Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Школа общения» (3 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена и рекомендована МС школы
к утверждению
Протокол № 2
от 31.08.2015 г.
Руководитель МС
________________________
Н.Д. Выпряжкина
Согласована
зам. директора по УВР _______________________
Т.В. Чукарина
31.08.2015 г.
Утверждена
Директор школы
__________________
С.И. Романова
«____»______________2015 г.
Протокол № 200
от 31.08.2015 г.















Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Школа общения»
направление социальное
класс 3 А
количество часов по учебному плану 34
учитель Калмыкова О.Н.
учебный год 2015-2016













ст-ца Базковская
2015 г.
Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-3 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Программа рассчитана на 34 занятия в год. Проводятся они в группе 12-14 человек. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 30 минут.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Рассказ ы педагога и детей
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Наблюдения
Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
Дискуссии
Исследования
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Анкетирование учащихся и родителей
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Тематическое планирование 3 класс

Раздел программы

Тема занятия
Кол-во часов
Формирование УУД
Дата прове-дения


1
Диагностика
1

04.09

Учимся дружить
2
«Мы-третьеклассники»
1
Личностные
участие в общественной жизни, ориентирование в событиях, происходящих в стране и в мире; следование здоровому образу жизни. формирование мотивов достижения и социального признания;
- мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Познавательные
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
11.09


3
«Ты и твои друзья»
1

18.09


4
«Ищу друга»
1

25.09

Я- владелец своих эмоций
5
«Я и мое настроение»
1
Личностные развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Коммуникативные- организация совместно-продуктивной деятельности.
2.10


6
«Я могу управлять своим настроением»
1

09.10


7
«Как выразить свои эмоции»
1

16.10


8
«Эмоции. Общение. Поведение»
1

23.10

Встречи с самим собой
9
«Что я знаю о себе?»
1
Личностные формирование представления о себе, систематизация сведений.
30.10


10
«Что знают обо мне окружающие?»
1
Личностные развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
13.11


11
«Мой портрет в лучах солнца»
1

20.11


12
«Мои друзья»
1
Личностные формирование глубины мышления, формирование способности анализировать.
27.11


13
«Наш класс»

1

04.12

Я среди других людей
14
«Наши права и обязанности»
1
Коммуникативные
Организация совместно-продуктивной деятельности.
11.12


15
«Застенчивость и неуверенность в себе»
1
Познавательные
Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.
18.12


16
«О чем говорят наши жесты»
1

25.12


17
«Доверие в общении»
1
Коммуникативные - организация совместно-продуктивной деятельности.
15.01


18
«Умею ли я слушать?»
1
Познавательные
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
22.01


19
«Чем уверенность отличается от самоуверенности»
1
Познавательные
Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.
29.01

Вежливая речь
20
«Правила хорошего тона»
1

05.02


21
«Употребление вежливых слов в общении»
1

12.02


22
«Этикетные диалоги, речевые привычки»
1
Личностные
Коммуникативные
Организация совместно-продуктивной деятельности.
19.02


23
«Искусство делать комплименты»
1

26.02


24
«Вежливый отказ»
1
Познавательные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
04.03


25
«Портрет культурного человека»
1
Коммуникативные- организация совместно-продуктивной деятельности.
11.03

Правила и законы общения
26
«Стили общения»

1
Регулятивные отбор информации, систематизация её по микротемам.
18.03


27
«Что такое конфликт?»

1
Познавательные
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
01.04


28
«Конфликтные эмоции»
1

08.04


29
«Стили поведения в конфликте»
1
Познавательные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
15.04


30
«Звездная карта жизни»
1

22.04


31
«Стили поведения известных людей»

Коммуникативные- организация совместно-продуктивной деятельности.
29.04


32
Диагностика


06.05


33
Обсуждение результатов диагностики
1
Регулятивные оценка:
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция:
- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
13.05


34
Итоговый урок
1

20.05


ЛИТЕРАТУРА

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей. М.,1999.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984.
Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 2007.
Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 2002.
Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.
//Начальная школа// № 6 2008.
11. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
12. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 2007.
13. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
14. Интернет-ресурсы.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515