Урок русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом»


Русский язык. 9 класс.
§ 8. «Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом».
1. Если простые предложения в составе сложносочиненного имеют общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.2. Общим второстепенным членом чаще всего является обстоятельство или дополнение.
3. Общий второстепенный член обычно стоит в начале предложения.
В начале апреля уже шумели скворцы и летали желтые бабочки.
К нам пешком пришли дети и на автобусе приехали студенты.
Задание № 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы предложений и общий второстепенный член:
(1) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. (2) Сверкнула молния и послышался удар грома. (3) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (4) Мы поднялись на холм и нашим глазам открылась великолепная картина. (5) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка. (6) На нас намокли куртки и отсырели рубашки. (7) В библиотеке всегда стоит тишина и раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей. (8) За столами погрузившись в книгу обдумывают содержание лекций почтенные профессора или готовятся к экзаменам юные студенты. (9) У каждого взгляд сосредоточен и лицо имеет глубокомысленное выражение. (10) По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и все столы заняты. (11) В зале лишь слышится шелест страниц да пахнет старой бумагой и свежей типографской краской. (12) К восьми часам зал пустеет и все расходятся покидая любимое и привычное здание до следующего дня.
Ключ:
(1) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.
(2) Сверкнула молния, и послышался удар грома. 
(3) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
(4) Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина.
(5) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка.
(6) На нас намокли куртки и отсырели рубашки.
(7) В библиотеке всегда стоит тишина и раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей.
(8) За столами, погрузившись в книгу, обдумывают содержание лекций почтенные профессора или готовятся к экзаменам юные студенты.
(9) У каждого взгляд сосредоточен и лицо имеет глубокомысленное выражение.
(10) По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и все столы заняты.
(11) В зале лишь слышится шелест страниц да пахнет старой бумагой и свежей типографской краской.
(12) К восьми часам зал пустеет и все расходятся, покидая любимое и привычное здание до следующего дня.
Задание № 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы предложений и общий второстепенный член:
(1) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. (2) Сверкнула молния и послышался удар грома. (3) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (4) Мы поднялись на холм и нашим глазам открылась великолепная картина. (5) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка. (6) На нас намокли куртки и отсырели рубашки. (7) В библиотеке всегда стоит тишина и раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей. (8) За столами погрузившись в книгу обдумывают содержание лекций почтенные профессора или готовятся к экзаменам юные студенты. (9) У каждого взгляд сосредоточен и лицо имеет глубокомысленное выражение. (10) По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и все столы заняты. (11) В зале лишь слышится шелест страниц да пахнет старой бумагой и свежей типографской краской. (12) К восьми часам зал пустеет и все расходятся покидая любимое и привычное здание до следующего дня.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы предложений и общий второстепенный член:
(1) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. (2) Сверкнула молния и послышался удар грома. (3) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (4) Мы поднялись на холм и нашим глазам открылась великолепная картина. (5) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка. (6) На нас намокли куртки и отсырели рубашки. (7) В библиотеке всегда стоит тишина и раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей. (8) За столами погрузившись в книгу обдумывают содержание лекций почтенные профессора или готовятся к экзаменам юные студенты. (9) У каждого взгляд сосредоточен и лицо имеет глубокомысленное выражение. (10) По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и все столы заняты. (11) В зале лишь слышится шелест страниц да пахнет старой бумагой и свежей типографской краской. (12) К восьми часам зал пустеет и все расходятся покидая любимое и привычное здание до следующего дня.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы предложений и общий второстепенный член:
(1) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. (2) Сверкнула молния и послышался удар грома. (3) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (4) Мы поднялись на холм и нашим глазам открылась великолепная картина. (5) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка. (6) На нас намокли куртки и отсырели рубашки. (7) В библиотеке всегда стоит тишина и раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей. (8) За столами погрузившись в книгу обдумывают содержание лекций почтенные профессора или готовятся к экзаменам юные студенты. (9) У каждого взгляд сосредоточен и лицо имеет глубокомысленное выражение. (10) По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и все столы заняты. (11) В зале лишь слышится шелест страниц да пахнет старой бумагой и свежей типографской краской. (12) К восьми часам зал пустеет и все расходятся покидая любимое и привычное здание до следующего дня.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы предложений и общий второстепенный член:
(1) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. (2) Сверкнула молния и послышался удар грома. (3) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (4) Мы поднялись на холм и нашим глазам открылась великолепная картина. (5) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка. (6) На нас намокли куртки и отсырели рубашки. (7) В библиотеке всегда стоит тишина и раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей. (8) За столами погрузившись в книгу обдумывают содержание лекций почтенные профессора или готовятся к экзаменам юные студенты. (9) У каждого взгляд сосредоточен и лицо имеет глубокомысленное выражение. (10) По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и все столы заняты. (11) В зале лишь слышится шелест страниц да пахнет старой бумагой и свежей типографской краской. (12) К восьми часам зал пустеет и все расходятся покидая любимое и привычное здание до следующего дня.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы предложений и общий второстепенный член:
(1) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. (2) Сверкнула молния и послышался удар грома. (3) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (4) Мы поднялись на холм и нашим глазам открылась великолепная картина. (5) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка. (6) На нас намокли куртки и отсырели рубашки. (7) В библиотеке всегда стоит тишина и раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей. (8) За столами погрузившись в книгу обдумывают содержание лекций почтенные профессора или готовятся к экзаменам юные студенты. (9) У каждого взгляд сосредоточен и лицо имеет глубокомысленное выражение. (10) По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и все столы заняты. (11) В зале лишь слышится шелест страниц да пахнет старой бумагой и свежей типографской краской. (12) К восьми часам зал пустеет и все расходятся покидая любимое и привычное здание до следующего дня.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------