Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема урока: Художественные народные промыслы России.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
рабочего посёлка (посёлка городского типа) Уруша Амурской области
Конспект открытого урока по изобразительному искусству
в 5 классе
Тема урока: Художественные народные промыслы России.
Провела: учитель изобразительного искусства
Астафьева Наталья Владимировна
Январь, 2017 г.
Тема урока: Художественные народные промыслы России.
Тип урока: Урок обобщения знаний
Цели урока:
Образовательная - систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами;
Развивающая - развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России;
Воспитательная - формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и актерских способностей.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусств. Развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
УУД
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач, работать в группе.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных предметах быта с указанными элементами росписи.
Оборудование и материалы:
Оформление класса: таблицы с народными промыслами (гжель, городецкая роспись, хохлома).
Для учителя: образцы декоративно-прикладного искусства, ноутбук, проектор, колонки.
Для детей: шаблоны предметов быта, карточки, кисти, краски, мозаика по видам народных промыслов, выставка предметов народных промыслов.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Ход урока:
I. Организационный момент
Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.
Добрый день 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы, теперь садитесь.
II. Повторение.
Актуализация знаний. (8 мин.)
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение: (слайд)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Ребята, как выдумаете о чем это стихотворение?
О ком говорится в стихотворении?
О каких мастерах говорится?
Чем они занимаются?
Уч-ся:
Ответы учащихся.
Учитель: А что такое народный промысел? (одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства).Промысел – занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме.
а для чего люди занимались промыслом?
Учитель:
А с какими народными промыслами вы знакомы? (ответы учащихся)
Давайте вспомним, что вы знаете о этих промыслах?
Предлагаю схему, на которую вы будите опираться в своем рассказе. (схема на доске)
Родина народного промысла
Предметы, на которые наносилась роспись
Основные элементы росписи
Основные цвета росписи
Презентация
III. Практическая работа: (20 мин.)
Учитель:
Итак, мы вспомнили, с какими народными промыслами знакомились на предыдущих уроках. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (ответы детей)
С чего мы начали урок?
Учитель:
Совершенно верно, цель нашего урока систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.
А для этого предлагаю вам превратиться в мастеров-ремесленников народного творчества.
Вы заранее распределены на группы и сейчас вам предстоит узнать, каким народным промыслом будет заниматься каждая группа. Для этого у вас на столах есть мозаика, которую вам нужно собрать. (собирают мозаику под музыку)
Учитель:
Итак, 1-я группа – мастера гжельской росписи Как вы определили что это именно гжельская роспись?
2-я группа – мастера городецкой росписи А какие элементы подсказали вам, что это городецкая роспись?
3-я группа – мастера хохломской росписи. Какие особенности хохломской росписи вы отметили?
Я вам раздаю предметы в соответствии с вашим видом художественного промысла, которые вам необходимо расписать.
Когда работа в творческих мастерских будет закончена, я приглашаю вас на ярмарку народных ремесел, где мастера представят свой товар, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
На работу вам даю 15-20 минут, необходимые элементы росписи представлены на таблицах. Не забываем о технике безопасности во время работы и о приемах рисования кистью.
Можете приступать к работе.
Работа творческих групп. (под народную музыку выполняют задание)
IV. Театрализованное представление творческих работ. (10 мин.)
Учитель.Купцы дорогие, Люди торговые, На нашей ярмарке должны вы свой товар расхвалить, Ничего не забыть. И себя показать, И товар свой продать. (дети прикрепляют свои работы на доску)
1 скоморох:
Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!
2 скоморох:
Товарец важный,
Похвалит его купец каждый!
Пожалуйте!
С доброго молодца пятак берем,
А красным девицам даром отдаем.
Учитель: Что за мастера пожаловали на нашу ярмарку?
Ученик: Городецкие мастера
Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
“Где же хлопцы удалые?”
Во все стороны глядят.
Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.
Учитель: Достойные товары. Берем ваш товар. А откуда ваша посуда?
Ученик:
Ай да вазы, что за диво, хороша и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные все в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Учитель: Хороши голубые узоры. Такая посуда - хороший подарок.
Учитель: А вот какая нарядная, красочная деревянная посуда.
Ученик:
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрытыВ ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она!
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
Учитель: Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.Закончила работу наша ярмарка. Кто смел, Тот успел
И себя показать, И товар свой продать.
1 скоморох:
Вы на ярмарке побывали?
2 скоморох:
Товар свой показали?
1 скоморох:
Все рассказали -Ничего не забыли?
2 скоморох:
Ну, а теперь прощайтеВ следующем году приезжайте.
V. Рефлексия
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, для чего люди занимались промыслом?
А что такое промысел?
У кого дома имеются предметы народного творчества?
А кто из вас занимается каким-либо видом народного промысла? Это не обязательно роспись посуды, может быть вышивка, вязание, выжигание, резьба по дереву…
Достигли ли мы поставленной цели урока?
А теперь подумайте, какой бы фразой вы закончили урок?
«Незаконченное предложение» (на слайде)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что… теперь я могу…
я приобрел…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, о народных промыслах, которыми мы гордимся.