Как найти ключик к трудному подростку?


Как найти ключик к трудному ребёнку?
Трудный ребёнок…Проблемные дети…
Разберёмся в понятиях. Вот значение слова «трудный» в Толковом словаре С.И.Ожегова: «заключающий в себе затруднение (примечание автора - т.е. препятствие, помеху)».
- Мы, родители, педагоги, несущие ответственность за подростков, хотим видеть, что молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако некоторые из них оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто тянут за собой такие проблемы, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, употребление алкоголя, наркомания. Но предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Этим обусловлены важность и актуальность работы школы как первичного звена воспитательно-профилактической работы. Трудновоспитуемость - реальность, с которой по разным причинам в своей жизни сталкиваются каждый учитель, воспитатель, многие родители. К категории «трудных» относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. «Трудность» детей проявляется в различных формах - это непринятие социальных норм и правил, сквернословие, употребление психоактивных веществ (спиртных напитков, токсических и психотропных веществ, наркотических средств), совершение правонарушений. Каждый ребенок труден по-своему, но наша задача - помочь каждому трудному ребенку. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого трудного ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.
Работа с трудными подростками в нашей школе проводится системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб - учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской. Изначально работа нашего педагогического коллектива с трудными подростками и семьями направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, изучение трудных учащихся проводится во всех возрастных категориях.Центральным звеном в работе по выявлению и профилактике с учащимися группы риска является совет профилактики, состоящий из директора школы , замдиректора по ВР, социального педагога, школьного участкового инспектора. Система работы состоит из 3-х уровней:1 уровень – классный (классный руководитель, родительский актив класса).2 уровень – школьно- административный (зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, директор, социальный педагог, школьный участковый).3 уровень – общешкольный (совет профилактики, члены школьного Совета старшеклассников, родительский актив школы).На 1-ом классном уровне работа с данной категорией учащихся строится на работе классного руководителя, классного коллектива учащихся, родительского актива класса.Формы и методы различны: это встречи и беседы с родителями учащегося, посещение и знакомство с бытовыми условиями учащегося классным руководителем, профилактические встречи и беседы с классным активом (родительский и детский актив).На 2-ом административном уровне учащийся попадает под контроль администрации школы – замдиректора по ВР, замдиректора по УВР, директора. Администрация ставит под жесткий контроль выполнение правил школьного распорядка и культуры поведения учащегося.На 3-ем общешкольном уровне учащийся направляется на совет профилактики, который состоит из членов социально-психологической службы и администрации школы.Предварительно перед заседанием совета профилактики ребенок наблюдается у психолога, школьного социального педагога и школьного участкового инспектора. Социально-психологическая служба знакомится с социально-бытовыми условиями жизни ребенка и семьи в целом (посещение на дому).На совет профилактики попадают учащийся вместе с родителями (опекунами), где выявляются причины возникших трудностей и меры, предпринятые ранее. На основании общих заключений вырабатываются рекомендации по воспитательной работе для родителей и учителей, назначаются кураторы среди учителей, членов школьного самоуправления.Учащегося берут под жесткий контроль все службы, либо он определяется на внуришкольный учет, где с ним продолжается непосредственная работа.На повторном заседании проводится анализ изменений поведения ребенка, даются рекомендации по решению вопроса или передача дел в КДН.Формами работы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, являются регулярные встречи и профилактические беседы с социальным педагогом школы, зам. директора по ВР, школьным участковым инспектором. Проводятся встречи с родителями и посещение на дому этих учащихся. Проводится контроль по внеурочной деятельности данной категории учащихся.Ребята активно привлекаются в кружки и секции. Активную регулярную работу в течение учебного года с ними проводит представители ученического самоуправления школы, члены школьного Совета старшеклассников.В школе проводится работа по профилактике употребления психо- активных веществ совместно с сотрудниками районной поликлиники, отделом молодежи, органами внутренних дел. Ежемесячно проводятся антинаркотические акции.В результате чего не зарегистрировано не одного случая наркомании и токсикомании среди учащихся.
Таким образом, мы полагаем, что целенаправленная работа с «трудными»
детьми, проводимая с учетом ряда условий (привлечение общественности, координация деятельности разных специалистов, межведомственной взаимодействие, активное
привлечение родителей) способна содействовать в становлении «трудных» детей как полноценных членов общества, реализации их потенциала. Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на всю выстроенную в школе систему работы по профилактике правонарушений учащимися, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в ребенке, проявление понимания и терпимость к его поведению, интерес к его судьбе. Ведь еще А.Сухомлинский призывал всех нас быть творцами нравственных достоинств ребенка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребенке все хорошее. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребенка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребенок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нем прежде всего хорошее.