок, то похлопайте 3 раза в ладоши.
 Если вам было интересно, но вы испытывали трудности при выполнении заданий и иногда допускали ошибки — похлопайте 2 раза в ладоши.
А теперь все вместе похлопаем друг другу.
Скажите, пожалуйста, что было непонятно, чтобы вы хотели уточнить?
Дорогие ребята! Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев говорил:
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им зёрен!
Ребята, я горжусь вами, вы отлично поработали на уроке и ваши знания выросли !!! Я желаю вам преумножать свои знания каждый день и на каждом уроке
 
 
Приложение 1.
Фундаментальные исследования по этой проблеме проводились в России в Институте кремния. Работы Д.Г.Звягинцева, М.Г.Воронкова, И.Г.Кузнецова и других ученых показали, что причины многих тяжелейших недугов кроются в дефиците кремния в организме, вызванном недостатком его в воде и продуктах питания.
Роль кремния в организме
Самая важная роль кремния в организме заключается в том, что он принимает активное участие в усвоении других жизненно важных микроэлементов таких как кальций, магний, фосфор, сера, калий, натрий, алюминий и других. При дефиците кремния 75 микроэлементов из 82 вообще не усваиваются нашим организмом или этот процесс протекает очень медленно и с минимальными количествами усвоенных микроэлементов. Отсюда вытекает вывод, что никакой живой организм не может существовать без этого микроэлемента.
Дефицит кремния в организме
Если появляется дефицит кремния, то появляется раннее развитие атеросклероза, повышенное содержание холестерина в крови, ломкость волос, слабость костной ткани, остеопороз, нарушение координации движений (пошатывание при ходьбе), раздражительность, туберкулез, катаракта, энцефалит, дерматит, гепатит, общая слабость — являются симптомами недостатка кремния в организме. Также хронический недостаток кремния может привести к развитию сахарного диабета, различным болезням сердечнососудистой системы.
Избыток кремния в организме
Избыток кремния, также как и его  недостаток является причиной развития многих болезней. Так избыток кремния способствует образованию камней в почках, в результате чего развивается мочекаменная болезнь. Болезнь силикоза (затрудненное дыхание) развивается при вдыхании кремния в избыточном количестве потому, что он начинает накапливаться в тканях легких. Обычно вышеперечисленные болезни, вызванные из-за переизбытка кремния, наблюдаются у людей, которые проживают в местности, где содержание кремния в воде и почве повышенное.
Продукты, содержащие кремний
Семена подсолнуха, перец, томаты, редис, картофель, морская капуста, клубника, земляника, абрикосы, кукуруза, морковь, огурцы, белокочанная капуста, морковь, шпинат, лук, хлеб из цельных зерен – все это содержит кремний. Богатым источником этого микроэлемента является мясная пища, но, несмотря на это она препятствует его усвоению в организме. А вот пища богатая клетчаткой наоборот способствует его всасыванию. Кроме вышеперечисленных продуктов питания, содержащих кремний, есть еще и лекарственные растения, такие как хвощ полевой, пижма, полынь, ромашка полевая, тимьян, эвкалипт, можжевельник, орех.Также хочется отметить еще одну особенность кремния, которая заключается в том, что он образует устойчивые соединения с тяжелыми металлами и в таком виде выводит их из организма..
Кремний является очень важным для жизни микроэлементом в организме человека.
Будьте здоровы и жизнерадостны!
Приложение № 2
Тестовые задания
 Часть 1 ( с выбором одного ответа, 1 б. за каждый правильный ответ)
1.Кремний в периодической системе находится в
а) III период, IV группа, главная подгруппа;
б) II период, IV группа, главная подгруппа;
в) III период IV группа, побочная подгруппа.
 2.Электронное строение атома кремния:
а) 1s 2 2 s2 2p 6 3s1 3 p3
б)1s22 s2 2p6 3s2 3 p4
в) 1s2 2 s2 2p6 3s2 3 p2.
 3.Оксид кремния (IV) твердое вещество, тугоплавкое, имеет кристаллическую решетку:
а) ионную, б) атомную, в) металлическую, г) молекулярную.
 4.Чтобы доказать, что оксид кремния (IV)- кислотный оксид, нужно провести реакцию:
а) с водой, б) с кислотой, в) со щелочью, г) с основным оксидом.
5. Кремний проявляет окислительные свойства при взаимодействии с
а) кислородом б) хлором в) магнием г) серой
Часть 2 ( выбор всех правильных ответов; 2б. – за правильный ответ, 1 б. – если допущена одна ошибка; 0 б. – за две и более ошибок)
 6.Оксид кремния взаимодействует с :
а) О2, б) Н2 S O4  в) К О Н г) Н 2О д) BaO
Тестовые задания
 Часть 1 ( с выбором одного ответа, 1 б. за каждый правильный ответ)
1.Кремний в периодической системе находится в
а) III период, IV группа, главная подгруппа;
б) II период, IV группа, главная подгруппа;
в) III период IV группа, побочная подгруппа.
 2.Электронное строение атома кремния:
а) 1s 2 2 s2 2p 6 3s1 3 p3
б)1s22 s2 2p6 3s2 3 p4
в) 1s2 2 s2 2p6 3s2 3 p2.
 3.Оксид кремния (IV) твердое вещество, тугоплавкое, имеет кристаллическую решетку:
а) ионную, б) атомную, в) металлическую, г) молекулярную.
 4.Чтобы доказать, что оксид кремния (IV)- кислотный оксид, нужно провести реакцию:
а) с водой, б) с кислотой, в) со щелочью, г) с основным оксидом.
5. Кремний проявляет окислительные свойства при взаимодействии с
а) кислородом б) хлором в) магнием г) серой
Часть 2 ( выбор всех правильных ответов; 2б. – за правильный ответ, 1 б. – если допущена одна ошибка; 0 б. – за две и более ошибок)
 6.Оксид кремния взаимодействует с :
а) О2, б) Н2 S O4  в) К О Н г) Н 2О д) BaO
Группа 1: химические свойства кремния.
Составьте уравнения реакций взаимодействия кремния с хлором, серой, кальцием, рассмотрите их в свете ОВР.
Сформулируйте вывод: в чём сходство и различие хим. свойств кремния и углерода?
Группа 2:оксид кремния (IV)
Охарактеризуйте свойства оксида кремния (IV). В чём сходство и различия высших оксидов углерода и кремния?
Группа 3. Применение кремния и оксид кремния (IV).Роль кремния в организме человека (слайды 6-9)
Составьте схему, отображающую применение кремния и оксид кремния (IV)
Расскажите о роли кремния в организме человека