Смысловые отношения в ССп


Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«ЛИСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА
Республики Крым
Урок русского языка по теме:
"Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения"
Астапова Е. П.,
учитель русского языка
и литературы
2015
ТЕМА : Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения
ВИД УРОКА: урок-путешествие.
Учитель :*Ребята, есть тема урока, определите, что должны узнать, исходя из темы?
(ответы учеников)
ЦЕЛИ:
1.Расширить знания о ССП.
2.Дать понятие о смысловых отношениях в ССП
3.Работать над умением определять смысловые отношения
между частями ССП
4. Правильно определять границы частей, ставить знаки препинания
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы "Сочинительные союзы", карточки с заданием, учебник
1.Организационный момент
Учитель.
*Тема известна, цели определены, начинаем работу.
Урок необычный, мы совершим виртуальное путешествие в страну "Синтаксис" В пути будут привалы, чтобы выполнить задания, сделать путевые заметки.
Синтаксис - большая страна.
Цель нашего путешествия - город ССП
2.Словарная работа : виртуальный, шлагбаум
Значение слова, примеры словосочетаний и предложений с сочинительными союзами
3.Беседа
*Что знаем о стране"Синтаксис"?
* Какие умения формирует синтаксис?
*Какие синтаксические единицы вы знаете?

4.Тренинг «Синтаксические единицы»
Расположите таблички (слово, словосочетание, предложение, абзац, текст)
согласно логике; по какому принципу карточки разместили именно так.
5. Проверка домашнего задания.
*Что известно о городе ССП , мы поймем, прочитав ССП из стихотворений об осени.
Устный анализ состава предложений.
*С таким багажом мы отправляемся в путь. Запишите тему и… в дорогу.
6.Привал "Перед подъемом"
*Разобрать предложение на доске, построить схему:

Ясная осе…яя ночь, и луна оз…ряет п…редевш…е листья .
*Что является основным средством связи частей ССП?
*Назвать сочинительные союзы по группам .


7. Привал "У шлагбаума"
Вопрос:
* Какие смысловые отношения могут устанавливать сочинительные союзы?

* Обращаемся скорее к шпаргалке /учебнику/
*Самостоятельная работа по таблице на стр учебника Проверка понимания изученного .
* Показать карточками на доске, какие смысловые отношения устанавливают сочинительные союзы.
8.Привал " Ох, удержаться бы…"
Работа по упражнению на карточке
*Прочитать, соблюдая правильную интонацию, назвать союзы,
определить смысловые отношения между частями ССП;
*Второе предложение записать, поставить знаки, объяснить.
* Построить схему 1 и 3 предложений
* Что соединяет сочинительный союз И в первом предложении, а что в третьем?
9.Привал " Универсальный"
* Перестроить простые предложения с однородными членами в ССП (самостоятельно по вариантам)
Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг
Мы подошли к берегу, но (не) увидели ни лодки , ни лодоч?ника.
То слышны ост…рожные шаги, то чей?то ш…пот

(сходство: одни и те же смысловые отношения, интонации,
группа союзов по значению;
различие: в простом предложении союзы соединяют слова, а
в сложном - предложения)
10. Привал "Развилка"
*Вставьте подходящие по смыслу сочинительные союзы
* Какие смысловые отношения вносит в предложение каждый союз?
Шумели со свистом голые вершины, … скрипела со стоном надломле(н,нн)ая (не)подалеку береза.
….ветер шумит,…дождь барабанит по крыше, …стучит в окно озябшая ветка клена .
Уже давно взошло солнце, … ветер не утихал и волок по небу стаи низких облаков.
….побегут по небу ле..кие облака,…проглянет ненадолго (не)яркое осе(н,нн)ее солнце,…снова надвинутся ни..кие свинц..вые тучи.
11. Привал " Творческий"
Разноуровневое задание.
*Конструирование предложений.
Сегодня всё должно решиться, или мне …
Ветерок лишь приносил запах травы, да …
Осень, но …
* Ввести образные средства, использованные мастерами слова, в собственный художественный текст:
слезливое утро (А. Ч е х ов);
любопытное солнце (А. Блок);
журавлиная тоска сентября (С. Есенин);
унылая пора (Пушкин);
пестрый терем (Иван Бунин);
льется чистая и теплая лазурь (Федор Тютчев);
красою тихою, блистающей смиренно (Пушкин).
12. Привал "Итоговый"
*В походе туристы не только применяют умения и навыки,
но приобретают и новые. Надо ли знать смысловые отношения?
Исполнение песни "Сочинительные союзы" учащимися
13. Домашнее задание
Кто же возвращается домой с пустым рюкзаком?
Запишем задание