Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тамбовский политехнический техникум им. М. С. Солнцева»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01

Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог

по специальности 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство









2015

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 270835 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».


Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тамбовский политехнический техникум им. М. С. Солнцева»


Разработчик:

Юрьева Л. В. , преподаватель спецдисциплин


Рекомендована научно-методическим советом Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Тамбовский политехнический техникум им. М. С. Солнцева»

Заключение научно-методического совета №________ от «____»__________20__ г.






СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.




2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля




4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ




5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

















1. паспорт рабочеи ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01
Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО, входящим в состав укрупнённой группы профессий, 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Выполнять различные виды геодезических съемок
ПК 1.2 Обрабатывать материалы геодезических съемок
ПК1.3 Производить разбивку на местности элементов железнодорожного пути и искусственных сооружений для строительства железных дорог

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке строителя железных дорог.









1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:
-разбивки трассы, закрепления точек на местности;
-обработки технической документации.
уметь:
-выполнять трассирование по картам, проектировать продольные и поперечные профили, выбирать оптимальный вариант железнодорожной линии;
- выполнять разбивочные работы, вести геодезический контроль на изысканиях и различных этапах строительства железных дорог.
знать:
-устройство и применение геодезических приборов;
-способы и правила геодезических измерений;
-правила трассирования и проектирования железных дорог, требования, предъявляемые к ним.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 427 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –247 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 165 часов;
самостоятельной работы обучающегося –82 часа
Учебная и производственная практика – 180 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог
является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1
Выполнять различные виды геодезических съемок

ПК 1.2.
Обрабатывать материалы геодезических съемок

ПК 1.3.
Производить разбивку на местности элементов железнодорожного пути и искусственных сооружений для строительства железных дорог

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей).









3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01. (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Учебная нагрузка обучающихся
Практика



максимальная
самостоятельная учебная работа
обязательная аудиторная
Учебная,
часов
Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)





всего занятий
в т.ч.








лаб. и практ. занятий
курсовых работ (проектов)



1
2
3
4
5
6
7
8
9

ПК 1.1
Раздел 1. МДК. 01.01 Технология геодезических работ
105
35
70
24
-
-
-

ПК 1.2
Раздел 2. МДК 01.02 Изыскания и проектирование железных дорог
142
47
95
38
-
-
-


Производственная практика, часов
72
-
-
-
-
-
72


Учебная практика, часов
108
-
-
-
-
108
-


Всего:
427
82
165
62
-
108
72




3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

ПМ. 01
Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог

427






МДК.01.01 Технология геодезических работ

105
2


Аудиторная нагрузка
70


Введение




Тема 1. Геодезические разбивочные работы



Содержание
8



Геодезическая основа разбивочных работ
2



Элементарные виды разбивочных работ
2



Способы разбивочных работ
2



Геодезическая подготовка проекта для выноса его в натуру
2



Практические занятия
4




1.
Исследование конструкции нивелиров и нивелирных реек, снятие отсчетов по нивелирным рейкам
2



3.
Установка нивелира в рабочее положение, определение превышений и высот точек
2


Тема 2. Геодезические работы, выполняемые при изысканиях железных дорог








Содержание
8



Понятие о трассировании линейных сооружений
2



Разбивка трассы. Круговые и переходные кривые
2



Нивелирование трассы и поперечника
2



Построение продольного профиля трассы и поперечников
2



Практические занятия
4



1.
Определение и расчет элементов кривых и пикетажных значений их главных точек.
2



2.
Детальная разбивка кривых с построением плана разбивки
2



Тема 3.Геодезические работы при строительстве железных дорог




Содержание
12



Восстановление трассы
2



Основные способы детальной разбивки кривых
2



Геодезические работы при сооружении земляного полотна
2



Геодезические работы при укладке верхнего строения пути
2



Линейные измерения при укладке бесстыкового пути
2



Геодезические работы на строительной площадке железнодорожной станции
2



Практические занятия
12



1.
Обработка журнала нивелирования трассы
2



2.
Построение продольного профиля
2



3.
Построение по продольному профилю: вычисление проектных уклонов , проектных и рабочих отметок, расстояний до точек нулевых работ
2



4.
Составление схем закрепления трассы, разбивки и закрепления на местности малых искусственных сооружений.
2



5.
Разбивка на местности насыпи и выемки согласно рабочим отметкам и уклону местности.
2



6.
Вынос на местность проектных отметок и линий заданного уклона
2


Тема 4. Геодезические работы при строительстве мостов и тоннелей

Содержание
8



Геодезические работы при изысканиях мостовых переходов
2



Разбивочные сети мостовых переходов. Разбивка опор и пролетных строений.
2



Геодезическое обеспечение проходки и строительства тоннеля
2



Наблюдения за деформациями подземных и поверхностных сооружений при проходке и строительстве тоннелей
2


Тема 5. Геодезические работы при строительстве зданий и сооружений

Содержание
4



Геодезические работы нулевого цикла строительства зданий и сооружений
2



Геодезические работы наземного цикла строительства зданий и сооружений
2



Практические занятия
2



1.
Изучение разбивки на местности границ земляного полотна
2


Тема 6. Геодезические работы при эксплуатации железных дорог
Содержание
2



Геодезические работы при текущем, среднем и капитальном ремонтах
1



Съемка и расчет железнодорожных кривых
1



Практические занятия
2



1.
Построение продольного и поперечного профилей существующей железной дороги
2


Тема 7. Техника безопасности и охрана труда при производстве геодезических работ
Содержание
4



Техника безопасности, санитария и гигиена при полевых геодезических работах
2



Техника безопасности и охрана труда при производстве геодезических работ на железнодорожном транспорте и на строительных площадках
2


Самостоятельная работа при изучении МДК 01.01
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Выполнение рефератов для упорядочения полученных знаний. Задание выдается индивидуально.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Изучение компьтерной обработки материалов изысканий.
Изучение устройства водомерного поста..
Изучение съемки профиля дна реки на створах.
Изучение геоинформационной системы мостового перехода.
Изучение геодезической основы строительства тоннелей.
Изучение геодезического обеспечения проходки и строительства тоннеля.
Изучения способа бокового нивелирования выверки колонн.
Изучение фотограмметричеких методов при эксплуатации и реконструкции железных дорог
Изучение аэрофотосъемки на стадии изысканий железных дорог.
Изучение перспективных направлений развития геоинформационных систем и технологий железнодорожного транспорта.
35


МДК.01.02 Изыскания и проектирование железных дорог

142
2


Аудиторная нагрузка
95


Введение




Раздел 1. Технические изыскания и трассирование железных дорог


Содержание
28



1. Понятие о железнодорожных изысканиях
2



2. Тяговые расчёты в проектировании железных дорог
8



2.1Силы, действующие на поезд.
2



2.2 Расчет массы состава и длинны поезда.
2



2.3 Определение тормозного пути и допустимой скорости на уклоне.
2



Определение скорости движения и времени хода поезда.
2



3.Камеральное трассирование железнодорожных линий
10



3.1 Выбор направления трассы проектируемой железной дороги.
2



3.2 Виды ходов трассы.
2



3.3 Трассирование в различных топографических условиях.
2



3.4 Трассирование на участках напряженного и вольного хода.
2



3.5 Основные показатели трассы.
2



Практические занятия
8



1.
Определение удельных сил сопротивления движению поезда
2



2.
Определение массы и расчетной длины поезда
2



3.
Выбор направления трассы, определение среднего естественного уклона и руководящего уклона по принятому направлению.
2



4.
Камеральное трассирование варианта железнодорожной линии.
2


Раздел 2. Проектирование новых и реконструкция существующих железных дорог








Содержание
67



1.Нормативная база и стадии проектирования железных дорог
2



2. Основные качественные показатели работы проектируемых железных дорог
2



3. Проектирование плана и продольного профиля железных дорог
12



3.1 Элементы плана линии. Круговые и переходные кривые, смежные кривые
2



3.2 Размещение и проектирование раздельных пунктов
2



3.3 Элементы продольного профиля. Виды уклонов
2



3.4 Сопряжение элементов продольного профиля
2



3.5 Взаимное положение элементов плана и продольного профиля
2



3.6 Показатели плана и профиля проектируемой линии
2



4. Размещение на трассе и расчет малых водопропускных искусственных сооружений. Типы малых водопропускных сооружений и их размещение на трассе
4



4.1 Расчет стоков с малых водосборов
2



4.2 Водопропускная способность и выбор отверстий труб и малых мостов
2



5. Сравнение вариантов проектируемых железнодорожных линий
8



5.1 Показатели для оценки вариантов проектируемых железнодорожных лини
2



5.2 Оценка общей экономической эффективности проектных решений
2



5.3 Определение строительных показателей и строительной стоимости вариантов
2



5.4 Определение эксплуатационных расходов при сравнении вариантов
2



6. Проектирование реконструкции железных дорог
9



6.1 Мощность железных дорог и пути усиления мощности
2



6.2 Проектирование продольного профиля при реконструкции однопутных линий и строительстве вторых путей
2



6.3 Поперченные профили при проектировании вторых путей
2



6.4 Проектирование реконструкции плана существующих железных дорог и плана второго пути
3



Практические занятия
30



1.
Проектирование плана линии. Подбор радиусов круговых кривых, разбивка пикетажа
2



2.
Построение схематических продольных профилей
2



3.
Размещение по трассе малых водопропускных искусственных сооружений.
2



4.
Определение основных геометрических характеристик бассейна водосбора искусственного сооружения
2



5.
Выбор типов и определение размеров малых водопропускных искусственных сооружений
2



6.
Проверка достаточности высоты насыпи у водопропускного искусственного сооружения
2



7.
Определение строительной стоимости проектируемого участка новой железной дороги
2



88
Определение эксплуатационных расходов проектируемого участка новой железной дороги
2



9.
Сравнение вариантов и выбор оптимального варианта трассы
2



10.
Построение подробного продольного профиля по выбранному варианту
4



11.
Проектирование реконструкции продольного профиля существующей железной дороги методом утрированного профиля
4



12.
Построение поперечного профиля земляного полотна при проектировании второго пути
4


Самостоятельная работа при изучении ПМ.01
Систематическая проработка конспектов занятий, учебных и специальных технических изданий (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Ознакомление с новой нормативной документацией и изданиями профессиональной направленности.
Работа с картой в горизонталях.
Подготовка докладов, выступлений, рефератов.
Отслеживание материалов по проведению геодезических работ в сети ИНТЕРНЕТ.
Выполнение вычислительных и графических работ по изучаемым темам.
Примерная тематика домашних заданий.
вычисление исходных дирекционных углов линий; решение прямой геодезической задачи.
составление топографического плана участка местности.
решение задач по обработке результатов геометрического нивелирования.
составление профиля трассы железной дороги.
определение по топографическому плану основных геометрических характеристик бассейна водосбора.
решение инженерных задач на картах и планах (по заданию преподавателя)
построение утрированного продольного профиля реконструируемой железной дороги.
анализ социальных и экологических проблем региона при проектирования железнодорожной линии.