Статья. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В ШКОЛЕ V ВИДА


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
В ШКОЛЕ V ВИДА
О. О. Романова
г. Барнаул, Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 4 V вида»
2014 годОдним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Дар слова - важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство. У детей с нормальным слухом процесс овладения устной речью проходит самопроизвольно, у глухих детей — в результате специального обучения, т. к. они не способны самостоятельно использовать остаточный слух (который является базой для формирования и развития устной речи) для накопления словарного запаса при овладении устной речью. В наше время благодаря слухопротезированию возможно развитие слухового восприятия и речи глухих детей.
Кохлеарная имплантация (КИ) как эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей и взрослых активно развивается в России. Кохлеарная имплантация, как аппарат подразумевает вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва.
Следующая схема иллюстрирует, как слышит человек после кохлеарной имплантации:


В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, которые представляют собой качественно своеобразную группу детей с нарушенным слухом – глухих детей с возникшим слухом, на базе которого возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи.
Условно выделяют три этапа проведения коррекционно-педагогической помощи детям после КИ.
Первый этап – формирования слуховых представлений на базе новых слуховых возможностей с помощью кохлеарного импланта (КИ).
Второй этап – возникновение дифференцированных слуховых представлений и становление спонтанной устной речи детей.
Третий этап – развития адекватных слуховых представлений и активного развития речевого общения. Данный этап направлен на совершенствование использования устной речи, как средства общения с окружающими. Это самый длительный этап реабилитации. Он может длиться до 10 лет (у нормально слышащих составляет 5-7 лет).
В этот период ребенок с КИ напоминает иностранца, который начал изучать язык страны, в которой уже живет. Он все слышит, но понимает только отдельные слова и часто используемые фразы по ситуации общения. Он часто не понимает других, потому что не успевает проанализировать и запомнить, что они сказали. Ему требуется слишком много времени, чтобы вспомнить, что это слово значит, а человек говорит уже другое предложение. Необходимо помнить, что перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребёнка. Ему легче понять и запомнить новые слова, если говорят медленнее, повторяют фразу, так как у них увеличен латентный период реакции на звуки. Постепенно он накапливает в памяти больше слов, осваивает правила их изменения и соединения в предложения, использования при общении. Главным в этот период является развитие у ребенка системы родного языка. Он все время должен слышать родную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по развитию речи.
Основным подходом в оказании коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации в России и за рубежом является слухоречевой подход к ее проведению. Цель слухоречевого подхода – свободное восприятие ребенком окружающих звуков и речи. Данный подход базируется на том, чтобы научить ребенка воспринимать звуки окружающей среды, приводя к естественному развитию речи и языка, а слухоречевая практика требует, чтобы с ребенком взаимодействовали через разговорный язык и создавали слухоречевую окружающую среду.
Для КГС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ № 4 V вида» это первый опыт работы с детьми, имеющими медицинское заключение: ОНР II - III уровня. Двусторонняя хроническая сенсоневральная глухота с коррекцией кохлеарным имплантом до уровня тугоухости первой степени.
Дети с кохлеарными имплантами поступили в наше учреждение после выпуска из МДОУ № 56, где в течение 3х лет посещали занятия дефектолога (сурдопедагога) и находились на третьем этапе проведения коррекционно-педагогической помощи детям после КИ. Результаты на выходе из ДОУ показали, что возможно обучение детей с КИ в школе V вида, где можно создать условия для спокойного развития понимания собственной речи не только на занятиях с педагогами, но и прежде всего, в течение дня во время общения с окружающими.
Привлечение логопеда к абилитации (многосторонний процесс, который предоставляет ребенку возможность вести жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений) детей с КИ обусловлено тем, что, во-первых, в логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми различными речевыми нарушениями - моторной алалией, дизартрией, артикуляторной диспраксией, дисфонией. А большинство детей с нарушениями слуха имеют эти речевые расстройства как самостоятельные нарушения, либо как первичные (в результате поражения соответствующих центров мозга), либо как вторичные, вследствие нарушения развития двигательных речевых центров из-за глухоты в раннем возрасте.
Во-вторых, вызывание звуков речи следует рассматривать, прежде всего, как процесс активизации его голосовой и артикуляторной деятельности. Цель в этот момент не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его к имитации интонационно-ритмической структуры слова или короткой фразы. В целом развитию просодических характеристик речи ребенка с КИ должно уделяться много внимания, т.к. эти нарушения характерны для всех групп детей с КИ, и именно эти нарушения затрудняют восприятие речи детей с нарушениями слуха.
В третьих, работая с ребенком с КИ, логопед должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи (II уровень развития речи или, в лучшем случае, III уровень). Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по формированию языковой компетенции ребенка – накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развития связной речи.
Для детей с КИ характерны проблемы построения развернутого высказывания; отсутствие языкового чутья, развить которое значительно сложнее, чем научить ребенка использовать в своей речи готовые образцы высказываний; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостаточной сформированностью лексической и грамматической стороны речи.
Как у детей с КИ, так и у детей с нарушениями речи, оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Поэтому вопросы формирования связной устной речи у детей с речевыми нарушениями и у детей с КИ приобретают особую актуальность в специальной (коррекционной) школе-интернате V вида.
Ведущей деятельностью учащихся школы-интерната V вида является учебная, в основу которой положена коррекционная работа. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Программы школы V вида предусматривают учебные занятия по развитию речи, в частности по формированию связной речи, на уроках, на индивидуальных занятиях и различных видах внеурочной деятельности ученика. В ходе специального коррекционного обучения с использованием различных методов и форм работы учащиеся получают знания, умения и навыки, необходимые им в жизни. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Стихийность в развитии речи недопустима.
Работа по развитию речи предусматривает следующие этапы:
Формирование и развитие фонематического восприятия и слого-звуко-буквенного анализа слов;
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
Уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
Обучение способам словоизменения и словообразования;
Развитие грамматического строя речи;
Развитие связной речи.
Работа с детьми после КИ требует особого подхода в обучении.
Необходимо помнить, что перед предъявлением речевого сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребёнка, помнить о темпе изложения материала и об особенностях его подачи: делать более короткий и медленный повтор, задавать вопросы, направленные на понимание изложенного материала, использовать методы работы по опорам, схемам, алгоритмам, по планам разных видов. Помнить, что нельзя торопить и в настойчивой форме исправлять речевые высказывания.
Методика работы по развитию речи у детей с нарушениями речи освещена в ряде научных и научно – методических трудов таких исследователей, как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Т.А. Ладыженская, М.Ф. Гнездилов и другие.
Методика работы по развитию связной речи у детей с КИ освещена в ряде научных и научно – методических трудов таких исследователей, как Боскис Р.М., Головчиц Л.А., Королева И.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Зонтова О.В., Носкова Л.П. и другие.
В своей работе мы опираемся и используем методики и разработки этих авторов.
Согласно вышеперечисленным этапам работы по развитию речи составлена схема планирования индивидуальной логопедической работы. В процессе обследования детей на начало учебного года, данный план уточняется и расширяется с учётом особенностей выявленных нарушений.
Для примера приводим схему планирования индивидуальной логопедической работы в 1 классе.
Схема планирования индивидуальной логопедической работы с детьми с КИ в 1 классе.
Развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, внимание память.
Учить слого-звуко-буквенному анализу слов.
Развивать ротовой выдох. Дифференцировать ротовой и носовой выдох.
Работать над силой голоса.
Поставить звуки _____________________________________________.
Автоматизировать звуки ______________________________________.
Дифференцировать звуки ______________________________________.
Работать над звуко-слоговой структурой слов.
Работать над ритмическим рисунком слов: упражнять в произношении слоговых рядов с различным ударением (ла'-ла-ла, ло-ло'-ло, лу-лу-лу'), учить определять ударный слог, ударный гласный.
Расширять и активизировать словарный запас по всем темам понятийного словаря, особенно по темам: ___________________________
_____________________________________________________________, Расширять и активизировать словарь терминами по учебным предметам, вводить в речь обобщающие слова.
Учить способам слово- и формообразования: образовывать множественное число имён существительных и глаголов, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать грамматический строй речи.
Работать над согласованием существительных с прилагательными и числительными.
Учить понимать и употреблять предлоги: ____________________________.
Учить составлять простые распространенные предложения из 3-5 слов по картинкам, вопросам, наблюдениям и т. д.
Развивать связную речь. Учить составлять связные рассказы из 3-5 предложений по сюжетным картинам, по серии картин, по наблюдениям.
Учить определять количество слов в предложении, определять границы предложений.
Развивать письменную речь.
Учить соотносить печатные и письменные буквы, формировать каллиграфический навык письма.
Дифференцировать буквы _________________________________________. Учить писать слова и предложения по памяти и под диктовку с проговариванием.
Учить правильному чтению, пониманию и пересказу прочитанного.
Работать над темпом, ритмом и плавностью речи.
Во 2х – 4х классах работа ведётся по тем же направлениям, но усложняется с учётом возраста, программного материала и особенностей выявленных нарушений.
Результаты, полученные за два года работы с детьми после кохлеарной имплантации, дают основание надеяться на успешность абилитации детей с КИ в условиях школы V вида, при условии систематической коррекционной работы, организованной педагогами учреждения под руководством логопеда.
Литература:
Андреева Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Людмила Витальевна Андреева; Под научной редакцией Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
Бородич А. М. Методика развития речи детей – М., Просвещение, 1984.
Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993
Зонтова О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям посла кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. - СПб.: Российский Государственный Университет
Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. – СПб.: Лемма, 2005. – 90 с.
Королёва И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). - СПб.: КАРО, 2008, - 752 с.:
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М.:Просвещение,1991. -319 с.
Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /
Янн П. Значение и возможности обучения слуховому восприятию после кохлеарной имплантации// Актуальные вопросы логопатологии. Сб. статей. Ред. И.В. Королева. 2004. СПб.