Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Что ты клонишь над водами…». «Фонтан». Эмоциональное богатство русской поэзии»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
урока литературы в 9 классе
«Ф. И. Тютчев. Стихотворения
«Что ты клонишь над водами…». «Фонтан». Эмоциональное богатство русской поэзии»
Подготовила и провела
Подвигина И. А.,
учитель русского языка и
литературы
2015Запись на доске:
Федор Иванович Тютчев
(23 ноября 1803 – 15 июля 1873)
Русский поэт, публицист, дипломат
«Что ты клонишь над водами». «Фонтан»
Эмоциональное богатство русской поэзии»
Цель урока:
1.Познавательная:
- Учащиеся продолжают знакомство с произведениями Ф.И.Тютчева.
- Продолжить работу по обучению школьников выразительному чтению.
2.Развивающая.
- Развивают понятие о философской лирике, представления о видах (жанрах) лирических произведений.
- Романтический характер лирики Тютчева. Образ автора в поэзии Тютчева.
- Отрабатывают понятия: стихотворная речь, ритм, стих, размеры стиха, рифма, строфа;
- Закрепляют изобразительно – выразительные средства языка.
- Развивают культуру речи учащихся, логическое мышление, умение делать выводы.
3.Воспитывающая:
- Воспитывать любовь к чтению и литературе, развивать интерес к поэзии.
- Воспитывать любовь к природе, заботливое, бережное отношение к ней.
Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.
Методы работы: диалоговый, самостоятельная работа, частично – поисковый.
Тип урока: урок применения знаний и умений
Вид урока: урок - практикум
Ход урока.
Оргмомент.
Сообщение темы и цели урока
- Мы продолжаем приобщаться к искусству слова, богатству русской литературы. На данном уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта XIX века Ф. И. Тютчева, познакомимся с его стихотворениями «Что ты клонишь над водами…», «Фонтан» - образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Закрепим с понятие «философская лирика», закрепим знания о видах (жанрах) лирических произведений. Будем отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, размеры стиха, рифма, строфа; закрепим знания об изобразительно – выразительных средствах языка, будем находить их в стихотворениях Ф.И. Тютчева и выявлять их роль в произведении. А также в ходе урока мы будем развивать культуру речи, логическое мышление, умение делать выводы.
.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем знакомиться с романтическими традициями в литературе. Сегодня мы будем находить, узнавать эти традиции в лирике поэта XIX века Ф.И. Тютчева, в его стихотворениях «Что ты клонишь над водами...», «Фонтан». Будем применять на практике ваши знания по теории литературы, анализировать лирические произведения, отрабатывать навыки написания эссе.
2) Краткий рассказ о поэте и его творчестве. (Сообщение заранее подготовленных учащихся. (Один рассказывает о биографии поэта, другой об основных этапах творчества) «Ты сделал замечательное сообщение! Тебя было очень интересно слушать».
3) Особенности поэзии Тютчева. (Сообщение учителя. Учащиеся делают записи в тетрадях.)- Исключительно тесная связь между стихотворениями; каждое воспринимается на фоне других: настойчиво повторяющиеся темы, образы, словосочетания создают впечатление исключительной цельности его творчества, тесной связи между его стихотворениями.
- При этом единстве поэзия Тютчева в то же время является поэзией контрастов и антитез, поэзией романтики.
- С тех пор, как Тютчева стали ценить, его всегда называют поэтом природы и философской думы.
Природа в поэзии Тютчева играет первенствующую роль, является основным объектом художественных переживаний.
В стихах Тютчева находит выражение глубокая любовь поэта к природе, жажда «слияния с ней».
Природа живет у него цельной жизнью, ибо у неё нет сознания, памяти, для неё нет прошлого и будущего. (стр. 364)
Поэзия Тютчева – это поэзия мысли.
4) Работа над стихотворением Тютчева «Что ты клонишь над водами», 1836 год.
а) Чтение стихотворения учителем из сборника «Весенняя гроза» стр. 118.Вопрос классу перед чтением:«Каким вы увидели автора этого стихотворения? Что узнали о нём?
б) Беседа с классом. Вопросы на восприятие.
- Понравилось ли стихотворение?
- Какова его тема? (родная природа)
- Какова его идея? (единство человека и природы)
- Каким вы увидели автора этого стихотворения? Что узнали о нём?
- Какие выразительно – изобразительные средства использует автор и для чего?
Эпитеты: дрожащими (листами)
жадными (устами)
беглую (струю)
Сравнения: Словно жадными устами
Олицетворение: листок томится и трепещет,
струя бежит и блещет
солнце нежась, блещет и смеётся
Метафора: ива ловит
в) Докажите, что это стихотворение.
- Стихотворная речь членится на отрезки, разделяемые при чтении паузами и повторяющимися в известной системе.
- Стихотворный ритм – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.
- Рифма: водами
листами
устами
2;5 свою – струю – (неточные)
1;3;4 трепещет – плещет – блещет - (точные)
- Какие из этих рифм точные, а какие неточные, почему?
- Сколько строф в этом стихотворении? Что такое строфа? (Строфа – это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом, порядком рифм.)
- Какая рифма в этих строфах? Почему? (перекрестная).
Г) Поэтический синтаксис.
- Какие предложения по цели высказывания использует автор? Для чего?
- С какой целью использует однородные члены предложения, обращение?
Выразительное чтение стихотворения учащимися (читают 2-3 человека).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5) Работа над стихотворением «Фонтан», 1836 год.
а) Чтение стихотворения учителем (сборник «Весенняя гроза» стр. 134). Вопрос перед чтением
- Что объединяет это стихотворение с предыдущим?
б) Вопросы на восприятие.
- Понравилось ли стихотворение? Почему?
- Какова его тема?
- Какова его идея?
- Стихотворение философское? Почему? О чем философствует автор?
- Какие изобразительно – выразительные средства использовал Тютчев, чтобы выразить свои мысли?
- Что скажете о поэтическом синтаксисе?
- Что объединяет это стихотворение с предыдущим
в) Давайте сравним эти стихотворения.
- Что в них общего, чем различаются?
Г) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
6. Написать сочинение – эссе «Какие мысли и чувства вызывают стихотворения Ф.И. Тютчева». (Напоминаю о правильной посадке учащихся во время творческой работы)
А) Самостоятельная работа учащихся на 5-7 минут. (Зарядка для глаз)
Б) Чтение эссе учащимися. Обсуждение работ учащихся. Отметка и комментарии
4. Домашнее задание:
Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор) Тютчева, которое анализировали на уроке.
5. Итог урока.
- Как вы понимаете «философская лирика»?
- Романтический характер лирики Тютчева. В чем Вы увидели романтизм?
Выставление отметок в дневники учащихся