Значение курса «География посёлка Черёмуховский и его окрестностей» в обучении и воспитании школьников

Значение курса «География посёлка Черёмуховский и его окрестностей» в обучении и воспитании школьников
«Если бы в каждой области образовался свой деятельный контингент местных патриотов, одушевленных желанием, чтобы его область была цветущей, - сколько бы было сделано культурной работы. Если бы это случилось, лицо русской земли сделалось бы неузнаваемой».
Григорий Николаевич Потанин.
Понятие «отечество» для человека связано с конкретным краем, с памятью о его родных. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обустраивался его край, как жили люди его города или села в прошлом. Какова была судьба ушедших поколений, и в чём заключаются уроки, которые можно извлечь из непростого исторического опыта?
Ответы на эти вопросы интересны и актуальны для юного поколения –граждан XXI века. Обновление России невозможно без её духовного возрождения, что, в свою очередь, немыслимо без восстановления связи времён, без развития патриотического чувства, включающих и любовь к своей малой родине – краю, области, району, городу, селу.
Сейчас, во времена больших перемен, касающихся всех сфер жизни человека, особое внимание следует обратить на становление молодого поколения, от которого зависит будущее всей страны. Знание географии, экономики и истории своего края способствует патриотическому воспитанию, потому что для каждого человека Родина начинается с села, города, района, области, где он рос и воспитывался. Изучение своей малой родины поможет людям осознать себя хозяевами своей земли, почувствовать свою причастность к прошлым и нынешним заботам родного края.
В школах Омской области уделяется большое внимание изучению краеведческого компонента. Изданы учебные пособия по географии, экономики, экологии омской области, атласы, карты различного содержания, великолепные подарочные издания. Но не всегда учитель располагает необходимыми пособиями для изучения природы, населения и хозяйства того населенного пункта, где проживают его ученики. Поэтому создание учебно-методического комплекса, который оказал бы помощь в работе учителю и помог ученикам овладеть знаниями о своей малой родине, весьма актуально.
Внеурочная деятельность ФГОС представляет большие возможности для изучения своего края. Данный курс является частью целостного единого предмета «География». При его изучении обучающиеся расширят знания о географических особенностях ближайшего окружения школы, углубят топографо-картографические знания и приёмы учебной работы на местности и в классе: приёмы изучения рельефа местности, вод, погоды, почв, растительного и животного мира, а также особенностей населения и его хозяйственной деятельности, хозяйства, условий быта, труда, отдыха, культуры жителей. Краеведческий принцип курса выполняет следующие функции:
- обучающиеся приобретают знания о конкретном комплексе на локальном уровне;
- формируют основные понятия и углубляют знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком.
Демократичность программы заключаются в том, что учитель может ориентировать обучающихся и родителей на конечный результат обучения данному курсу. Учитель свободен в выборе путей к достижению определённых результатов обучения. Требования к подготовке и выполнению заданий и проектов открыты для обучающихся и родителей.
Курс «География посёлка Черёмуховский и его окрестностей» содержит в себе географическую характеристику населённого пункта и его окрестностей, а также основные сведения о терминах и понятиях, которые используются в физической и экономической географии, дополняемых материалом по истории, культуре, демографии региона.
Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у обучающихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них, к жизни своей семьи, своих родственников, своего посёлка, подведением обучающихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими и культурными традициями. Одной из важных задач географического образования является подготовка обучающихся к умению адаптироваться к окружающей среде, не только природной, но и к экономической, социальной и культурной. Среда жизнеобитания людей быстро меняется и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-новому организовывать свою жизнь. Поэтому курс носит профориентационный характер – помогает обучающимся определиться с выбором профессии, которые могут быть востребованы на предприятиях по месту их проживания.
В структуре учебно-методического комплекса представлено два раздела. Первый раздел представляет собой методическое пособие для учителя. Он включает программу по курсу «География посёлка Черёмуховский и его окрестностей» и учебно-тематическое планирование занятий (технологическая карта). Программа и учебно-тематическое планирование разработаны в рамках регионального компонента в курсе «География России». Они могут быть использованы в 8-9 классах полностью или выборочно.
Второй раздел включает учебное пособие «География посёлка Черёмуховский и его окрестностей» и рабочую тетрадь. При этом следует учесть, что рабочую тетрадь не обязательно иметь каждому ученику: она может быть использована в качестве дидактического материала. Содержание учебника состоит из трёх разделов: «Природа», «Население», «Хозяйство». Вопросы и задания учебника и рабочей тетради разнообразны по содержанию, по уровню познавательной самостоятельности. При изучении раздела «Природа окрестностей посёлка Черемуховское» закрепление знаний и умений, которые касаются характеристики природного комплекса, происходят на локальном уровне при изучении географических ландшафтов поймы р. Иртыш, прибрежной части Запрудного Озера и т.д. В этом процессе существенную помощь может оказать краеведческая работа обучающихся. Раздел «Население» содержит задания, которые включают анализ и обработку статистических данных, заполнение таблиц, построение диаграмм и т.д. При правильном подходе такая работа может повысить эффективность обучения. Для этого можно активно использовать возможности компьютера. Например, при проведении переписи населения посёлка, анкетировании жителей по степени привлекательности своего осёлка, ребята не только собирают материал для дальнейшего обучения, но и развивают коммуникативные качества, чувство ответственности, что очень важно для подростков. В последствии, задания включают обработку статистических данных и способствуют совершенствованию навыков работы на компьютере. Таким образом, задания учебника и рабочей тетради позволяют усовершенствовать приёмы самостоятельной работы с различными источниками географической информации, способствуют развитию коммуникативных качеств. Для повышения познавательного интереса и расширения кругозора обучающихся, в учебнике представлены рубрики «Это интересно», «Наши земляки», а также стихи местных поэтов. Почти все фотографии сделаны фотографами п. Черемуховское. Всё это делает учебник интереснее, доступнее, и «роднее».
Материалы учебно-методического комплекса «География посёлка Черёмуховский и его окрестностей» могут быть использованы при организации творческих и научно-исследовательских работ обучающихся, в поисковой деятельности, во внеклассной кружковой работе, а также могут быть взяты за основу разработки элективного курса.
Буевич Елена Ивановна
заместитель директора,
учитель географии
БОУ г. Омска «Средняя
общеобразовательная
школа № 126»
15