Конспект урока по математике на тему Величины и их измерение


Дата проведения: 30.01.2014 г. Класс : 3Б
Тема. Величины и их измерение.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: формирование умения использовать способ измерения величин 18 века.Задачи:
1. Учить школьников осуществлять поиск нужной информации из различных источников
2. Развивать умение преобразовывать информацию в виде таблицы и применять её в практической деятельности.
3. Воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, товарищества.Планируемый результат: 35 % учащихся смогут найти нужную информацию и преобразовать её в виде таблицы, применяя способ измерения величин 18 века, 65 % учащихся частично проявят такое умение.
Оснащение: аудиовизуальные – презентация, тесьма, листы формата А 3, раздаточный материал с текстами старинных величин измерения.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся, формируемые УУД
Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность, эмоционально настраивает на работу.
-Здравствуйте, ребята! Урок математики у вас проведу я, так же, как он проходил в 18 веке. Для этого надо повернуть машину времени на несколько столетий назад. ( Слайд «три фрагмента школьной жизни») Р- проверка готовности к уроку
Л-
Актуализация знаний.
Поиск информации (работы в группах)
Практическое задание
(работа в парах)
Работа с пословицами. Устный счет.
На доске карточки со словами «величина», «масса», «температура», «форма», «объем», «время», « длина». -Прочитайте слова. Какое из них, на ваш взгляд, лишнее? (форма).
-Почему? (это не величина, так как форму нельзя измерить).
Все, что можно измерить и сравнить,- это величины.
(карточку со словом «форма» убирается с доски).
-А какое среди оставшихся слов главное? (величины).
-Назовите величины и инструменты, с помощью которых их можно измерить.
-Посмотрите на экран интерактивной доски, прочитайте слова: 3 кг 13 дм 5 футов 13 аршин 2 дм 3000 г 18 км 3 дюйма 13 ц 3 пяди 5 фунтов 1 литр 3 бочки
-Что означают эти слова? (это названия единиц измерения величин). –На какие группы можно разбить эти величины?
13 дм, 5 футов, 13 аршин, 2 дм, 18 км,
3 дюйма, 3 пяди

Единицы длины


3 кг, 3000 г, 13 ц, 5 фунтов
Единицы массы


1 литр, 3 бочки
Единицы объёма


-Все ли единицы измерения величин вам известны? Вот тексты, в которых есть информация об этих величинах.
Даёт инструкцию работы в семи группах с текстами: Изучите его за 5-6 минут и заполните страничку справочника, а потом расскажете, как пользоваться справочником старинных единиц измерения. Вспомните правила работы в группе.
Текст 1, 2 Единицы длины: локоть, дюйм, аршин, вершок.
Текст 3,4. Единицы массы: гривна, золотник, лот, берковец, пуд, фунт, золотник, доля.
Текст 5. Единицы объёма: ведро, бочка, штоф, шкалик, гарнец.
Текст 6. Единицы стоимости: гривна, рубль, копейка, алтын, полушка.
Текст 7. Зарубежные единицы измерения.
Предлагает детям соотнести пословицу со значением
Не уступить ни пяди (не отдать даже самой малости).
Семь пядей во лбу (об очень умном человеке).
Мал золотник, да дорог (так говорят о чем-нибудь незначительном на вид, но очень ценном).
Показывая слайд со всеми единицами измерения, предлагает детям выполнить практическую работу в парах.
3 пары - измерить в пядях (малая пядь) длину и ширину парты (вершках).
3 пары - измерить в дюймах длину учебника.
3 пары - отмерить 3 локтя тесьмы.
1 пара - измерить рост соседа по парте в пядях.
Решение задач.
1.На юбку ПОРТНОМУ требуется 12 пядей сукна. Сколько локтей требуется на 2 такие юбки?
Расход В пядях В локтях
Юбка 12 пядей ?
2 юбки ? ?
-Как можно ответить на вопрос?
1) 12:3=4 (локтя) на одну юбку.
2) 4*2=8 (локтей) на две юбки.
Ответ: 8 локтей требуется на 2 такие юбки.
способ.
1)12*2=24 (пяди) всего на 2 юбки.
2)24:3=8. (локтей) на 2 юбки.
Ответ: 8 локтей требуется на 2 такие юбки.
2. КУПЕЦ купил 3 аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?
3:3=1 (алтын) стоит 1 аршин.
100:1=100 (алтын)
3. ремесленник купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по 2 алтына и 7 полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки. Сколько стоит покупка?
1) 96:2=48 (г.)
2) 48*2 ал 7 пол= 96 ал 336 пол
3) 48*2 ал=96 ал.
П- анализ, сравнение, обобщение, доказательство.
К-
П- соотнесение слов «величина», «масса», «температура», «объем», «время», « длина» с прибором измерения:
время – часы, масса – весы, температура –термометр, объём – мерный сосуд, длина -линейка.
П- классификация по признаку: величина- единица измерения.
К- высказывают свою точку зрения
? Используют речь как регулятор действия
Р- выполняют задание на заготовках формата А3.
Р- планируют, контролируют действия партнёра.
К- презентуют перед классом «ПРОДУКТ» совместной деятельности.
Р- проверяют по образцу
П- сравнивают, обобщают результаты, доказывают
Р- проверяют по образцу
Подведение итогов. -О каких величинах шла речь сегодня на уроке?
-О каких старых единицах измерения величин вы узнали?
-Что нового для себя открыли?
-Чем отличается наш урок от уроков в 18 веке? Рефлексия. -Подойдите ко мне те, кто может измерять любые предметы старинными величинами.
- А теперь выйдите, те ребята, которые умеют находить нужную информацию в тексте и преобразовывать её.
-А теперь я приглашаю тех, кто узнал на уроке что-то новое.