Программа внеурочной деятельности «Этикет общения» Направление внеурочной деятельности — социальная направленность


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Чебоксары
Программа внеурочной деятельности
«Этикет общения»
Направление внеурочной деятельности - социальная направленность
Срок реализации программы- 1 год (32 ч.)

Составила Борисова Н.В.,
Классный руководитель 3 «В» класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48»
2016-2017 учебный год
г. Чебоксары
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно надеяться, что в старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Он определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Современное общество предъявляет новые требования к личности учащегося и к его поведению, в частности, в рамках формирования адекватного коммуникативного поведения.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.
Общая характеристика курса
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «СОШ №48».
В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.Смыслообразующие идеи программы:
наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Формы организации внеурочной деятельности:
Классные часы;
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Ролевые игры
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи, регулярная фиксация школьника своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что…». Этот документ, возникающий как реакция на определённые негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть трудности.
Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Описание места курса в учебном плане
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как « Окружающий мир» и «Литературное чтение».
Программа рассчитана на 32 часа в год, занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятия – 45 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Цель и задачи курса
Цель: формирование у младших школьников коммуникативного поведения, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.
Задачи:
познавательные: сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения; сформировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь); обучить умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим;
развивающие: развивать коммуникативные умения в процессе общения; развивать познавательный интерес школьников;
воспитательные: воспитывать культуру общения между учащимися.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования.
Метапредметные универсальные учебные действия:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач.
Предметные универсальные учебные действия:
формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме; формирование уважительного отношения к собеседнику; освоение доступных способов изучения общества, речевого этикета (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); получение первоначальных представлений о значении общения в жизни человека.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия Вид деятельности Кол-во часов
Учимся жить вместе.
Формулирование познавательной цели. 1 ч.
Чем мы будем заниматься в этом году? Смыслообразование. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения. 1 ч.
Азбука этики. Основные понятия этики. Знакомство и изучение правил этикета в школе. Деловая игра и ее правила. 1 ч.
Как я выгляжу.
Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.
1 ч.
Я – личность. Мои роли. Высказывать свое мнение. 2 ч.
Нравственные сказки.
Показать, как в сказках отражается жизнь людей. 2 ч.
Устав – основной закон школы.
Познакомиться с понятиями «закон», «Устав», «Устав школы», «обязанности». 2 ч.
Человек и его имя.
Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли. 1 ч.
Я и мои друзья.
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 2 ч.
Верность слову.
Познакомиться с понятиями «слово», «верность слову», «честь». 2 ч.
Речевой этикет.
Познакомить с понятиями «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).
1 ч.
Умение общаться.
Познакомить с понятиями «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.
1 ч.
Этикет в общественных местах.
Познакомить с понятиями «вежливость», «тактичность», «деликатность». Правила поведения на концерте, в театре, в музее. 1 ч.
Библиотека – хранительница знаний.
Познакомить с понятиями «библиотека», «каталог». Познакомить с правилами пользования и поведения в библиотеке. 1 ч.
Отзывчивость и доброта.
Познакомить с понятием «доброта». Отзывчивость и доброта в сказках и в жизни человека. 2 ч.
Я познаю себя и других.
Познакомить с понятиями «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий «ссора», «скандал», «конфликт». 1 ч.
Формы моральной оценки и самооценки.
Познакомить с понятиями «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий «ссора», «скандал», «конфликт». 1 ч.
Культура поведения человека.
Познакомить с понятиями «культура», «культура поведения», «правила приличия». Деловая игра. 2 ч.
Как человек принимает решение.
Осознавать, что не всякое решение целесообразно. Овладевать ключевыми словами: компетентность, компетентный. 1 ч.
Принимать решение нелегко.
Понимание, что принимать решение- трудное дело. 1 ч.
Ограничения и самоограничение. Знакомство с понятием «закон», «ограничения», «официальный». 1 ч.
Каждый выбирает по себе. Убедиться, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему. 1 ч.
Я учусь быть самостоятельным.
Знакомство с понятием «алгоритм», «ученик», «учитель». 1 ч.
Праздничный этикет.
Знакомство с понятием «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. 1 ч.
Повторительно-обобщающий урок.
Обобщение знаний по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра. 1 ч.
Итого: Занятий - 32
Описание материально - технического обеспечения
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок - 1
Компьютер - 1
Экспозиционный экран -1
Мультимедийный проектор - 1
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи в соответствии с программой курса.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Рабочая программа курса.
Практические работы.
Разработки игр, викторин.
Используемая литература
Литература для учителя:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
2. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва: «Школьная Пресса», 2002г.
3. Максимова Т. Н. Классные часы. 2 класс.- Москва: «Вако»,2008г.
4. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Флинта: Наука, 2007г.
Литература для учащихся:
1.Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.- Оникс 21 век, 2008г.
2. Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. Учимся играючи.-
Рипол Классик Дом XXI век, 2008г.
3.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. Изд. 2-е, испр., доп.-
М: Олма-Пресс, 2002.
4. Хрусталева Е. Школа хороших манер для маленьких принцесс. - АСТ, 2008г.
Учимся жить вместе.
Формулирование познавательной цели. 1 ч.
Чем мы будем заниматься в этом году? Смыслообразование. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения. 1 ч.
Азбука этики. Основные понятия этики. Знакомство и изучение правил этикета в школе. Деловая игра и ее правила. 1 ч.
Как я выгляжу.
Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.
1 ч.
Я – личность. Мои роли. Высказывать свое мнение. 2 ч.
Нравственные сказки.
Показать, как в сказках отражается жизнь людей. 2 ч.
Устав – основной закон школы.
Познакомиться с понятиями «закон», «Устав», «Устав школы», «обязанности». 2 ч.
Человек и его имя.
Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли. 1 ч.
Я и мои друзья.
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 2 ч.
Верность слову.
Познакомиться с понятиями «слово», «верность слову», «честь». 2 ч.
Речевой этикет.
Познакомить с понятиями «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).
1 ч.
Умение общаться.
Познакомить с понятиями «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.
1 ч.
Этикет в общественных местах.
Познакомить с понятиями «вежливость», «тактичность», «деликатность». Правила поведения на концерте, в театре, в музее. 1 ч.
Библиотека – хранительница знаний.
Познакомить с понятиями «библиотека», «каталог». Познакомить с правилами пользования и поведения в библиотеке. 1 ч.
Отзывчивость и доброта.
Познакомить с понятием «доброта». Отзывчивость и доброта в сказках и в жизни человека. 2 ч.
Я познаю себя и других.
Познакомить с понятиями «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий «ссора», «скандал», «конфликт». 1 ч.
Формы моральной оценки и самооценки.
Познакомить с понятиями «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий «ссора», «скандал», «конфликт». 1 ч.
Культура поведения человека.
Познакомить с понятиями «культура», «культура поведения», «правила приличия». Деловая игра. 2 ч.
Как человек принимает решение.
Осознавать, что не всякое решение целесообразно. Овладевать ключевыми словами: компетентность, компетентный. 1 ч.
Принимать решение нелегко.
Понимание, что принимать решение- трудное дело. 1 ч.
Ограничения и самоограничение. Знакомство с понятием «закон», «ограничения», «официальный». 1 ч.
Каждый выбирает по себе. Убедиться, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему. 1 ч.
Я учусь быть самостоятельным.
Знакомство с понятием «алгоритм», «ученик», «учитель». 1 ч.
Праздничный этикет.
Знакомство с понятием «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. 1 ч.
Повторительно-обобщающий урок.
Обобщение знаний по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра. 1 ч.
Учимся жить вместе..1 ч.
Чем мы будем заниматься в этом году? 1 ч.
Азбука этики. Основные понятия этики.1 ч.
Как я выгляжу.1 ч.
Я – личность. Мои роли.2 ч.
Нравственные сказки. 2 ч.
Устав – основной закон школы.2 ч.
Человек и его имя.1 ч.
Я и мои друзья.2 ч.
Верность слову.2 ч.
Речевой этикет. 1 ч.
Умение общаться.1 ч.
Этикет в общественных местах.1 ч.
Библиотека – хранительница знаний.1 ч.
Отзывчивость и доброта.2 ч.
Я познаю себя и других.1 ч.
Формы моральной оценки и самооценки.1 ч.
Культура поведения человека..2 ч.
Как человек принимает решение.1 ч.
Принимать решение нелегко..1 ч.
Ограничения и самоограничение.1 ч.
Каждый выбирает по себе.1 ч.
Я учусь быть самостоятельным.1 ч.
Праздничный этикет1 ч.
Повторительно-обобщающий урок.1 ч.