Упражнения для пальчиковой гимнастики на уроках русского языка в начальной школе


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.
Игра «Ну-ка, братцы, за работу!».
Ребенок разгибает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки:
Ну-ка, братцы, за работу!А тебе – воду носить.
Покажи свою охоту.А тебе – обед варить.
Большому – дрова рубить.А малышке – песни петь.
Печи все – тебе топить.Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Игра «Пальчик-мальчик».
Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.С этим братцем кашу ел.
С этим братцем щи варил.С этим братцем песни пел.
Дом.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.
Чтобы дом построить новый,Гвозди, паклю и замазку.
Запасают тес дубовый,А потом, потом, потом
Кирпичи, железо, краску,Начинают строить дом.
Очки.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам и поочередно менять пальцы.
На коне верхомКниги читает,
Сидит Пахом,А грамоты не знает.
Флажок.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) соединяют вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажег.
А. БартоЛодка.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Пароход.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Паровоз без колес!Не с ума ли он сошел –
Вот так чудо-паровоз!Прямо по морю пошел!
Стул.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет «раз».
Есть у него спина,А не ходят и три.
А не лежит никогда.Но всегда он стоит,
Есть четыре ноги,Всем сидеть велит.
Стол.
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет «раз».
В лесу родился,В дом приходил,
В лесу вырос,Всех вокруг себя посадил.
Грабли.
Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут».
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
Цепочка.
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Скворечник.
Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Шарик.
Все пальчики обеих рук сжаты в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Шар надутый две подружки Лопнул шар, а две подружки
Отнимали друг у дружки – Посмотрели – нет игрушки,
Весь перецарапали! Сели и заплакали...
А. Шибаев
Елка.
Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Весной цветет,Осенью не увядает,
Летом плод дает,Зимой не умирает.
Корзинка.
Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Колокольчик.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.
Колокольчик голубойКолокольчики-цветы
Поклонился нам с тобой.Очень вежливы... А ты?
Е. Серова
Собака.
Левая ладонь – на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Четыре четырки,Седьмой вертун,
Две растопырки,А сам ворчун.
Кошка.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
У нашей АнюткиВозле печи греется,
Зверь в атласной шубке,Без водички моется.
Мышка.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.Маленький шарик
Под полом шарит.
Зайка и ушки.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
Зайка в норке.
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
– Зайка, заинька, дружок!В гости к ежику бегу.
Посиди со мной часок. Он вчера меня встречал,
– Ни минуты не могу –Есть морошку приглашал.
Ф. БобылевЗайка и барабан.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
Коза.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Тили-тили, тили-тили,По зеленым кочкам,
Три козы траву косилиКозушки молоденькие,
По лугам-лужочкам,Хвостики коротенькие.
Зайка и зеркало.
Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Лошадь.
Правая ладонь – на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на правую ладонь накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Четыре ноги,Шестой – хвост,
Пятая – грива,Погоняй, не бойсь.
Гусь.
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.
В воде купался,
Да сух остался.
Петушок.
Ладонь – вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Встает на заре,На голове гребешок,
Поет во дворе,Кто же это? Петушок!
Курочка.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Вышла курочка гулять,А за ней ребятки –
Свежей травки пощипать,Желтые цыплятки.
Т. Волгина
Шмель.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,Над ромашками кружу!
На лужайке я жужжу!Безобидно я жужжал,
На лужайке я жужжу!Что ж ты, Женя, убежал?
Ю. КакотовЖук.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.Идет воин, землю роет,Два рога, но не бык,
А сам воет.Шесть ног без копыт.
Птенчики в гнезде.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птичка над моим окошкомТо соломку тащит в ножках,
Гнездышко для деток вьет,То пушок в носу несет.
В. ТумайскийКраб.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.
Краб ползет, ползет по дну,
Выставив свою клешню.
Замок.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Висит калач,
Укусить нельзя
И пройти нельзя.
Слон.
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Больше всех на суше он,Видно, даже у зверей,
Очень, очень добрый слон.Тот и больше, кто добрей.
Б. ЗаходерДерево.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
У красы-березкиСо двора к березке
Платье серебрится.Выскочили козы.
У красы-березкиСтали грызть березку,
Зелены косицы.А березка в слезы.
П. Воронько
Птица.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
Всех прилетных птиц черней,Взад-вперед по пашне вскачь,
Чистит пашню от червей,А зовется птица грач.
Филин.
Руки в кулачки. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе и вперед: они образуют клюв филина.
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
Волк и лиса.
Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки»– верхнюю и нижнюю челюсти.
Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем.
Одна фигурка превращается в другую.
«Лизавета, здравствуй!» «Хорошо идут дела,
«Как дела, зубастый?» –Голова пока цела!»
Крокодил.
Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
Крокодил плывет по речке,Он зеленый весь, как тина,
Выпучив свои глаза.От макушки до хвоста.