Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа общения (1 год)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Заброденская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена:
на заседании ШМО
учителей начальных классов
от 27.08.2015г.
Протокол № 1

Принята:
на заседании
педагогического совета
МКОУ Заброденская СОШ
от 27.08 2015 года
Протокол № 1
Утверждена:
приказом директора
МКОУ Заброденская СОШ
от 01.09 2015 года № 126 Директор школы:
_________ /Г. В. Шилова./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа общения»
Направление
«Общественно-полезная деятельность»
на 2015 -2016 г.
34 часа (1 час в неделю)


Учитель: Маслова Н.Н.

Стаж: 22 года,
категория: ВКК

Год аттестации: 2011





Согласовано:

зам. директора по УВР

______________ Юрченко О.Г.

«__» __________ 2015 г.

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения, обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. В работе с младшими школьниками отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Принципы построения программы:
личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы: беседы, игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации), чтение художественных произведений, упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера, наблюдения, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации, дискуссии, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, тренинги общения, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Программа рассчитана на 34 занятия в год. Проводятся они в группе 12-14 человек. Периодичность проведения – 1 раз в неделю.













Учебно-тематический план

Содержание курса
Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Мир моих эмоций

6
Регулятивные:
умение решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время.

Познавательные:
извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы.

Коммуникативные:
использование диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Личностные:
при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.



Воспитание самостоятельности

8


Я среди других людей

13


Речевой этикет

7


Итого
34












Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Название разделов и тем
Количество часов


план
факт

Теория
Практика
Всего

Мир моих эмоций

3
3
6

1


Я – личность. Мои роли.
1



2


Как я выгляжу.
1



3


Как я выгляжу. Урок – практикум.

1


4


Я познаю себя и других.
1



5


Нравственные сказки. Постановка сказки.

1


6


Нравственные сказки. Постановка сказки.

1


Воспитание самостоятельности

5
3
8

7


Я отвечаю за свои поступки.
1



8


Как решить конфликт.
1



9


Как решить конфликт. Создание и решение жизненных ситуаций.

1


10


Сильный человек.
1



11


Как влиять на поведение другого человека.
1



12


Решительное поведение
1



13


Учимся принимать самостоятельное решение. Ролевая игра.

1


14


Учимся принимать самостоятельное решение. Ролевая игра.

1


Я среди других людей

6
7
13

15


Устав – основной закон школы
1



16


Устав – основной закон школы. Игра «Как мы знаем права и обязанности ученика»

1


17


Азбука этики. Основные понятия этики.
1



18


Азбука этики. Деловая игра.

1


19


Человек и его имя.
1



20


Человек и его имя. Проект «Мое имя и фамилия»

1


2
·1


Я и мои друзья.
1



22


Я и мои друзья. Эстафета.

1


23


Я и мои друзья. Ролевая игра.

1


24


Культура поведения человека.
1



25


Культура поведения человека. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

1


26


Верность слову.
1



27


Верность слову. Обсуждение прочитанной книги.

1


Речевой этикет

3
4
7

28


Речевой этикет.
1



29


Умение общаться. Урок- практикум.

1


30


Этикет в общественных местах.
1



31


Этикет в общественных местах. Деловая игра «Ты в театре и музее»

1


32


Отзывчивость и доброта.
1



33


Библиотека – хранительница знаний. Экскурсия в библиотеку.

1


34


Итоговый урок. Деловая игра «Давайте учиться жить»

1


Итого
17
17
34























Содержание программы

Мир моих эмоций
Я – личность. Мои роли (1 час)
Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

Как я выгляжу (2 часа)
Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

Я познаю себя и других (1час)
Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Ответственность человека за свои поступки. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Моральная оценка поступков людей.

Нравственные сказки (2 часа)
Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки различных народов мира. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

Воспитание самостоятельности
Я отвечаю за свои поступки (1 час)
Дать понятия «ответственность», «ответственный», «безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение.

Как решить конфликт (2 часа)
Дать понятия «конфликт», «терпимость», «характер»: для разрешения конфликта необходимо проявлять терпимость. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Сильный человек (1 час)
Дать понятия «дух», « душа», «самосознание», «сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами.

Как влиять на поведение другого человека (1 час)
Понятия «аргумент», «убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения.

Решительное поведение (1 час)
Понятия «решительный», «решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку.

Учимся принимать самостоятельное решение (2 часа)
Понятия «ресурсы», «возможности», «обстоятельства»: овладение алгоритмом принятия решения. Практическое занятие.

Я среди других людей
Устав – основной закон школы (2 часа)
Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.

Азбука этики. Основные понятия этики (2 часа)
Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

Человек и его имя (2 часа)
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

Я и мои друзья (3 часа)
Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра

Культура поведения человека (2 часа)
Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

Верность слову (2 часа)
Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсуждение с учениками.)

Речевой этикет
Речевой этикет (1 час)
Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

Умение общаться (1 час)
Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

Этикет в общественных местах (2 часа)
Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

Отзывчивость и доброта (1 час)
Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

Библиотека – хранительница знаний (1 час)
Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.

Итоговый урок (1 час)
Повторение и обобщение материала по курсу «Школа общения». Деловая игра «Давайте учиться жить»




Предполагаемая результативность курса

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства), в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Важным результатом курса станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем









Информационно-методическое обеспечение

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., Просвещение, 2010.

Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей. М., Просвещение, 2010.

Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., Просвещение, 2011.

Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2011.

Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.

Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2011.

Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2012.










15