Творческая работа на тему: «Воображаемый разговор с Д.С.Лихачевым о садах и парках Калининграда – Кенигсберга» выполненная Воробьёвой Дарьей под научным руководством Ивановой Ирины Юрьевны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ п. Васильково
Гурьевский район Калининградская область




Творческая работа
на тему:
«Воображаемый разговор с Д.С.Лихачевым о садах и парках Калининграда – Кенигсберга».


Выполнила Воробьва Дарья,
ученица 10 класса.
Руководитель Иванова Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.











2010 г. СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc289117711" 14I. ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc289117711 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc289117713" 14II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 13 PAGEREF _Toc289117713 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc289117714" 14ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ САДЫ И ПАРКИ? 13 PAGEREF _Toc289117714 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc289117715" 14ГЛАВА 2. ВООБРАЖАЕМЫЙ РАЗГОВОР С Д.С. ЛИХАЧЁВЫМ. 13 PAGEREF _Toc289117715 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc289117716" 142.1. «Садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия» 13 PAGEREF _Toc289117716 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc289117717" 142.2. «Город-крепость, город-сад». 13 PAGEREF _Toc289117717 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc289117718" 142.3. «Сады и парки одинаково важны » 13 PAGEREF _Toc289117718 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc289117719" 142.4. Большой прогулочный парк (дикий парк). 13 PAGEREF _Toc289117719 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc289117720" 142.5. Ботанический сад и зоопарк. 13 PAGEREF _Toc289117720 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc289117721" 142.6. Щелкунчик и «крепкий орешек». 13 PAGEREF _Toc289117721 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc289117722" 14III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc289117722 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc289117723" 14IV. БИБЛИОГРАФИЯ 13 PAGEREF _Toc289117723 \h 14231515
15




























ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЧИНЕНИЯ

Для своего сочинения я выбрала тему садов и парков, связанную с искусством и экологией.
Эта тема заинтересовала меня тем, что среди всех видов искусства (а сад или парк – это произведение искусства!) никто, пожалуй, не может остаться равнодушным к произведению садово-паркового искусства. Можно не любить скульптуру, быть равнодушным к живописи, но совершенно невозможно остаться безразличным к произведению ландшафтного искусства.
В последнее время всё чаще можно услышать, что где-нибудь уничтожается парк, вырубается лес, гибнет под колёсами бульдозера сад. Но вместе с ними гибнет частичка нашего прошлого, нашего будущего.
Все помнят недавние митинги людей в защиту Химкинского леса. У нас, в Калининграде, тоже есть свой «Химкинский лес» – Ялтинский парк. Борьба за него ведётся с марта 2010 года. Было проведено более 30 акций в защиту парка, собрано более 10000 подписей граждан. В настоящее время дело о Ялтинском парке находится в арбитражном суде города Калининграда. (29)
В своей работе мне хотелось бы показать, насколько важны сейчас парки и сады не только в качестве «лёгких города», что, безусловно, важно, но и как живые свидетели истории.
Всё это я попытаюсь представить на примере своего города Калининграда, в котором сады и парки тоже уничтожаются, хотя именно благодаря им, калининградцы ещё «не задохнулись» в выхлопных газах. Сады и парки Калининграда интересны и в историческом плане: многие из них были основаны в далёком прошлом, когда эта земля принадлежала Пруссии, а затем Германии.
Для своего сочинения я выбрала форму диалога с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Я думаю, каждый из нас хотя бы раз воображал беседу с известным человеком, ведь так интересно получить ответы на волнующие тебя вопросы!
Весь разговор – лишь плод моей фантазии.
Иногда я слышу, как кто-то говорит о своём знакомстве с творчеством того или иного писателя: как неожиданно, ярко, даже отчасти мистически, это происходит!
Но моё знакомство с творчеством различных писателей происходило вполне обыкновенно: за школьной партой или дома в кресле, когда я читала какую-нибудь книгу.
В прошлом году я познакомилась с книгой Д.С. Лихачева «Поэзия садов» на уроке русского языка. Запомнилась цитата: « Для восприятия сада необходимо полное погружение в культуру времени сада».(17) Для меня было открытием, что сады и парки – это особый мир, а правильное восприятие сада как произведения искусства требует в современных условиях серьезных познаний.
«Как же быть с остатками дошедшего до нашего времени садово-паркового великолепия? Ни в одном искусстве вопрос о сохранении его памятников не стоит так сложно и не требует от хранителей такой общей эстетической культуры...» (17)
Проблема сохранения памятников садово-паркового искусства меня взволновала, и каково было моё счастье, когда мне предложили принять участие в конкурсе «Идеи Д.С. Лихачева и современность», ведь выбрать тематическое направление для творческой работы не составило большого труда.
Но сначала необходимо было ответить на вопрос: «Что такое сады и парки?»



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ САДЫ И ПАРКИ?

«Сады в древнерусских представлениях были одной из самых больших ценностей вселенной».
Д.С. Лихачёв


Слово «парк» происходит от английского слова «park», а также от латинского слова «parricus», что означает «отгороженное место».
В Словаре иностранных слов ему даётся несколько определений, но я приведу то, которое подходит к теме моего сочинения: «упорядоченный участок с природными или искусственными зелёными насаждениями, аллеями, водоёмами, архитектурными или инженерными сооружениями, скульптурными композициями; предназначен для совершения прогулок».(32)
Но если значение слова «парк» всем и так понятно, то слово «сад», напротив, часто остаётся не до конца понятым. Мы произносим коротенькое слово «сад», не задумываясь над тем, каково же на самом деле его значение. Но, однажды вникнув в глубинную суть этого понятия, не  можем поверить в великую значимость этого зеленого чуда для нас, живущих на планете Земля. Когда появился первый сад, посаженный человеком, мы, скорее всего,  так и не узнаем. Но кто был первым садовником, поймем наверняка, обратившись к Библии, где читаем следующее:
«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; поместил там человека, которого создал».(33)
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».(33)
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя. И стало так». (33)
«И увидел Бог, что это хорошо».(33)
Итак, первый садовник - Господь. Он же наделил человека умением работать с землей:
«И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю» (33)
Это и явилось, вероятнее всего, началом образования садов на земле, столь разных по устройству и назначению. Но одно свойство любого сада оставалось неизменным всегда: обустраивался сад так, чтобы в нем было хорошо, «как в раю».
Уже в средние века считалось, что работа устроителя сада, как никакая другая, очищает душу человека, так как он создает воплощение небесного рая на земле.
И в наше время сад в подсознании человека – это по-прежнему символ рая, но уже земного, семейного, доступного каждому, кто захочет его создать. Во все времена в саду, как в другом – райском  мире, человек старался создать главные его элементы: посадить прекрасные, благоухающие деревья и цветы; устроить водопады, ручьи, водоемы; проложить дорожки; построить беседки, красивые ограждения; привлечь поющих птиц. То есть, воссоздать  понравившиеся картины живой природы, привнеся в них элементы культуры своего времени, своей исторической  эпохи. Поэтому сад – это дитя трёх составляющих: природы, истории и культуры человечества.
В русском саду всегда сочетались как эстетические, так и практические начала. Превалирование одного над другим зависело от исторического промежутка времени. Каждый человек по-разному определяет для себя значение слова «сад». Вот некоторые из таких определений:
Сад – это продолжение нашего дома, где стены – прекрасные растения, а крыша - голубое небо.
Сад - это воплощение  человеческой мечты о прекрасном.
Сад – это источник здоровой природной энергии.
Сад – это наш семейный доктор, лечащий не только душу, но и тело.  
Сад – это место, где человек может остаться наедине с самим собой. Сад – это и возможность заниматься любимым делом: выращиванием растений.
Сад – это прекрасное место для детских и спортивных площадок. Ведь дети в саду чувствуют себя так органично!
Сад -  это удовлетворение мечты о «потерянном рае», который мы в довольно зрелом возрасте наконец-то обретаем вновь, прилагая много усилий, чтобы создать и сохранить его, а затем передать нашим детям и внукам.

ГЛАВА 2. ВООБРАЖАЕМЫЙ РАЗГОВОР С Д.С. ЛИХАЧЁВЫМ.

«Садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия»

- Здравствуйте, Дмитрий Сергеевич! Присаживайтесь, пожалуйста. Что это Вы, как будто запыхались?

- Да вот решил пройтись немного, прогуляться, познакомиться с новой местностью, посидеть в парке, отдохнуть, что-нибудь почитать Но что удивительно: всё обошёл, но парка так и не увидел!

- Конечно! У нас ведь его никогда не было! В городе есть парки, а в
пригороде они редко встречаются.

- Почему? Ведь люди здесь тоже живут, и, как я заметил, достаточно давно, а человек сознательно стремится преобразовать окружающий его ландшафт, сооружая сады и парки. (12)

- Не знаю Может быть, их лень одолела, или люди просто боятся начать такое трудное дело, как строительство парка, считая, что их никто не поддержит в этом начинании А как хорошо, если бы у нас был парк! Мы могли бы гулять там, а не бродить по пыльным улицам. А если бы лето было такое же жаркое, как в прошлом году, там можно бы было спрятаться в тени.
А ведь раньше, ещё до войны, жители Кенигсберга старались обустроить, озеленить каждый крохотный кусочек земли. Поэтому и садов было много. Например, недалеко от нашего посёлка, возле аэродрома Дэвау, есть небольшой лес. Идешь по лесу, разглядываешь огромные ямы-котлованы (на дне некоторых до сих пор лежат ржавые мины, оставшиеся после войны), срываешь медово-жёлтую алычу с деревьев, которые окружают очередную яму. Очевидно, когда-то здесь был посёлок, были дома, жили люди. Но дома попали под бомбардировку, а сады остались!

- А переселенцы, приехавшие в Кёнигсберг после войны, как оценивали немецкие сады?

- Сады им очень нравились. Например, Раиса Минакова, которая живёт в Калининграде с 1955 года, вспоминает, что «сады, доставшиеся нам от немцев, были чудесные. В палисаднике высокая раскидистая черешня почти каждый год была усыпана сочными крупными плодами. В садах, помимо привычных яблонь и слив – абрикосовые деревья, виноград. Много было диковинной малины: даже в ноябре, уже под первым снегом, к нашему восторгу сверкали на кустиках яркими капельками крупные сладкие ягоды. Сады распирало от крыжовника, красной и чёрной смородины». (25)

- Это ещё раз подтверждает, что садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и взаимодействующее на человека из всех видов искусств. (12)

- Подождите! А как же

- Ты хотела спросить, почему садово-парковое искусство должно
быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия,
театр или живопись? Но сначала вдумайся беспристрастно и вспомни собственные впечатления от посещения наиболее дорогих тебе парков,
пусть даже и запущенных. ( 12)

- Гм Впечатления? Сначала - это ощущение воли, свободы, пространства и восстановления сил. Когда я иду по дорожкам парка или сквера, особенно старого парка или сквера, то представляю себе людей прошлого: вот они также ходили когда-то по этим же самым дорожкам, смотрели на эти же самые деревья, от чего-то смеялись или почему-то плакали, мечтали о чём-то и что-то вспоминали, и я невольно чувствую связь с ними и ощущаю себя частью истории. Это непередаваемое чувство!

- Вот видишь! Мы идём в парк, чтобы отдохнуть – то есть без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать свежим воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Мы и парк обращены друг к другу. Нас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами, или слышится пение птиц, или лёгкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают нас издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создаёт особую симфонию – красоты, объёмов, звучаний или даже ощущений, которые приносит нам воздух, ветер, туман, роса (13)

- Да, да! Именно об этом я и говорила! Только не смогла найти нужных слов!

- Но есть и ещё одна сфера, которую человеку дарит по преимуществу парк или даже только парк. Это сфера исторического времени, сфера воспоминаний и поэтических ассоциаций. (14) Видишь, ты сама говоришь, что, гуляя по парку, думаешь о людях, точно так же
гулявших здесь когда-то.

- Да, про поэтические ассоциации Вы верно подметили. Во время прогулки мне всегда на ум приходят строчки из одного стихотворения Надежды Зверевой. Оно называется «Кёниг». Позвольте, я его прочту?

- Да, да, конечно!

«Кёниг»

Этот город
у тёмной текучей воды;
этот город,
которому возраст не страшен;
этот город,
где лучик полночной звезды
зацепился за шпили
готических башен

Промелькнёт суета
торопливого дня.
Прокричит в зоопарке
к полуночи кочет...
Я не сплю потому,
что не в силах понять,
кто здесь плачет в ночи,
что за взрывы грохочут

Этот город,
как Янус из мифа,
двулик.
Здесь то камни,
то веток завеса сквозная
Этот город
в минувших столетьях
велик.
А каким
мы его сотворяем –
не знаю (1)


«Город-крепость, город-сад».

- Дарья, скажи, откуда пошла фраза «город-сад»? Я заметил множество рекламных плакатов на улицах с этой надписью.
Это как-то связано с историей Восточной Пруссии?

- Да, Дмитрий Сергеевич, Вы правы. Действительно, фраза «город-сад» имеет древние корни.
Недавно я побывала вместе с друзьями в музее «Фридландские ворота». Нам показали небольшой фильм, который назывался «Кёнигсберг-Калининград. Город-крепость, город-сад».
Дело в том, что Кёнигсберг находился в центре Европы, а в Европе часто кто-то с кем-то воевал. Поэтому Кёнигсберг всегда нуждался в защите.
В XVII веке вокруг города начали строить оборонительные сооружения, тогда же и появились все многочисленные ворота.
А в середине XIX века власти города решили построить дополнительные укрепления – второе кольцо оборонительных сооружений.

- Значит, людей лишили воли? Ведь что такое воля? Это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается. (15) А как тут двигаться, если вокруг сплошная каменная стена!?

- Вот поэтому в 1865-68 годах в Кёнигсберге начинает складываться парковая система, чтобы жители города не чувствовали себя узниками крепости. А в 90-е годы XIX века в городе среди людей широко распространяется идея здорового образа жизни. Надо сказать, что тогда не только Кёнигсберг, но и всю Европу начинает волновать среда обитания: учёные и архитекторы приступают к разработке планов по озеленению городов и улучшению экологии в целом.
И тогда директор городского садоводства города Кёнигсберга Пауль Каебер вспоминает проект медика Фридриха Кесселя, который ещё в 1836 году предложил использовать пространства старых вальных укреплений для устройства прогулочных дорожек, утопающих в тени деревьев. Он теоретически обосновал свою идею, доказав отцам города, что Кёнигсбергу необходимо иметь «лёгкие» для очистки пыльного воздуха.
Поэтому с 1905 года Пауль Каебер принялся выращивать и акклиматизировать разнообразные и редчайшие породы деревьев и кустарников, чтобы затем их высадить на улицах города. (10)

- И неужели у властей не возникало никаких проблем с озеленением?

- Проблемы были, конечно. Например, озеленению мешала
частная собственность на землю. Магистрату потребовалось немало усилий и денег, чтобы выкупить у бюргеров участки, выделенные под устройство парков. Но многие отдавали свою землю просто так.
В Кёнигсберг тогда же пригласили садовода Эрнста Шнайдера, который энергично взялся за дело. В результате город превратился в один из самых озеленённых городов Европы. Он окольцевался парками на месте грозных военных укреплений. А многочисленные пруды и ручейки стали местами отдыха горожан. (10)
Вот и получается, как в стихотворении, что город двулик: то крепость, то сад, «то камни, то веток завеса сквозная».

- А ты помнишь своё первое впечатление от посещения какого-либо парка?
- Как Вам сказатьПервое знакомство с парками нашего города, мягко говоря, было не очень удачным Но если рассказывать, то с самого начала.
В Калининград моя семья переехала в 2004 году. Тогда мы ещё не знали, что многие здания и парки располагаются на территории старых немецких кладбищ.
Однажды я с мамой и моим младшим братом поехали в поликлинику. Возвращаясь оттуда, мы решили сократить путь, пройти через парк, находившийся рядом.
Этот парк находится в центре города, сейчас называется «Центральный». Он расположен на территории бывшего немецкого парка «Луизенваль», к которому примыкало старое немецкое кладбище.
Мы, естественно, не знали, что, кроме парка, есть ещё какое-то кладбище. Мама спросила у проходившей мимо нас женщины, можно ли по какой-нибудь короткой дороге дойти до остановки. «Да, можно. Зайдёте в парк, дойдёте до вон того поворота, - женщина указала рукой, - там будет тропиночка, пойдёте по ней через парк и выйдете к своей остановке». Мы её поблагодарили и пошли искать тропиночку. Ой! Ничего, что я так долго рассказываю?

- Нет, нет, что ты! Продолжай, пожалуйста.

- Так вот. Нашли мы эту тропиночку и пошли, как мы тогда думали, по парку. Деревьев становилось всё больше и больше, они были громадными, обвитыми плющом. Дорожка оставалась такой же узкой и не собиралась превращаться в нормальную дорогу. Людей не было, что меня насторожило.
Слева от нашей узенькой тропинки я заметила неглубокую яму, которую застилала прошлогодняя листва. Я спросила у мамы, что это за яма, но она ответила, что не знает, хотя, я думаю, догадывалась, что это такое. Затем мы увидели ещё две-три таких ямы. Тут я поняла, что это за место. Все вокруг напоминало разрушенное кладбище.

- Удивительная история! Получается, что все парки Калининграда построены на бывших кладбищах?
- Нет, что Вы! Только парки «Центральный» и «Балтийский». Но в парке «Балтийский» о кладбище ничто не напоминает, кроме странного расположения деревьев.

- А какова история парка «Центральный»? Точнее не его самого, а того парка, который был в Кёнигсберге на этом же месте?

- Его история довольно интересна. Он был заложен в 1786 году по инициативе кёнигсбергского главы города Теодора фон Гиппеля и назывался «Английский сад». Если сейчас этот парк расположен в центре города, то тогда он находился за его пределами.
После смерти Гиппеля имение приобрёл церковный и школьный советник Готтхильф Кристоф Бузольт. Он украсил парк различными архитектурными постройками, а также облагородил ручей, протекавший по территории. А назвал он парк в честь своей жены - «Луизенваль». А романтическая местность вокруг ручейка была названа «Юльхенталь» в честь его дочери Юлии.
Во время наполеоновских войн Бузольт предоставил дом, находившийся на территории имения-парка, прусскому королю Фридриху Вильгельму III и его жене, королеве Луизе, в качестве летней резиденции.
А в 1872 году парк был приобретён прусским королём Вильгельмом I, который помнил это имение с самого детства. На любимом месте королевы Луизы была воздвигнута платформа-пергола, в центре которой был установлен бюст, изображающий Луизу. Кроме того, в парк был разрешён вход обычным гражданам. А в 1914 году парк был передан в распоряжение города Кёнигсберга. (32)



«Сады и парки одинаково важны и в городе, и за пределами города»

- Дмитрий Сергеевич, а ведь в Калининграде есть и загадочная территория. Не потому, что здесь, как говорят, толпами привидения ходят или зарыта Янтарная комната (главная тайна Калининграда). Нет. А дело всё в том, что это территория – призрак: она вроде есть, но в то же время её нет!

- Как же так?

- Очень просто! В Кёнигсберге здесь находился «Макс Ашманн – парк». Но я расскажу всё по порядку.
В начале XX века город переживал строительный бум и
становился всё более и более привлекательным для людей с деньгами. В нём можно было жить, в нём можно было делать бизнес, поэтому в Кёнигсберге резко дорожает земля. А её и так было мало: всё-таки исторический центр, как и в любом средневековом городе, застроен плотно. О том, чтобы «втиснуть» особнячок или какой-нибудь там «Кёнигсбергский деловой центр», и мечтать не приходилось. Улочки такие узенькие, что можно кое-где, встав на проезжей части и раскинув руки, как чайка крылья, коснуться домов, расположенных справа и слева. И, кстати, на улице Коперника до сих пор сохранилось такое местечко. Идёшь: слева – дом, справа – дом, под ногами мощёная дорога. Чувствуешь себя средневековой барышней. И не удивилась, если бы в какой-то момент ко мне навстречу вышел бы юноша в старинном камзоле и пригласил на бал!
Так в 1903 году хозяин кёнигсбергской винной лавки «Штефенс и Вольтер» Макс Ашманн пожертвовал городской казне 100 тысяч немецких марок на обустройство парка в лесном массиве пригорода Марауненхоф. Правда, Ашманн поставил условия: парк должен носить его имя, и город не будет иметь права продавать эти земли. Условия были приняты. (32)
А вот, что писали в «Путеводителе по Кёнигсбергу» 1912 года: «Макс Ашманн – парк. Можно дойти пешком. Площадь парка – 63 га, из которых 17 га – старинный сосновый бор. Кроме того, здесь – великолепный сад у Вальдшлосса (Лесного замка). Остальная территория со временем будет благоустроена (сады, пруды и горки для катания на санках)». Упомянутый замок у главного входа построил Вальтер Шальт, компаньон Макса Ашманна. Замок был одноэтажный, с крытой и открытой верандами, стилизованной башней, мансардой. Он использовался как гостиница и дендрологический музей. (32)

- А что интересного было в этом парке?

- В центре его было вырыто озеро, а в 1912 году работники парка подарили городу 34 лебедя, которых вырастили сами. Лебеди прижились на озере, придавая ему поистине сказочный вид. Чуть огибая озеро, пролегала чудесная дубовая аллея. По ней проходил конный маршрут.
В 1915 – 1940-х годах площадь парка увеличилась почти в три раза. Там появились пляж, горка для катания на роликовых коньках, игровые площадки, прогулочные дорожки А там, где дорожки пересекались с ручьём, были перекинуты изящные мостики. По берегам росли тополя и ивы, встречались дубы, грабы, клёны, буки, ясени.
Был и живописный променад, который называли «тропинкой влюблённых», а ещё проще: «Поцелуйной дорогой». Он вёл к Лесному замку. Вдоль променада на невысоких гранитных постаментах красовались скульптуры. (32)

- А что с парком сейчас?

- Сейчас это место назвать парком может лишь человек с огромным воображением. Берега пруда заболотились, потому что после войны дренажная система окончательно разрушилась. Везде мусор, дорожки стали узенькими, неухоженными, а от замка остался лишь фундамент. Около куч с мусором сидят компании «отдыхающих», после которых остаются кострища, битые бутылки, консервные банки. Ужасное зрелище! О былой красоте парка можно судить только по могучим деревьям, всё ещё сохраняющим еле заметные аллеи, променады и тропинки
А вокруг парка располагаются элитные дома. К сожалению, там не живёт современный Макс Ашманн, иначе территория парка не была бы такой неухоженной.

- А всё-таки, почему ты назвала парк «территорией–призраком»?

- Потому что на бумагах он есть, а в действительности его нет!

- Да «Макс Ашманн – парк» - пример нечеловеческого отношения к памятникам культуры. Хочу сказать, что я ненавижу войну, я перенёс ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из тёплых укрытий, в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой-то непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу (16). Конечно, я могу понять, какое отношение было у первых калининградцев ко всему немецкому. Но Но они остались здесь жить, родили детей, для которых именно эта земля стала родиной. Так почему бы тогда, ради детей, не восстановить, если не все памятники, то хотя бы парки!?

- Дмитрий Сергеевич! Всё, что Вы говорите, всё верно! Безусловно, памятники культуры не стреляли в людей, не пытались их уничтожить. А сады и парки создавали для того, чтобы жить в гармонии и красоте. Поэтому они ни в чём не виноваты. И все же хочется надеяться, что когда-то старый парк будет восстановлен.

- А ведь парки надо беречь. Города растут, а площади, занятые в них прогулочными парками, катастрофически уменьшаются (13)! А сады и парки – это тот важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. Сады и парки одинаково важны – и в городе, и за пределами города. Ведь не случайно так много чудеснейших парков в Подмосковье. Знаешь, я думаю, что нет ничего более захватывающего, увлекающего, волнующего, чем вносить человечество в природу, а природу торжественно, «за руку» вводить в человеческое общество: смотрите, любуйтесь, радуйтесь! (14) Наверно, у вас не только в самом городе, но и за городом тоже есть замечательные парки?

- Да, парков в области много. Особенно много заброшенных парков.
Например, недалеко от Калининграда, в посёлке Прибрежный, есть старый немецкий парк Вальдбург. Он был заложен ещё в XVII веке знатным семейством Трухсес цу Вальдбург и носил имя этого прервавшегося рода, хотя наибольшей известности парк достиг уже при новых владельцах – династии Дона.
В начале XIX века перепланировкой парка занялся знаменитый парковый архитектор Петер Йозеф Ленне. При нём задуманный изначально как барочный регулярный (правильный) «французский» парк превратился в пейзажный романтический «английский» (2).

- Да, изменить стиль парка было правильной мыслью. Из всех стилей садово-паркового искусства романтизм, может быть, больше всего способствовал выявлению эстетической стороны природного материала. Романтизм не просто сохранял природу, но также преобразовывал ее, как преобразовывали природу и все другие стили в садах и парках. Вместе с тем в романтических садах разнообразно использовались достижения предшествующих стилей. Вблизи дома, например, в романтических садах допускались стрижка кустов и деревьев, прямые аллеи, уходящие в романтическую даль, экзотические растения.
В романтическом саду всё подчинялось каким-то эмоциональным переживаниям человека, соединялось с образами поэзии, литературными мотивами, темами путешествий, воспоминаний. Если в барочных садах большое значение имели античная мифология и символика, то в романтизме их роль ослабляется. Самое главное в романтизме то, что происходит совпадение в мироощущении и настроении природы и души. Природа и пейзаж ценны постольку, поскольку они истолковывают состояние души. (6). Поэтому представить, как выглядел Вальдбург в пору своего великолепия, вполне возможно.

- К сожалению, как выглядел Вальдбург, остаётся только догадываться по нечётким бороздам, оставшимся от пересохших ручьёв, почти исчезнувшим возвышениям. В Берлине есть парк Глинике, который тоже проектировал Ленне. По отзывам современников, Вальдбург во многом был похож на Глинике, поэтому примерно представить, как выглядел парк, пожалуй, получится.
Во-первых, была буковая роща, которая казалась совершенно естественным природным массивом. Извилистая тропинка петляла таким
образом, что каждый её поворот открывал какое-то новое диво: то дворец с неожиданного ракурса, то таинственную руину, то лабиринт из зарослей самшита (2).

- Здесь, пожалуй, нет ничего слишком удивительного, ведь в европейских садах вплоть до середины XIX в. устраивались лабиринты. Эта деталь убранства садов появилась, вероятно, в Средневековье. Первоначально лабиринты изображались на стенах церквей как символы тех противоречий, к которым приходит ум человека, не озаренный св. Писанием. После их выкладывали мозаикою на полу храмов, и по извивам их проползали на коленях богомольцы, заменяя этим далекие обетные паломничества. Наконец, тот же мотив начали применять в садах, так как на небольшом сравнительно пространстве получалось много места для прогулок (5, 17). Но что же с ним теперь? Он тоже разрушен?

- Сейчас Вальдбург одичал и выглядит то зловеще, то печально. Он пережил бомбёжку, во время которой был разрушен дворец. После войны парк был и военным полигоном, и несанкционированной свалкой. Сейчас виды на его будущее туманны. Единственное, что определилось, - возврат парку его исторического имени. (2)

- А тебе приходилось там бывать?

- Да, пару лет назад я была там вместе с друзьями. Не знаю, зачем
мы туда поехали, просто сели в автобус, а выходить не хотелось, вот и решили прогуляться до Прибрежного. Когда доехали, вышли из автобуса и решили посмотреть, что это за посёлок и чем он отличается от нашего.
Походили по улицам, дошли до окраины посёлка. Там начинался не то лес, не то парк: дорожка широкая, и по обеим сторонам от неё растут близко посаженные деревья. Пошли мы по этой аллее и дошли до широкой площадки, где виднелись развалины какого-то здания (это и был тот дворец, точнее, то, что от него осталось).
Кроме главной аллеи, по которой мы пришли, была ещё одна боковая, на которую мы и свернули. Если в главной аллее деревья росли с обеих сторон, то здесь только слева, а справа - какие-то мелкие кустарники.
Помню, идём мы с девчонками, болтаем о чём-то, солнце ярко светит, под ногами листья хрустят (это в начале октября было). А навстречу нам идёт какой-то мужчина, наверно, местный. Когда мы поравнялись с ним, он спросил:
- А вы что гуляете?
- Гуляем, - ответили мы.
- Нравится вам здесь? – спрашивает он.
- Да, а что? - спросили мы, уже слегка насторожившись.
- Знаете, днём здесь тихо, а по ночам привидения гуляют так же, как и вы, под ручку, - сказал он, улыбаясь.
- А мы в привидения не верим, - ответили мы, смеясь.
- Как знаете, - сказал мужчина и пошёл дальше.
После мы посмеялись над ним: дяденька решил попугать нас, как будто мы маленькие. А когда начало темнеть, и ветерок поднялся, как-то не по себе стало. Позвали мы мальчишек, которые успели уже «обследовать» все развалины, рассказали им о привидениях. Они, естественно, посмеялись над нами, но ехать домой согласились сразу.

- Что ж Вот ты и определила задачу новых паркостроителей – построить, а, точнее, восстановить большой прогулочный парк, в котором можно было бы гулять и наслаждаться переменами целый день, отвлекаться от забот (18).

- Дмитрий Сергеевич, Вы ранее сказали, что в парках происходит слияние человека с природой. А в Кёнигсберге ещё был так называемый Народный парк.

- Интересно, чем же он заслужил такое название?

- Давайте обратимся к его истории. Народный сад (Фольксгартен) появился в Кёнигсберге в 1870-х годах в промежутке между старыми укреплениями вдоль Штайндаммского вала, рядом с Железнодорожными воротами и бастионом Обсерватория.
С севера территорию парка ограничивало Старое Нойроссгартенское кладбище, а с северо-восточной стороны территорию сада замыкал комплекс зданий военной интендантской службы.
В июне 1877 года в северной части Народного сада был открыт Памятник воинам, погибшим во время Франко-Прусской войны 1870 – 1871 годов. И основание этого монумента сохранилось до настоящего времени.
К 1920 году сад расширился за счёт присоединения к нему части территорий бывших кладбищ: Старого Нойроссгартенского и Старого Штайндаммского. (3)

- Я, наверно, буду прав, если скажу, что этого парка уже нет?

- Да. Сейчас его территория находится в запущенном состоянии




Большой прогулочный парк (дикий парк).

- Дарья, а есть ли у вас такой парк, где любят отдыхать многие калининградцы? Какой-нибудь дикий парк, если можно так сказать, ведь чем более дика природа, тем острее и глубже её сообщество с человеком. Поэтому такое огромное впечатление производит, к примеру, Крымский парк в Алупке и выборгский парк «Мон репо» («Моё отдохновение») (14).

- А что эти парки такие уж дикие?

- Суди сама. Например, в Алупке над парком громоздятся и «показывают себя» горы, а под парком бьются о гигантские камни волны Чёрного моря. А в парке «Мон репо» на голых красных гранитных скалах растут сосны, открываются бесконечные виды на шхеры с их плывущими в водной голубизне островами (14). Так что, как видишь, про эти парки нельзя, конечно, сказать, что это совершенно дикие, но кое-что от дикой, первозданной природы в них есть.

- Дмитрий Сергеевич, хочу Вам похвастаться, что такой парк есть не только в Алупке или Выборге, но и у нас! Полное его название – «Национальный парк «Куршская коса».
Пруссы использовали косу как военную дорогу. Для содействия движению были устроены многочисленные трактиры, а возле них начали возникать рыбацкие деревушки. Некоторые из них превратились в более крупные (п. Росситтен, ныне п. Рыбачий; п. Саркау, сейчас это п. Лесное; п. Пиллкоппен, современный п. Морское), а некоторые и вовсе исчезли из-за движения песков. (24)
А в 1888 году на территории Куршской косы даже была создана колония художников из «Кёнигсбергской Академии художеств». Её основал Людвиг Деттман, который был директором этой Академии. На Куршской косе он обратился к пейзажной живописи, предпочитая передавать настроения маслом и акварелью, став одним из первых импрессионистов в Пруссии. В его работах присутствует пейзаж Куршской косы.(8)

- Да, парковое искусство довольно часто отражается в живописных произведениях.

- На косе всегда существовала проблема движения песков, и в 1768 году Данцигское общество естествоиспытателей объявило конкурс на изобретение самого простого и надёжного способа остановить пески. В итоге премия досталась Тициусу, который посоветовал вернуть Куршской косе её
зелёный наряд. (24)
Но эта проблема существует до сих пор. Я вспоминаю, как наш класс ездил на Куршскую косу. Вместе с учителями мы укрепляли дюны: собирали и раскладывали сосновые ветки, которые на некоторое время останавливали песок.

- А чем же Куршская коса привлекает калининградцев? Ведь, насколько я знаю, в Калининграде есть и другие курорты...

- Ни один курорт нельзя сравнить с Куршской косой! Здесь поражает все: огромное разнообразие растительного и животного мира, золотые пляжи, песчаные дюны На самой вершине дюн есть смотровая площадка, откуда видны и Куршский залив, и Балтийское море – это потрясающе красивое зрелище! На косе есть сосновый лес, который называется «Танцующим лесом». Почему такое необычное название? А дело всё в том, что сосны там изогнулись под разными углами, некоторые даже образуют кольца. Если загадать желание и пролезть через такое кольцо, то, как говорят, желание сбудется. Кроме того, на косе всегда почему-то потрясающе красивый закат! Особенно красива в эти мгновения вода: она приобретает розовый цвет с фиолетово-красными переливами!

- Представляю, что творится на косе летом! Помню, как в детстве мы с семьёй каждое лето уезжали из Петербурга в Куоккалу, где тоже был морской пляж. Днём, в жару, пляж гудел, как улей, роем детских голосов, радостных, испуганных, когда окунались, озорных при игре, но всегда точно приглушённых водой, расплывающихся, нерезких. От пляжа в море шли мостики, с которых было весело кувыркаться в воду. По вечерам по берегу гуляли, любуясь закатом(23)


Ботанический сад и зоопарк.

- Но кроме Куршской косы, которая находится за городом, в Калининграде есть ещё два удивительных места, где любят проводить время многие горожане!

- Интересно, интересно, что же это за места?

- Ботанический сад и зоопарк!

- Ботанический сад? Это очень большая редкость для современного города! Что же он собой представляет?

- Ботанический сад Балтийского Федерального Университета имени Иммануила Канта располагается на территории бывшего городского Кёнигсбергского садоводства, основанного в 1904 году тем самым Паулем Каебером, который из валовых укреплений сделал парки. Садоводство снабжало школы города образцами для практических занятий по ботанике, а также популяризировало самые красивые растения. Здесь посетители могли не только ознакомиться с интереснейшей коллекцией растений, но и купить саженец понравившегося им цветка или куста для своего садика. (7, 9)
После войны до сада не было никому особенного дела, вот и передавали его из одних рук в другие. И только в 1967 году Ботанический сад приобрел статус научного подразделения Калининградского государственного университета . (7, 9).
Сегодня сад занимает большую площадь, на его территории располагаются оранжереи, парники, пруд, питомник древесных растений, коллекционные участки травянистых и древесных растений

- Представляю, как там должно быть красиво! Особенно, когда какое-нибудь редкое дерево зацветет...

- Вы правы! В июле мне довелось увидеть, как расцвело тюльпанное дерево. Знаете, сколь оно прекрасно!!! Мне хотелось обратиться ко всем людям: «Не пожалейте времени, придите в Ботанический сад! И пусть мысли и чувства ваши будут благими!»

- Я никогда не видел ваш Ботанический сад, мне он представляется уменьшенной копией Эдема! Неудивительно, что он нравится горожанам. Ведь образ сада, Эдема, образ места уединения от суеты жизни, всегда был желанным. И сейчас такой сад жизненно необходим, его надо смело вводить в самые сердцевинные части современных городов, особенно современных сверхгородов. (20).

- Да, Дмитрий Сергеевич, Вы совершенно верно подметили это сходство. Сад напоминает весной райский уголок, когда сразу всё вокруг начинает цвести! Вот уже в апреле состоится праздник Магнолий. Ведь магнолии – это украшение нашего Ботанического сада. Огромные белые цветы – чарующее глаз зрелище. На праздник всегда приходят юные музыканты из школы искусств. Они играют в саду замечательные мелодии не только для посетителей, но и для цветов. Ведь растения под музыку лучше развиваются и краше цветут! Я думаю, что ни один горожанин не останется равнодушным к природе, побывав на празднике. Потому что сад все больше  превращается в место, куда можно убежать от городской суеты и тесноты, в место желанного отдыха среди растений.
- А что с зоопарком?
- Зоопарк – давняя гордость Кёнигсберга, а сейчас и Калининграда. Зоосад был открыт в 1896 году благодаря стараниям самих жителей города, и был в то время лучшим в Европе. Сейчас по величине он делит первое место в Европе с Берлинским зоопарком. Зоопарк одновременно является и дендропарком, ведь достопримечательности зоопарка – это не только животные, но еще и редкие растения. Например, гинкго, реликтовое дерево времён птеродактилей.
Гёте посвятил ему стихотворение под названием «Ginkgo biloba»:

Этот листик был с востока
в сад мой скромный занесён,
и для видящего ока
тайный смысл являет он. (26)

- А о чём говорят эти строки? Какой «тайный смысл» заключает в себе лист гинкго?

- Дело в том, что родина этого дерева – Китай, поэтому он и был «занесён с востока». И масоны выбрали почему-то листок именно этого дерева для обозначения своего тайного знака.

- А что еще привлекает горожан в зоопарке?

До начала Второй мировой войны на территории зоопарка устраивали множество увеселительных мероприятий. Здесь выступал духовой оркестр, и было устроено уж совсем необычное развлечение – подъем на воздушном шаре! (26)
Сейчас зоопарк создан для прогулок, а его запутанные дорожки доставляют немалую радость посетителям, здесь можно увидеть и скульптуры животных, и фонтан!
В 1982 году на территории зоопарка был построен детский «Сказочный городок». Маленькие калининградцы – постоянные посетители зоопарка.

- Какое интересное место!

Многие рассказывают забавные истории про обитателей зоопарка. Например, маленькая обезьянка породы «гусар» оглашала вечером окрестности тропическими криками, что наводило страх на прохожих.
Или, как вспоминает краевед Александр Попадин, раньше вольеры с обезьянами стояли возле ограды, когда начинался гон у орангутангов, «ихние мужики звучно лупили себя кулаками в грудь, отчего прохожие за оградой с испугу вызывали милицию разнимать загадочную драку». (27)

Щелкунчик и «крепкий орешек».


- Кстати, Дмитрий Сергеевич, Вы помните сказку Гофмана «Щелкунчик»?

- Конечно, помню! В детстве родители часто брали меня с собой в Мариинский театр. У родителей было два билетных абонемента в ложе третьего яруса. Спектакли были праздниками! А первым спектаклем в моей жизни был как раз «Щелкунчик». Больше всего меня поразил тогда падающий «снег»: в тёплом зале! (22)

- А помните орех Кракатук, у которого была «такая твёрдая скорлупа, что по нему могла проехаться сорокавосьмифунтовая пушка и не раздавить его»? (28)

- Как не помнить!

- Вы очень удивитесь, но родина этого самого Кракатука – Кёнигсберг!

- Это почему же?

- У нас в садах растут (успевают вызревать даже в нежаркое лето!) грецкие орехи, которые в местном климате имеют форму «сердечка» Вот это прошлогодние орехи из нашего сада. Конечно, не все они «сердечки», но и такие тоже есть Вот, посмотрите, пожалуйста, на этот.

- Гм, действительно, сердце... Но причём здесь Кракатук?

- Потому что эти орехи очень твердые! По ним машины ездят, а они целые и невредимые! Мне рассказывали, как кто-то дверь с петель снёс, пытаясь расколоть о косяк такой орех. Теперь ясно, откуда у Гофмана, который родился в Кёнигсберге, взялся пресловутый орех Кракатук, почему для его колки мастер специально создал Щелкунчика. (26).

- Неужели этот маленький орешек такой крепкий?

- Нет, конечно, не все потомки Кракатука унаследовали его твёрдость. Многие из них не такие крепкие, их вполне просто разгрызает наша собака.
Скажите, Дмитрий Сергеевич, а какой парк для Вас может быть идеальным парком? Если бы Вам вдруг пришлось сооружать новый парк, каким бы Вы его сделали?

- Ты знаешь, есть в Москве в пределах Бульварного кольца в буквальном смысле Пушкинский район. Он определяется не административными границами, а духовным содержанием. И у меня рождается идея «Пушкинского парка», состоящего из нынешних бульваров, скверов, арбатских и кропоткинских переулков, ведущего нас к другому зелёному массиву – к парку имени Горького (19).
И прежде всего, такой парк должен иметь пешеходные маршруты (обязательно для прогулок, а не садик для сидения на скамейках), чтобы выманивать людей из квартир, чтобы они сменили бездумное, иногда бездуховное «расслабление» у телеэкрана на зелёную тишину, прогулки и размышления.(20)

- А мне бы хотелось там прогуляться!

- Что ж Если его построят, то непременно прогуляешься! А я убеждён, что «Пушкинский парк» будет. И дело только за тем, чтобы идея созрела в душах (21)

- Дмитрий Сергеевич! Большое спасибо за беседу! Невозможно оставаться равнодушной, прикоснувшись к этой теме. Благодаря Вам, я поняла, как важны для людей сады и парки. Признаюсь, я получила большое удовольствие, собирая материал для беседы. Ведь я узнала столько нового и удивительного о своем городе! Спасибо за все!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотелось бы вспомнить слова Д.С. Лихачёва: «Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (31).
Сады и парки объединили в себе и природу, и культуру, поэтому они особенно ценны для нас. Их уничтожение постепенно приведёт к полному уничтожению человека как физически, так и духовно.
Всегда следует помнить, что убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, а убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культуры. Поэтому, разрушая парки и вырубая сады, мы губим самих себя.
Призыв Д.С. Лихачёва: «Будьте бдительны: запас памятников культуры крайне ограничен в мире, и он истощается с всё прогрессирующей скоростью» (21) обращён к нам, так как равнодушное или эгоистичное отношение к историческому и культурному наследию передаётся от одного поколения к другому.
Кто научит новое поколение уважать и любить город, его историю, людей, живущих в нём и, в конечном счёте, свою Родину, не стоять в стороне, если красивейшие в городе места погибают на глазах не от войны, а потому, что истощился духовный потенциал поколения?!
А надо начинать с себя. Разрушенный парк восстановить, сохранить то, что досталось в наследство, продлить жизнь старым садам и паркам, посадив на месте погибших деревьев молодые.
Я раньше так глубоко и серьезно не задумывалась над проблемой существования садов и парков в нашей жизни. Но сейчас поняла, какая ответственность ложится на наши плечи. Ведь сад многое расскажет будущим поколениям, приоткрыв завесу истории, о характерных особенностях времени, в которое он был создан, о своих создателях.




IV. БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антология калининградской поэзии. - Калининград, 2005- с. 33
Атлас культурных ресурсов. Калининградская область. – Калининград, 2008 - с. 72
Кёнигсберг-Калининград, 1255-2005: иллюстрированный энциклопедический справочник/ ред. А.С. Пржездомского – Калининград, 2006.
Путеводитель. Калининградская область. - Калининград – 2007 –с.24
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Сад в мифе и ритуале
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сады романтизма
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Людвиг Деттман
Газета «Каскад», 2009, №23(201), с. 9
Газета «Комсомольская правда. Калининград», №170 (16848)
Гаузе Ф. Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города. - Реклинхаузен, 1994.
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.,1989 - с.175
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.,1989 - с. 176
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.,1989 - с. 177-178
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.,1989 - с. 153
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.,1989 - с. 221
Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб., 1991.
Лихачёв Д.С. Раздумья. М., 1991 - с. 125
Лихачёв Д.С. Раздумья. М., 1991 - с. 128
Лихачёв Д.С. Раздумья. М., 1991 - с. 129
Лихачёв Д.С. Раздумья. М., 1991 - с. 130
Лихачёв Д.С. Раздумья. М., 1991 - с. 47
Лихачёв Д.С. Раздумья. М., 1991 - с. 54
Медведев В.А. Памятники природы калининградской области. -Калининград, 2003 - с. 11
Минакова Р.Д. Пейзаж цвета времени.- Калининград, 2007 -с.49
Попадин А.Н. Местное время. Прогулки по Калининграду. - Калининград, 2010 - с. 143
Попадин А.Н. Местное время. Прогулки по Калининграду. Калининград, 2010 - с. 113

Гофман Э.Т.А. Песочный человек. Избранное. М., 2006 - с. 313
29. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – «Спасём Ялтинский парк!»
30. Лихачев Д. С. Слово и сад. - СПб., 2009 – с.327
Лихачёв Д.С. Прошлое – будущему. - М., 1979 - с. 173 – 179
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.jesuschrist.ru/bible


Автобиография.

Я, Воробьёва Дарья Сергеевна, родилась в 1994 году, 19 апреля, в городе Саранске (Республика Мордовия). В 1996 году моя семья переехала на постоянное место жительства в город Бердянск (Украина).
В 1999 году моя семья переехала в посёлок Ичалки(Республика Мордовия). В 2001 году я пошла в 1-й класс. Моей первой учительницей стала Марина Ивановна Четвергова, которая пристрастила меня к чтению.
В августе 2004 года моя семья приехала в город Калининград на постоянное местожительства.
В настоящее время я учусь в 10 классе МБОУ СОШ п.Васильково Гурьевского района Калининградской области.
































ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ

Воробьёва Дарья Сергеевна, ученица 10 «Б» класса, МБОУ СОШ п.Васильково. Творческая работа: «Воображаемый разговор с Д.С. Лихачёвым о садах и парках Кёнигсберга – Калининграда».
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:
Серия 2708 номер 226437 выдан отделением УФМС России по Калининградской обл. Багратионовского района от 28.04.2009.
Домашний адрес: п.Васильково, Гурьевский район, Калининградская область, ул. Западная, д.9.

Иванова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ п. Васильково.











13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915