Методическая разработка литературы на тему Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. (Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна». И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…»)


Урок литературы в 11 классе.
Тема урока «Нравственные проблемы в повести
В. Распутина «Живи и помни». Познавательный аспект: расширить представления учащихся о творчестве писателя, показать позицию распутинских героев в суровые годы страны.
Развивающий аспект: развивать мыслительную деятельность, учить анализировать, сравнивать, логически излагать свои мысли, работать по раскрытию творческих способностей учащихся.
Воспитательный аспект: способствовать воспитанию нравственных качеств и овладению нормами литературного языка.
Тип урока. Изучение нового материала на основе прочитанного произведения В. Распутина «Живи и помни».
Оборудование урока. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, повесть В. Распутина «Живи и помни».
Ход урока. 1. Проверка домашнего задания. Опрос. Ученик рассказывает биографию В. Распутина с показом нескольких слайдов из презентации «Творческий путь В. Распутина». 2. Организационный момент. Запись темы урока. 3. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем говорить о нравственных проблемах повести. А что такое нравственность? Делаем вывод: нравственность – это духовные качества человека, которыми он руководствуется в течение своей жизни. Какими же чертами характера должен обладать человек безупречной нравственности? Честь, совесть, долг, душевная стойкость, патриотизм.
Слайд 1.
В. Распутин рассказывает нам в своей повести о людях, на долю которых выпало жить в военное время: шла Великая Отечественная война… Учитель читает стихи.
Мороз пробегает по коже, когда читаешь жуткие строки стихов В. Высоцкого:
Только он не вернулся из боя... Но из боя не вернулись миллионы тех, кто ковал Победу. Жестокая, кровавая война погубила сильных, мужественных, крепких духом людей, защищавших Родину. Однако не все оказались такими смелыми, стойкими, выносливыми в борьбе с врагами, в борьбе с фашизмом. Слайд 2.
Перед нами повесть «Живи и помни». Ребята, вы не задумались, когда ее читали? Почему писатель выбрал такой заголовок? Что кроется за этими тремя короткими словами? Да, мы 69 лет живем и помним о тех, кто принес нам Победу. Напрашивается вопрос, о ком нам нужно помнить еще и к кому обращены эти слова?
Один из учащихся рассказывает историю дезертирства Андрея Гуськова и его жены Настены. Слайд 3.
Давайте прокомментируем слова В. Астафьева. Можно ли сказать, что они относятся к герою повести? Почему?
Слайд 4. Как же наказан Гуськов за предательство Родине? Андрей выпал из правильной жизни, стал изгоем, преступником да еще по высшей мере вины. Будет ли прощен он после войны? У ребят один ответ: нет. Никто даже задумываться не стал.
Сейчас перед нами встала проблема: почему Андрей стал дезертиром? Скажите, пожалуйста, с какой целью Распутин рассказывает нам историю матери Андрея, повествует о том, как он уходил на фронт и почему семью Гуськовых автор поселяет именно в Атамановке, бывшее Разбойниково.
Слайд 5.
Один ученик рассказывает историю жизни матери Гуськова, а другой – момент ухода Андрея на фронт и о том, как он воевал.
Вывод из рассказанного, из рассуждений учащихся таков: важны воспоминания Андрея о том, как он уходил на фронт, потому что в них – начало душевной порчи Гуськова. Злоба, ненависть, потеря совести, чести, страх за свою жизнь и привели героя к страшному концу.
Рассказ ученика о Настене, жене Андрея Гуськова.
Слайд 6.
Почему Настена – нравственный центр повести? Настена – «чистый и прекрасный женский характер, поставленный в неразрешимое, истинно трагическое положение». Андрей и Настя два исконно противоположных типа. Если у Андрея – счеты к миру, к людям, судьбе, то у Насти – любовь к людям, к добру и отдаче себя. У Настены деревня, Родина, мир людей. Она теперь перед выбором. Ее совестливость чутка и умна. Метаться Настена больше не может», ни решить в пользу личности, ни выдержать своей вины перед другими…» В этом нравственная чистота и подвиг Настены.
Слайд 7. Настена уходит из жизни. Какую последнюю надежду мужа уносит она с собой ? Слайд 8.
Что происходит в конце концов с Гуськовым? Оставляет ли автор нам информацию к размышлению?
Слайд 9.
Почему деревня не отринула от себя Настену, а оставила в своем круге жалости и памяти?
Прочитайте последние страницы повести внимательно.
Итог урока. Уместно закончить урок словами поэтессы Ахматовой:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение, взяв строчки А. Ахматовой.
Слайд 10.