Урок изобразительного искусства на тему Октябрьская революция в живописи


Урок изобразительного искусства
Тема урока: «Октябрьская Революция в живописи»
Цель урока: охарактеризовать основные достижения художественнойкультуры России начала 20века, показав, что на её развитие повлиялаОктябрьская революция, разрушившая традиционные ценности и  представления людей.
Задачи:
предметные:- знакомство с основными направлениями советского искусства;- вырабатывание умения систематизировать и анализировать полученныезнания;
метапредметные: - развитие навыков синтеза, концентрации внимания, логического мышления;личностные:- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся,воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории и культуре своейстраны;- воспитывать нравственно-эстетические качества, показать чувства и мировоззрения одного человека как важную составляющую общественной и культурной жизни страны.Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация«Октябрьская Революция в живописи», рисунки
Ход урока
Организационный момент:Творенье может пережить творца:Творец уйдёт, природой побеждённый,Однако, образ им запечатлённыйВеками будет согревать сердца.Я тысячами душ живу в сердцахВсех любящих, и, значит, я не прах,И смертное меня не тронет тленье. Так сказал об искусстве великий Микеланджело.20 век стал для России веком революций и больших перемен не тольков экономической и политической жизни. В искусстве тоже меняются идеалы, ломаются стереотипы.
В стране назревает революционная ситуация, одна за другой происходят революции – февральская, а затем и октябрьская. К власти приходит правительство большевиков, намечаются большие перемены в  экономике, политике, культуре и искусстве.
Направление в искусстве, в переводе на русский «передовой отряд»,
отличительной чертой которого является отказ от норм классического
изображения. (Авангардизм)
Направление в искусстве 20 века, для которого характерны отказ отизображения реальных объектов, обобщение или полный отказ от формы,
беспредметные композиции, эксперименты с цветом. (Абстракционизм)
В архитектуре преобладает стиль, для которого характерно созданиепростых, логичных и функциональных конструкций – конструктивизм. Наэкране – наиболее яркие примеры построек в этом стиле (клуб им. Зуева,архитектор И.Голосов; здание «Известий», скульпторы Г. Бархин, М. Бархин) Эти постройки отличаются чёткими, рациональными формами, лишены декора и сведены к простым стереометрическим фигурам (куб, параллелепипед, цилиндр). Скульптура в эти годы осваивала новые темы и сюжеты, отвечавшиепотребностям времени. Выдающимся мастером тех лет был И. Шадр, автор композиций «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец». В знаменитой скульптуре «Булыжник – оружие пролетариата» создан революционно- романтический образ, в котором сочетаются индивидуальные и типичные черты. В 20-е годы начинает творить талантливая Вера Мухина, тяготеющая к монументальным образам («Пламя революции») Художественные изыскания продолжаются и в  изобразительном искусстве. Появляются новые общества, объединяющие художников разныхнаправлений живописи: АХРР (ассоциация художников революционной России) 1922-1932гг.ОСТ (общество станковистов) 1925-1932гг.«4 искусства» 1924-1931гг.ОМХ (общество московских художников) 1927-1931гг. Одним из ярчайших представителей АХРР стал Митрофан Греков, сынказака, окончивший художественное училище. Участник 1-й Мировойвойны, в 1920 году он вступил добровольцем в Красную Армию, служил в 1-й Конной армии, является основоположником советской батальной живописи, автор более 300 картин. «Тачанка» - одна из лучших работ М.Грекова. Пулемётная тачанкабыла грозной «боевой колесницей» в годы гражданской войны. Картина запечатлела для потомков мгновение жаркого боя – рвущаяся вперёдчетвёрка разгорячённых коней, горящие отвагой глаза пулемётчика.
После революции активно развивается киноискусство «Из всех искусств важнейшим для нас является кино», - звучит лозунгом на всю страну.
Сегодня на уроке звучали имена великих людей, которые работали в  разных жанрах искусства. Но всех их объединяет одно – любовь к своей Родине. Ф.Тютчев очень давно сказал:«Поэтом можешь ты не быть,Но гражданином быть – обязан!» Человек может не иметь особых талантов в искусстве, но каждый рождается гражданином своей страны. Это значит: должен знать её историю,уважать её традиции, ценить и беречь её настоящее. Любовь к своей Родине – вот главный талант каждого человека!
Выводы (учащиеся делают вместе с учителем):
- В начале 20 века в России произошла переоценка ценностей. Это былаэпоха большого творческого подъёма. Советская культура – один изнаиболее интересных периодов в истории искусства России, ведь именно в этот период появилось множество произведений искусств, замечательныхпесен, зародилось звуковое кино.
Рефлексия. - Что нового узнали на уроке?- Какие вопросы возникли в конце урока?
Итог урока:Выставление оценок.