Развитие национальных традиций духовного единства гражданской ответственности и патриотизма — Арзуманян Марина Михайловна


Развитие национальных традиций, духовного единства,
гражданской ответственности и патриотизма.
События, происходящие в современном мире, каждый день убеждают нас в важности и необходимости обращения к духовно-нравственной проблеме для решения вопросов обучения и воспитания человека, для реализации его жизненной энергии и заложенных в нем возможностей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Основная роль в развитии общества в духовно-нравственном ключе отводится образованию, школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию общества.
В МБОУ СОШ №15 им. А.З. Потапова ст. Лысогорской ведет плодотворную работу инновационная площадка по теме: «Роль поликультурного воспитания в формировании толерантной личности школьников».
Поликультурное воспитание, одно из направлений современной педагогической науки, обусловлено стремлением создания общества, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.
Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
В школе обучается 1072 ученика 11 национальностей. Каждая национальность (народность) имеет отличия образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований. На этой почве возможны ментальные противоречия в поведении детей на бытовом или общественном уровне. Отсюда возникает потребность воспитания толерантной личности, способной, ясно осознавая свои корни, свою историю, с уважением относиться к другим культурам.
Предметом исследования являются особенности воспитания, а также условия, способствующие выполнению целей поликультурности.
Объектом исследования является процесс:
- воспитания позитивного отношения к культурным различиям этносов;
- осознания важности культурного многообразия для самореализации.
Цель эксперимента:
воспитание национальной культуры каждого учащегося, понимания ценностей жизни;
воспитание моделей поведения, которые помогут ему жить в мире и согласии с самим собой, природой, стать толерантной личностью современного общества.
Задачи эксперимента:
содействовать воспитанию социально активной творческой личности с опорой на духовные, национальные истоки культуры нашего региона;
формировать у учащихся толерантность, уважение к своим правам и правам других людей;
учить детей и подростков отстаивать свои права;
добиваться высокого уровня правовой культуры.
Проблемой исследования являются отношения школьников к культурам народов Северного Кавказа. Вопросы разработки общей стратегии поликультурного воспитания обсуждаются Международной комиссией по образованию ЮНЕСКО. Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются:
- педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;
- билингвальное обучение;
- многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма.
Идеология этноцентризма, национализма представляет значительную опасность для жителей Северного Кавказа, в том числе Ставропольского края.
Следовательно, главной задачей школы является воспитание толерантной личности, способной сосуществовать в социальных группах различных религий, этносов.
Методы исследования:
Методологической основой являются методы: диагностики (Тестирование, анкетирование); теоретические методы (беседы, разбор ситуаций, сюжетно-ролевые игры).Методы педагогического исследования учащихся и их семей (наблюдение, анализ, опрос, собеседование, тестирование).
Метод теоретического анализа и обобщения научной литературы.
Рабочая гипотеза.
Сегодня, когда речь идёт о сохранении целостности Российского государства, поиске идеи, объединяющей всех россиян, особый интерес представляют та составляющая межэтнических отношений и тот фактор, влияющий на них, которые позволят делать взаимодействие эффективным. Именно эффективное межэтническое взаимодействие способствует успешной этнокультурной адаптации человека, которая предполагает достижение социальной и психологической интеграции с ещё одной культурой без потери богатств собственной. Для того чтобы выжить, человечество должно преодолеть разрушительные тенденции. Преодолеть их можно двумя способами — подавить или понять и сгладить. Первый способ неприемлем. Второй предполагает у партнеров наличие терпимости и ума, сочувствия и доброжелательности и, конечно, знаний о менталитете, как своего, так и других народов.
Сформировать такие качества может и должна школа, создавшее у себя поликультурное пространство.
Факторы, способствующие формированию толерантного отношения:
- снижение межнациональных конфликтов;
- культурное межнациональное просвещение;
- практическая и теоретическая осведомлённость педагогов; окружающая предметно-пространственная среда школы и социума.
Анализ проведения этапа инновационной работы.
В течение подготовительного периода велась активная работа по изучению литературы, материалов по теме «Роль поликультурного воспитания в формировании толерантной личности школьников». Тема была рассмотрена на педагогическом совете, на заседании МО классных руководителей, на общешкольном родительском собрании.
В течение этого периода в целях осуществления научного руководства инновационной площадкой состоялась встреча с заведующей кафедры философии, культурологии и этнологии ПГЛУ доктором философских наук, профессором Воловой Л.А., на которой была рекомендована кандидатура научного руководителя площадки Дорониной Н.В. Кроме того была проведена практическая работа с учащимися по теме «Роль поликультурного воспитания в формировании толерантной личности школьников»:
Классные часы «Толерантный человек»;
Анкетирование учащихся по толерантности;
Отчетный концерт казачьих классов «На том стояли»;
Традиционный районный смотр художественной самодеятельности «Живая нить традиций».
Фестиваль «День национальных культур Северного Кавказа». Все мероприятия способствуют воспитанию толерантности, любви и уважения к родной стране, малой родине, освоения нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности.
Особое внимание в работе над темой уделяется казачеству.
В 2006-2007 учебном году был создан первый казачий класс, сформированный атаманским советом муниципального образования станицы, сейчас их уже семь.
Основными целями класса казачьей направленности являются:
воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;
этническое возрождение и развитие кубанского казачества, его духовных, исторических и военно-патриотических традиций;
воспитание гражданина и патриота путем привития интереса к истории и культуру казачества, его обычаям и традициям;
приобщение школьников к истокам народного творчества;
сохранение и развитие психологического и физического здоровья путем приобщения учащихся к здоровому образу жизни, занятиям спортом;
формирование личностного сознания, основывающегося на нравственности, культурных традициях народа, принципах демократии и патриотизма;
сплочение детского коллектива и повышение его роли в жизни школы;
подготовка учащихся к службе в вооруженных силах России.
Ребята казачьих классов изучают культуру, быт, традиции, лексику казаков юга России, историю православия, казачьи песни, посещают секции «Русский стиль», студию «Казачья песня», кружок танцев, Воскресную школу. Активное участие принимают в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества, во всех школьных и станичных мероприятиях (День станицы, Масленица). Традиционными стали концерты казачьих классов. («На том стояли»).
В условиях билингвального обучения в станице Лысогорской организована работа по изучению литературного армянского языка в кружке «Армянская культура». Создан ансамбль народного танца «Цветы Кавказа», занявший призовые места в районных, краевых, всероссийских и межреспубликанских конкурсах.
Атаманский совет казачества станицы тесно сотрудничает с Армянской общиной ст. Лысогорской, председателем которой является Агаджанян Арам Арташесович. Целью их работы является содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.
В станице традиционно проводится молодежный форум, посвященный сплочению усилий по формированию добрых межнациональных отношений «Мы вместе - в этом наша сила». На форуме представлены традиции, обычаи, быт народов Северного Кавказа: ингушей, чеченцев, дагестанцев, карачаевцев, кабардинцев, осетин, русских, корейцев, армян и других национальностей. Каждая команда демонстрирует народный костюм, национальное блюдо и готовит творческий номер (танец, песню, инсценировка сказки, обычаи).
Ежегодно, 24 апреля, на святом месте Хачкар (камень крест) собираются станичники почтить память жертвам геноцида армянского народа 1915-1922гг. На митинге старшее поколение рассказывает молодым историю армянского народа, ребята читают стихи, зажигают поминальные свечи…
Работая в тесном сотрудничестве с общественными организациями станицы, учащиеся школы принимают активное участие в акциях «Посади дерево», «Скворечник», «Спешите делать добро», «Солдатский конверт», «Чистый родник», оказание помощи ветеранам, участие в благоустройстве территории станицы.
Патриотическое воспитание школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков. Опыт проведения игры “Зарничка” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарничка” оказывает положительное влияние на организационное укрепление казачьего коллектива, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Вместе со своими родителями, учителями, ветеранами ребята участвуют в возложении венков к могиле неизвестного солдата, к мемориалу «Памяти и Славы», в «Героической поверке», в «Вахте Памяти». Учащиеся хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное дело и непосредственно участвовать в нем.
В работе над темой инновационной площадки активно участвует школьный историко-краеведческий музей «Память». Музей - это не просто особый учебный кабинет школы, но один  из воспитательных центров открытого образовательного пространства, координатор патриотической деятельности образовательного учреждения, связующая нить между школой и другими общественными учреждениями культуры, общественными организациями. В школе при содействии жителей станицы создана «Казачья горница», где ребята знакомятся с жизнью казаков.
Руководителем школьного музея Арзуманян М.М. была разработана программа, направленная на приоритеты патриотического воспитания подрастающего поколения по направлениям: "Военные страницы", "История станицы", "История школы", "Природные жемчужины". В музее проходят беседы, встречи с интересными людьми, уроки мужества, экскурсии для учащихся, родителей, жителей станицы.
Краеведческие материалы, имеющиеся в нашем музее, используются на уроках истории и классных часах в 1 -11 классах. Востребованы альбомы по истории станицы, Школьная летопись, материалы о Героях Советского Союза – наших земляках Шошине В.Н., Толстове В.Н., Потапове А.З.
В результате поисково-исследовательской работы учащихся, в музее появились материалы о председателе колхоза им. Ленина Педченко В. Г., активно создававшем инфраструктуру станицы Лысогорской, дополнительные сведения о станице, воспоминания жителя нашей станицы Ефанова Ивана Ивановича о тяжелых временах оккупации Георгиевского района и Ставропольского края 1942-1943 гг. Актив музея собрал материал о воинах-афганцах, живущих в нашей станице. Готовясь к юбилею школы частично собрана и создается база данных о выпускниках- медалистах нашей школы. Группой экскурсоводов подготовлены и проведены экскурсии:
Александр Михайлович Ефанов, член Союза журналистов СССР - создатель летописи станицы Лысогорской;
Наша школа;
Создание школьного музея;
Битва за Кавказ;
Афганистан - боль сердца моего.
Фонды музея пополнились за счет даров станичников на тридцать два предмета, двадцать четыре из которых были найдены в окрестностях станицы, а также в районе станицы Зольской. Каждому предмету присвоен инвентарный номер и произведены соответствующие записи в инвентарной книге основного фонда музея.
Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. Ожидаемые результаты инновационной работы:
- Повышение приоритета поликультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования.
- Повышение обеспечения психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты каждому обучающемуся.
- Выработка единых принципов взаимодействия школы и семьи в воспитании толерантной личности школьника.
- Создание системы методов процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся.
Школа, работая над темой «Роль поликультурного воспитания в формировании толерантной личности школьников», добивается положительных результатов, которые прогнозированы программой. Реализуется возможность развития национальных традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма, раскрытие в учащихся способностей и таланта и обеспечивается подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.