Урок по окружающему миру на тему(Урок – исследование) Кто такие птицы? (1 класс)


Мир вокруг нас 1 класс (Урок – исследование)
Тема урока: Кто такие птицы?
Цель: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц.
Задачи: познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;
Развивать мышление( учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображение и творческие способности, формировать приёмы учебной деятельности;
Развивать личностные качества( доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.
Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, ножницы, запись песен « Кто такие птички»,слайды с изображением птиц, карточки с названием частей тела птицы.
Оформление доски в виде поляны.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к объявлению темы урока.
- Какое замечательное название урока.- « Мир вокруг нас»! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полёта!
Раскрывается доска.
- Вот бы посмотреть! Взлетаем! Взмахнули руками. Сильнее машем! Машем! Не получилось?
Почему?
Люди давно мечтали летать. Как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья. Но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолёта и других аппаратов позволили человеку исполнить мечту о полёте.
3. Объявление темы урока.
На доске вывешивается рисунок лесной поляны и фигурки птицы.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
Итак. Тема урока « Кто такие птицы?»
Появление главного действующего героя.
В руках учителя «яйцо», оно раскрывается, из него появляется цыплёнок.
- Ой, Ой, кто ты? Не знаешь? Что? Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие птицы? Ребята, надо ему помочь!
Звучит песня.
1-й куплет ( птицы умеют летать)
- Кого считают птицами?
Что умеют делать птицы?
А кто ещё умеет летать? (бабочки, стрекозы, летучие мыши)
В нашем воображении птицы всегда связаны с полётом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц? ( умение летать не главная особенность птиц).
Значит, мы не нашли ответ.
2- й куплет(поют)
- Согласны, что птицы поют?
Поют и дельфины, касатки, значит, это не главная особенность птиц.
3- й куплет(птицы вьют гнёзда)
- Что скажете? Согласны? ( но есть птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а ещё «вьют» гнёзда некоторые рыбы, делает гнездо оса)
4-й куплет (птицы несут яйца)
-Согласны? ( но откладывают яйца крокодилы, черепахи, змеи)
Делаем вывод: что умеют делать птицы?
( Летать. Петь. Нести яйца. Вить гнёзда.)А другие животные умеют это делать? ( Да.)
Можно утверждать, что это не главные умения птиц?( Да.)
Значит, мы не совсем помогли цыплёнку, не узнали т, о чём он просил. Самый лучший способ узнать- найти ответ в книге. С помощью книги мы познаём мир.
4. Физкультминутка.
Давайте мы с вами руками помашем,
И что- нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
Работа с учебником.1) Знакомство с главным отличительным признаком птиц.
- Откройте учебник на с.24. Муравей Вопросик спрашивает нас, каких животных он встретил в полёте.( Летягу, бабочку, курицу, летучую мышь.)
Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают?( летают, но плохо)
Почему вы отнесли курицу к птицам? (Тело покрыто перьями.)
Если мудрая черепаха наденет костюм из перьев. Станет она птицей? ( Нет.)
2)Рассматривание на примере голубя строения тела птицы.
- рассмотрите внешнее строение тела птицы(учебник, с. 24). Как называется эта птица? ( Голубь.)
Я буду называть части тела голубя, вы показывайте указкой.
Ученик у доски прикрепляет карточки с названием частей птицы.(голову, шею, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги).
Какую часть тела не видно у гусей? ( Ног. Они поджимают их в полёте.)А самый наблюдательный заметил, сколько ног у птиц?( Две.)
Их передние ноги давно превратились в крылья.
5. Практическая работа по изучению птичьих перьев.
Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили. Что главное отличие птиц от других животных- наличие перьев на теле. Хотелось бы узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию- внимательный взгляд. Учёные, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в учёных, возьмём увеличительное стекло(лупу) и будем исследовать перья. Осторожно снимите футляр, чтобы не поцарапать стекло, возьмите перо и начнём работать.
Исследование перьев.
- Рассмотрите перья. Сравните их по цвету, форме, размеру. Они разные.
Что общего у всех перьев?( Есть стержень, волоски- бородки)
Возьмите самое крупное перо и в лупу рассмотрите бородки. Увидели на них маленькие крючки? Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния- застёжка.
У этого же пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что он похож? ( На трубочку.)
Там пусто? Значит, оно лёгкое, там воздух.
Тихо встаньте, положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело? ( оно лёгкое).
Беру лист бумаги, держу его за край, два ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе.
- Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Одержите перо около щеки. (Щеке стало тепло.)
Итоги исследования. Тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.
Беру цыпленка.
6. Итог урока.
5 –й куплет с перечислением главных особенностей птиц.
Вы теперь специалисты и можете сказать:
Чего не знал цыпленок?
(тело покрыто перьями)
Кто такие птицы?
Кто же родители цыпленка?
До свидания, цыпленок! (Машем ему рукой.)
Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: «Я - молодец, я думал, я старался, я делал открытия».