Формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов в современном обществе


Шелекский Политехнический колледж
Доклад
«Формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов в современном обществе»
Заместитель директора по Учебно – воспитательной работеТурганов И. А.
2013 г.
Социально – политехнические и экономические преобразования в Казахстане породили много различных проблем, одной из них является подготовка социально активного специалиста среднего звена, отвечающего идеалам построения демократического гражданского общества и правового государства. В новых условиях общество детерминирует возрастающую роль гражданской активности студентов, поскольку от этого зависит осуществление социальных функций и ролей, обеспечивающих освоение и принятие индивидуально общественных ценностей и идеалов, развитие форм и методов их реализации в поведении, труде, образа жизни.
Актуальность проблемы в современном обществе в формировании гражданской активности и социальной ответственности у студентов профессионального образования определяется рядом негативных тенденций, влияющих на снижение активности нынешнего поколения молодежи. Это связанно с пассивностью, без иниациативностью, привычкой перекладывать всю ответственность на старшее поколение, аполитичность, преобладание узко личностных мотивов, снижение творческой активности, потребности в самосовершенствовании, стремлением получения в сиюминутной выгоды.Формирование гражданской активности и социальной ответственности студентов в образовательных учреждениях становится решающим фактором прогрессивного социального развития, т.к. от качества профессиональной подготовки специалиста среднего звена о решающей степени зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе. Характер и содержание активности студентов во многом определяется возрастным периодом жизни, характеризующемся развитием потребности в самооценке, саморазвитии, самореализации. Анализ переходного периода от старшего подросткового возраста к раннему юношескому поколению, что на данном этапе формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов, как интегративного качества личности, определяет успешность дальнейшего личностного и профессионального специалиста среднего звена.
Формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов в современном обществе – одно из ведущих направлений воспитательно – образавательного процесса в колледже. Сегодня гражданская активность студентов рассматривается в контексте понятий гражданственности, патриотизма, гражданской культуры, гражданской позиции, самоопределения, гражданского общества, признания прав на свободу общества человека. Гражданская активность и сознательность рассматривается как выполнение чем студентами своих гражданских обязанностей и гражданского долга, комплекса субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально – ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности и служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности. Гражданская активность студенческой молодежи представляет собой социально – педагогический феномен, имеющий сложную многогранную структуру. Она характеризует осознанное участие молодого человека в жизни общества и отражает его сознательные реальные действия и поступки в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активном участии в общественной жизни. Основными компонентами ее выступает гражданственность, гражданская ответственность, социальная активность. У большинства студентов не сформирована осознанная гражданская позиция чаще всего это либо интуитивные поиски на основании бытовых, случайных знаний и представлений, либо сугубо книжное толкование, не пропущенное через себя знание, не превратившееся в убеждение. Многие студенты считают что их голос все равно не будет услышан, при этом они не отождествляют себе с государством в котором они живут, они не чувствуют ответственности за происходящее в нем.
Эффективность педагогического процесса формирования гражданской активности и социальной ответственности студентов в значительной степени зависти от уровня социального интеллекта, от способности и готовности преподавателей к организации специальной деятельности в социально – деятельностном образовательном пространстве, от пониманием каждым педагогом своей роли в достижении поставленной цели, от умения совершенствовать свою деятельность, от потребности использовать новые формы и методы работы со студентами и их родителей. Успех в формировании гражданской активности студентов в социально – деятельностном образовательном пространстве колледжа на прямую зависит от понимания необходимости организовать специальную среду обучения, воспитания и развития, так как сколько бы методисты ни описали методов, сколько бы чиновники ни утвердили стандартов, сколько бы ученые ни сформулировали целей, все это ничуть не отразиться на результате, если оно не прошло через сознание преподавателя, не превратилось в его убеждение, в его позицию. Не вызывает сомнения тот факт, что сформировать гражданскую активность и социальную ответственность студента способен преподаватель, обладающий специальными умениями организации образовательной деятельности, сам умеющий жить в условиях расширяющейся демократизации и правильно ею пользоваться. Это означает способность признавать и принимать как должное наличие разных точек зрения, на демократической основе вести дискуссии, решать возникающие разногласия. Это, с другой стороны, отказ от диктата, от методов давления на студентов, осознание и признание необходимости осваивать новые формы и методы обучения, воспитания и развития, отказ от принципа, согласно которому интересы некоего абстрактного коллектива - на первом месте, а интересы конкретного студента - на втором. Это способность осваивать новые роли: консультанта, партнера. Это необходимость постоянного самосовершенствования, овладения и использования в образовательном процессе различных технологий, адекватных поставленным целям.
Сформировать гражданскую активность и социальную ответственность у студентов способен педагог, обладающий лидерскими качествами, коммуникативными умениями, эмпатией, развитым социальным интеллектом, владеющий активными методами обучения, воспитания и развития, способный создавать развивающую среду.
На современном этапе развития к системе среднего профессионального образования предъявляются новые общественные требования по подготовке специалистов в изменяющихся социально-экономических условиях. На первый план выходят профессиональные и личностные качества, которые позволят специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего века, проявлять активность в различных сферах жизнедеятельности. Выпускнику СПОУ необходимы умения самостоятельно принимать решения и оценивать их возможные последствия; прогнозировать развитие профессиональной среды, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, владеть оптимальными способами адаптации и развития, тактикой и стратегией решения личных, профессиональных и общественно-значимых задач. Все это требует от него социальной активности, представляющей основу для личностного и профессионального самосовершенствования.
К процессу формирования социальной активности студентов СПОУ на примере колледжа следует подходить с позиций моделирования нового образовательного процесса, основой которого становится включение студентов в разнообразные виды деятельности, способствующие развитию познавательной, профессионально-трудовой, гражданской и собственной активности.
Таблица 2 – Структура гражданской позиции студентов технического колледжа
познавательный мотивационно-нравственный деятельностныйрефлексивный
выработка знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях;
понимание социально-политических процессов и явлений;
наличие базовых знаний, позволяющих студенту определять характер взаимоотношений человека и общества;
восприятие особенностей культуры, гражданских норм своего народа;
сформированность потребности к реализации гражданских прав и обязанностей
гуманистическая направленность отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе;
формирование гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение норм гражданского поведения;
осознание гражданских ценностей как личностно значимых;
стремление к гражданскому самообразованию и к гражданской деятельности;
позитивная направленность преобразовательной социальной деятельности выполнение гражданских обязанностей из внутреннего чувства осознанной необходимости;
соблюдение социальных и правовых норм;
участие в различных видах общественной деятельности и на разных уровнях
разработка и реализация социально-значимых проектов;
развитие умения гражданского поведения. умение анализировать свои поступки и прогнозировать их результат в соответствии с гражданскими ценностями;
умение анализировать социальные ситуации и проблемы;
осознание и анализ реальной проблемной ситуации, возникающей вследствие рассогласования потребностей личности и гражданских норм;
осознание и переосмысление бытия и средств деятельности, его содержания в проблемно-конфликтных ситуациях самовыражения и самоактуализации;
рефлексивное отношение к проявлению своей гражданской позиции в жизнедеятельности
33531187910Формирование гражданской позиции студентов технического вуза
Принципы: профессиональной направленности, акмеологический, субъектно-деятельностныйСодержание обучения состоит в активном творческом освоении гражданских знаний и ценностей, навыков гражданского поведения и выполнения социальных ролей
Методы обучения: игровое моделирование, дискуссионные, поисковые, ситуативные.
Этапы:
формирование личностного отношения к будущей профессии, гражданским ценностям;
развитие гражданских способностей студентов и становление гражданской ответственности;
формирование готовности к профессиональной и гражданской деятельности;
проявление активной гражданской позиции
Студенты
Преподаватели вуза
Студенческая дума
Представители общественных организаций и объединений
Результаты
динамика уровней сформированности гражданской позиции;
проявление социальной активности, гражданского самосознания и гражданских качеств личности
Методы контроля и оценивания
наблюдение, анкетирование, экспертная оценка
Организационные условия: актуализация гуманитарной составляющей общепрофессионального блока дисциплин; участие в работе студенческой думы и общественных организациях и ассоциациях; организация и реализация социально значимых проектов; создание благоприятного социально-психологического климата в вузе. Педагогические условия: контекстное обучение; организация субъект-субъектных отношений; создание коммуникативных ситуаций и ситуации успеха; мотивационная поддержка формирования гражданских качеств; расширение социального поля деятельности студента; развитие его потребности к формированию гражданской позиции
00Формирование гражданской позиции студентов технического вуза
Принципы: профессиональной направленности, акмеологический, субъектно-деятельностныйСодержание обучения состоит в активном творческом освоении гражданских знаний и ценностей, навыков гражданского поведения и выполнения социальных ролей
Методы обучения: игровое моделирование, дискуссионные, поисковые, ситуативные.
Этапы:
формирование личностного отношения к будущей профессии, гражданским ценностям;
развитие гражданских способностей студентов и становление гражданской ответственности;
формирование готовности к профессиональной и гражданской деятельности;
проявление активной гражданской позиции
Студенты
Преподаватели вуза
Студенческая дума
Представители общественных организаций и объединений
Результаты
динамика уровней сформированности гражданской позиции;
проявление социальной активности, гражданского самосознания и гражданских качеств личности
Методы контроля и оценивания
наблюдение, анкетирование, экспертная оценка
Организационные условия: актуализация гуманитарной составляющей общепрофессионального блока дисциплин; участие в работе студенческой думы и общественных организациях и ассоциациях; организация и реализация социально значимых проектов; создание благоприятного социально-психологического климата в вузе. Педагогические условия: контекстное обучение; организация субъект-субъектных отношений; создание коммуникативных ситуаций и ситуации успеха; мотивационная поддержка формирования гражданских качеств; расширение социального поля деятельности студента; развитие его потребности к формированию гражданской позиции