Урок по теме «Разделительные знаки препинания между частями ССП»

Урок по теме:
«Разделительные знаки препинания между частями ССП»
Цели и задачи урока:
Образовательная: находить в тексте сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом; познакомить с условием постановки тире между частями ССП, научить применять это правило на письме;
закрепить умение отличать простое предложение от ССП, расставлять знаки препинания между частями ССП.
Развивающая: продолжать развивать навыки комплексного анализа текста, умение грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы, продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков.
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.

Ход урока.
I.Организационный момент.
Записывают дату урока в тетрадях.
II. Актуализация знаний.
1.Лингвистическая разминка.
- исправьте речевые ошибки.(слайд 1)
Все мои огорчения давно канули в лето.
Глядя в небо, меня всегда удивляют звезды.
Вторая серия оказалась более интереснее первой.
Космонавты пробыли на орбите около двести суток.
-орфоэпическая минутка (слайд 2)
Портфель
свекла
шофер
звонишь
партер
начала
договор
средства
Красивее
2.Устное повторение теоретических сведений о ССП.
1. Какое предложение называется сложным?
2. Какое предложение называется ССП?
3.Что помогает определить смысловую связь между частями ССП?
4. На какие группы делятся сочинительные союзы?

3. Объяснительный диктант. (1 человек у доски, остальные пишут в тетрадях).
Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки. (против. послед.)
Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел.(разделит)
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет ( соед. одноврем.)

3. Проверка домашнего задания.
Упр. 67- выборочно (1,2,3, предложения).
III. Работа по теме урока.
1.(слайд № 4) Почему ставим тире? Почему не ставим запятые? Разберемся, прочитав теоретические сведения в учебнике на стр. 43-44.
2.Формулирование выводов ( слайд 5).
IV. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Упр. 71- комментированное письмо, составление схем на доске( 1, 3,5 предложения),
Упр.70 (можно взять только 2 первых предложения).
Взошло горячее летнее солнце и согрело все вокруг. Взошло горячее летнее солнце, и все вокруг согрелось. 2. Ландыши обычно зацветают в мае и радуют нас своей красотой. Ландыши обычно зацветают в мае, и мы радуемся их красоте. 3.Первое звено самолетов поднялось в воздух и изобразило красивую фигуру. Первое звено самолетов поднялось в воздух, и мы увидели красивую фигуру пилотажа. 4. Непрерывным потоком шли по шоссе легковые автомобили и сигналили друг другу. Непрерывным потоком шли по шоссе легковые автомобили, и были слышны сигналы. 5. Вышел из кабинета директор школы и начал нас ругать. Вышел из кабинета директор школы, и мы в испуге разбежались. 6. Объявление об экскурсии было сделано несколько дней назад и обрадовало нас. Объявление об экскурсии было сделано несколько дней назад, и мы обрадовались.
Конструирование предложений - синтаксических синонимов(слайд 6).
Когда это бывает?
Ласточки летают низко.
Рыба не клюет.
( Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)
2.Где это можно увидеть?
Тигры послушны.
Слоны легки.
На арене цирка тигры послушны и слоны легки.
3.Когда это случается?
Обязательно зуб заноет.
Рука разболится.
Перед контрольной обязательно зуб заноет и рука разболится.
V. Подведение итогов урока.
-Когда в ССП не ставится запятая перед союзом И?
- Как отличить предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзам, от ССП?
Домашнее задание.
§ 16, упр. 72.