Конспект урока русского языка в 8 классе (школа VIII вида) по теме: Знаки препинания в конце предложения. Восклицательные предложения.


Тема: «Знаки препинания в конце предложения. Восклицательные предложения»
Цели урока: дидактическая – повторить знаки препинания в конце предложений, виды предложений по цели высказывания; отработка умений и навыков постановки знаков препинания в конце предложения, навыков чтения предложений с правильной интонацией;
коррекционно –развивающая – коррекция и развитие устной связной речи через упражнения в составлении предложений, определении границ предложения, исправлении ошибок в построении предложений, чтении по ролям и т.д.;
воспитательная – формирование мотивации к учению.
Оборудование: учебник «Русский язык, 8 класс»; сигнальные карточки с изображением знаков препинания; портрет В.Чкалова; индивидуальные карточки со словами-помощниками; индивидуальные карточки для выполнения самостоятельной работы; тексты для чтения по ролям.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел сейчас урок,
Начинается урок.
Потихонечку все сели
И на парты посмотрели:
Всё ли здесь у нас в порядке?
Есть ли ручки и тетрадки?
Про учебник не забыли?
Дневники все положили?
Всё в порядке! А теперь
Открываем к знаниям дверь.
Я, ребята, верю в вас,
Всем желаю: «В добрый час!»
Коррекционные упражнения:
Гимнастика для пальцев: «Замок»;
Зарядка для ума «Где пословица зарыта?» Задание: составить пословицу по количеству букв, которые указаны в скобках; объяснить пословицу.
Бездна (3)
тропа(2)
удача(1)
дар(2)
невеста(2)
ток(1)
плут(2)
ода(3)
(Без труда нет плода).
Повторение сведений о предложении:
Анализ материала для наблюдений:
А) липа
Б) Липа пахнет мёдом.
В) пахнет мёдом
- Какая из трёх записей является предложением? Почему вы так считаете? (вторая запись содержит законченную мысль)
- Какой знак препинания стоит в конце предложения? На что указывает точка?
-Для чего нужны предложения в речи?
2) Определение границ предложений. Задание: прочитайте предложения, определите, правильно ли здесь расставлены знаки препинания (точки)?
А) Работа была трудная. Но интересная.
Б) Все спешат на работу жалобно блеют ягнята.
Задание: найдите речевые ошибки в предложениях (избегайте повторов); запишите предложения в исправленном виде.
А) На крыше висели ледяные сосульки.
Б) Стены больницы побелили белой краской.
IV. Тема урока.
Слово учителя:
- Сегодня мы вспомним, какие знаки препинания ставятся в конце предложений, какие бывают виды предложений по цели высказывания, потренируемся в их правильном произношении. Предложения, как и люди, бывают с разным характером.
- Бывают спокойные предложения, которые рассказывают, повествуют о чём-либо. Их называют повествовательными.
- Какой знак препинания ставится в конце таких предложений? (.)- Есть предложения ужасно любопытные. Они любят задавать вопросы. Называются они вопросительными. Какой знак ставится в конце вопросительных предложений? (?)
- А бывают предложения очень эмоциональные, они весело, с восторгом, изумлением, гневом выражают свои мысли, словно восклицают. Такие предложения называются восклицательными. Какой знак вы поставите в конце этих предложений? (!)
2) Задание на произношение предложений с правильной интонацией: произнесите данное предложение с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией:
Это деревня Простоквашино.
Это деревня Простоквашино?
Это деревня Простоквашино!
3)Задание: определите виды предложений в шуточном стихотворении; прочитайте их с правильной интонацией; запишите в тетрадь, правильно расставив знаки препинания в конце предложений.
- Опять ты делаешь ошибки
- Когда ты их исправишь, Рыбкин
- А как без них я обойдусь
- Ведь на ошибках я учусь
- Кто всех скромнее в нашем классе
-Конечно, я и друг мой Вася
4) Чтение по ролям шуточной сценки «Весёлые рифмы» (отработка правильной интонации при чтении предложений, к доске вызываются желающие сыграть роль сына, мамы, папы):
вопросительные
Сейчас, когда приду домой,
Произнесёт их мама:
«Ты дрался, да?
Ты что – немой?
Ну что молчишь упрямо?»
повествовательные
Повествовать придётся мне,
И я скажу:
«Не дрался, не…
Свалился с дерева, и вот…»
восклицательные
Тут папа в комнату войдёт,
Войдёт и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!»
Работа с сигнальными карточками (. ? !): учитель читает текст по предложениям, учащиеся самостоятельно определяют, какой знак нужно поставить в конце предложений. Затем учащиеся выясняют, в чём же заключалось богатство легендарного лётчика.
Огромное богатство.
Один миллионер спросил у Чкалова:
- Вы богаты?
- Да, я очень богат.
- В чём выражается ваше богатство?
- У меня 170 миллионов.
- 170 миллионов? Чего рублей или долларов?
- Нет, 170 миллионов человек, которые работают на меня, как и я работаю на них.
(Учитель кратко рассказывает о В.Чкалове, показывает его портрет)


Валерий Чкалов - советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Тема урока.
1) Беседа о восклицательных предложениях:
-Какого предложения по интонации не было в тексте о Чкалове?
-Восклицательный знак – удивительный знак, с помощью его мы можем выразить различные чувства (вот как знак говорит сам о себе):
Ребята! В предложениях стою я для того,
Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Где я, те предложения с особым восхищением
Произносить должны.2)Беседа о словах-помощниках в восклицательных предложениях: ---- - Особую восклицательную интонацию придают предложению слова-помощники. Вот они:

КАК
КАКОЙ
ЧТО ЗА
СКОЛЬКО
- Они всегда стоят в начале предложения.
Например: «Что за прелесть эти сказки!»
«Как прекрасен этот мир!»
3) Упражнение в конструировании восклицательных предложений с помощью слов-помощников. Игра «Кому что досталось?»: учащиеся выбирают из коробочки листок с вариантом слов-помощников и составляют предложения с ним. Предложения записываются в тетрадь.
4) Закрепление.
Самостоятельная работа учащихся: индивидуальные карточки с учётом уровня обученности учащихся для 1 и 2 группы. Задание: расставить знаки препинания в конце предложений.
Итоги урока. Выставление оценок.
- Что мы повторяли на уроке? Чему научились?
VI. Домашнее задание: работа по индивидуальным карточкам для учащихся 1,2 группы .