Родительское собрание в начальной школе Стили семейного воспитания


Родительское собрание в начальных классах
Стили семейного воспитания

Цель: сформировать у родителей убеждение о важности формирования коммуникативных умений младших школьников.
Форма: информационно-практическая беседа.
Оборудование: аудио запись песни «Родительский дом», мультимедийный проектор, мини плакаты:
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.
На что и клад, коли в семье лад.
Счастлив тот, кто счастлив дома.
Подготовительный этап:
1.Приглашение родителей и психолога. 2. Создание рисунков детьми по теме: «Папа, мама, я – дружная семья».
3.Материал для выступления членов родительского комитета (раздаётся заранее).


Ход собрания:
Звучит запись песни «Родительский дом», родители входят в класс, рассаживаются.
I.Вступительное слово учителя.

Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. При объяснении понятия «семья» толковые словари выделяют такие её признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей. Проблема общения, его роль в формировании личности ребёнка и стили воспитания – тема нашего собрания.
Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.
Более того, в настоящее время утвердилось мнение, что неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления.
Действительно семья – это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Родительская любовь, с одной стороны, доверие ребёнка к родителям – с другой, создают совершенно особые условия для познания мира, человеческих отношений, прав и обязанностей. В наши дни быть родителями дорого и трудно. Это подтверждается значительным сокращением среднего размера российской семьи; увеличением количества бездетных и однодетных семей, неполных семей; резким сокращением рождаемости. Объясняется такое положение материальными проблемами семьи. Главный вопрос, стоящий перед родителями – как прожить, во что обуть и одеть детей, как их вылечить и выучить.
Всё это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой, напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и.т.д. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм. В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее
II.Выступление психолога.
Абсолютное большинство детей хотят быть похожими на своих родителей. Иногда сознательно, а иногда бессознательно мальчики подражают своим отцам, а девочки – мамам. Младшие школьники очень любят рисовать. Ребятам предлагалось нарисовать свою семью. Целью данной работы было выявление отношения ребёнка к членам своей семьи, семейным делам и то, как он определяет своё место в семье. 4
При анализе рисунка учитываются в первую очередь: - содержательные аспекты (анализ структуры рисунка семьи, отдельных её членов); - различие стилей рисования (количество деталей, цвета); - анализ процесса рисования (последовательность, затраченное время, комментарии).
Примерная схема интерпретации:
ребёнок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи часто указывает на стиль взаимоотношений. Так важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные предметы, которые служат как бы преградой между ними.
общая деятельность семьи (все читают, делают уборку, мастерят, играют в игры), как правило, свидетельствует о благоприятных семейных отношениях. Иногда дети рисуют фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может говорить о депрессивности ребёнка. На некоторых рисунках больше вещей, чем людей. Это может свидетельствовать об эмоциональной озабоченности ребёнка, его тревожном состоянии;
считается, что более детально, кропотливо ребёнок рисует фигуру самого любимого человека. И. наоборот, если он изображает кого-либо в общих чертах, небрежно, означает, что он отрицательно к нему относится. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой, стиранием;
важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Если ребёнок рисует младшего брата очень большим, даже больше родителей, это может говорить об исключительном внимании, которое оказывается ему в семье. Иногда можно наблюдать, как рисунок совмещает разные стили. Чаще рисовать начинают с того, к кому лучше относится художник.
Как же вырастить настоящего человека, какими методами и приемами пользоваться?
Как добиться, чтобы воспитание было правильным и целесообразным?
Учитель. Одни родители считают, что только путем применения различных методов наказания можно вырастить настоящего человека. Другие, наоборот, чрезмерно заботятся и опекают ребенка от всевозможных проблем, следят за каждым его шагом, наивно полагая, что правильно воспитывают.
Известно, что главной характеристикой семейного воспитания является его стиль. Стиль семейного воспитания – это установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. [1]
Принято выделять несколько видов: авторитарный, либеральный, демократичный, опекающий и хаотичный. В различных источниках они могут называться по-иному соответственно: диктаторский, попустительский, авторитетный, гиперопека и непоследовательное руководство. Помимо этого выделяют еще один вид - отвергающий (индифферентный).
Таблица № 1
Стили семейного воспитания
Авторитарный, диктаторский Либеральный, попустительский Демократичный, авторитетный Опекающий, гиперопекаХаотичный, непоследовательное руководство
- от ребенка требуют полного подчинения и послушания,
- жестко контролируют его поведение и поступки,
- нарушают личное пространство ребенка, бесцеремонно вторгаются в его личную жизнь,
- не считаются с мнением самого ребенка,
- родители накладывают запрет на собственную инициативу. - ребенку предоставляется полная свобода
- родители не ограничивают ребенка, не накладывают никаких запретов,
- родитель самоустраняется от участия в воспитании ребенка,
- между детьми и родителями нет эмоциональной близости, доверия в отношениях. - родители признают личность ребенка, считаются с его мнением,
- родители с пониманием относятся к потребностям, поступкам своих детей,
- в семье хорошо развиты доверительные отношения.
- родители постоянно оберегают ребенка от всяких трудностей и проблем,
- родители сами решают, что лучше для ребенка,
- родители проявляют чрезмерную навязчивость и постоянное внимание к ребенку,
- ребенок не может стать самостоятельным. - нет единого последовательного подхода в воспитании детей,
- между родителями складываются разногласия по воспитанию детей,
- постоянные конфликты происходят на глазах у ребенка,
- ребенок становится тревожным, снижается его самооценка.
Разбор стилей воспитания совместно с родителями на примере сказок и фильмов. (Приложение № 1)
Учитель. Все вышеперечисленные стили воспитания имеют как плюсы, так и минусы. Например, авторитарного стиля родители могут придерживаться, когда ребенок младенческого возраста и до 3-х лет, но он совершенно неприемлем для подростка. Для определения собственного стиля воспитания предлагаю Вам, уважаемые родители, пройти тест (Приложение № 2).
Тестирование родителей.
Учитель. Обозначьте, пожалуйста, в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более проявлен в вашей семье определённый стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие позиции, а поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Попытайтесь понять, каким все же вы хотите видеть своего ребёнка и самого себя как родителя.
Демократичный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать совместно. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой не комфортно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и  ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! [2]
III. Заключительная часть. Зная, свой стиль воспитания попытайтесь определить, насколько он эффективен в отношении ваших детей, если существует множество проблем и конфликтов между вами и детьми, то постарайтесь пересмотреть собственные родительские позиции и установки.
1. стиль воспитания постоянной опекой. А что характерно для данного стиля?
Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.
теплое отношение к ребенку, но контроль каждого шага;
все решения принимаются родителями;
ребенку не дается самостоятельность;
подавляется инициатива.
А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? Ответы родителей.
инфантильность;
зависимость;
необщительность;
неприспособленность к жизни;
привычка, что за них все решают;
эгоцентризм.
Следующий стиль воспитания мы постараемся определить, посмотрев небольшую сценку в исполнении родителей.
Родители разыгрывают сценку №1 (Приложение 1).
Какие особенности вы увидели в данном стиле? Что будет характерно для ребенка, воспитывающегося в такой семье?
Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.
2. стиль авторитарный(так и называется воспитание по типу Золушки.)
воспитание послушного и беспрекословно выполняющего все ребенка;
чрезмерная придирчивость к ребенку;
требования беспрекословного подчинения;
соблюдение порядка;
подчинение семейным традициям;
ограничение в одаривании любовью, лаской, теплом;
наказание за все: беспорядок, отметки и т.д.;
воспитание страхом наказания и оскорбления;
родители считают, что имеют права на ребенка.
Воспитывается
пугливая личность, неспособная постоять за себя;
иногда появляется желание самоутверждения через агрессивность и конфликтность;
уход в мир фантазий, суицид;
нежелание учиться;
отсутствие доверия между ребенком и родителями;
отсутствие поисковой активности, инициативы, воображения;
сложности в адаптации.
Воспитание по типу кумира семьи.
При таком стиле воспитания :родители выполняют все требования и малейшие прихоти ребенка;
вся семья ходит перед ребенком «на задних лапках»;
отсутствие запретов.
В результате воспитывается :эгоизм;
безответственность;
желание получать все и сразу;
потребительское отношение к окружающим;
своеволие;
упрямство;
непонимание запретов.
4.стиль либеральный ( называется воспитание равнодушием.)
В данном случае:
родители считают, что в их обязанности входит лишь кормить и одевать ребенка;
нет контроля, ребенок предоставлен сам себе;
нет тепла, ласки, внимания;
не формируются навыки социальной жизни (нет понимания, что хорошо, а что плохо).
У детей в таких семьях :сложности в адаптации и социализации;
часто нарушения в поведении;
склонность к правонарушениям.
Как вы считаете, какой стиль воспитания, из названных, является идеальным?
Ответы родителей.
Я согласна с вами, что ни один из них. А как вы думаете, что должно быть характерно для стиля семейного воспитания, при котором развивается гармоничная личность?
Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.
Все, что было сказано вами совершенно верно. И есть еще один стиль воспитания, который направлен на формирование полноценной, самостоятельной личности.
5.Стиль демократичный( этот – воспитание доверием.)
При данном стиле :родители принимают ребенка таким, какой он есть;
родители предоставляют детям определенную самостоятельность, заменяя директивный контроль на инструктивный – «может быть, ты сделаешь так, как я предложу»;
относятся с теплом;
уважают мнение ребенка и чувство человеческого достоинства;
родители готовы прийти на помощь;
родители снисходительны к ошибкам ребенка и способны признать свою неправоту;
эмпатия.
В результате воспитывается :независимость;
социальная адаптивность;
дети способны к сотрудничеству и творчеству.
Уважаемые родители, а сейчас, чтобы закрепить материал, я предлагаю вам небольшое упражнение, для которого мне понадобится два желающих.
Выходят два человека.
Один из вас будет играть роль родителя, а второй – роль ребенка.
Определяют роли.
Мир, в который вступает ребенок, огромен и разнообразен. На его пути встречаются не только радости, но достаточно большое количество препятствий и трудностей. А ребенок, как слепой котенок идет на ощупь, натыкаясь и падая. Как же помочь ребенку пройти этот путь, набив как можно меньше шишек, а в результате воспитать гармоничную личность?
Вот сейчас вам и предстоит это сделать.
«Ребенку» завязываются глаза шарфом.
Ваша задача (к тому, кто в роли родителя) помочь ребенку пройти вот этот путь, при этом вы должны использовать стилем – воспитание доверием.
Определяются границы пути и выставляются препятствия – стулья или другие предметы. Роль препятствий могут сыграть и родители.
В идеале родитель должен сделать следующее. Подойти к «ребенку» и сказать – «Тебе предстоит пройти сложный путь, на котором тебе встретится большое количество препятствий. Но я верю, что у тебя все получится. Тебе нужно быть только чуточку внимательным. Вытяни перед собой руки, это поможет тебе. Я всегда буду рядом и если тебе понадобиться моя помощь, то ты можешь обратиться ко мне. Иди» В том случае если родитель не справляется с задачей (ведет «ребенка» за собой или четко командует – шаг в лево, шаг в право и т.п.), психологу необходимо натолкнуть родителя на правильную мысль или продемонстрировать самому. Возможно, попросить помощи и у других родителей.
Спасибо за участие.
Конечно, нельзя говорить, что рассмотренные нами сегодня стили воспитания ребенка в семье строго определены. Встречается и смешение стилей воспитания. Часто случается, что мама использует один стиль, а папа другой и в результате возникают конфликты между родителями, а дети очень быстро приспосабливаются к тому стилю, который им наиболее выгоден.
Вот и подходит к концу наше собрание. И мне бы хотелось, чтобы в завершение каждый высказался в двух словах по поводу того, что здесь происходило. Приветствуются любые мысли и чувства.
Родители высказывают свое мнение, обмениваются мыслями.
Мне хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Желаю вам, чтобы в вашем доме всегда царило взаимопонимание и любовь, и тогда жизнь будет ярче и радостнее.

Приложение
Стили семейного воспитания
Авторитарный, диктаторский Либеральный, попустительский Демократичный, авторитетный Опекающий, гиперопекаХаотичный, непоследовательное руководство
- от ребенка требуют полного подчинения и послушания,
- жестко контролируют его поведение и поступки,
- нарушают личное пространство ребенка, бесцеремонно вторгаются в его личную жизнь,
- не считаются с мнением самого ребенка,
- родители накладывают запрет на собственную инициативу. - ребенку предоставляется полная свобода
- родители не ограничивают ребенка, не накладывают никаких запретов,
- родитель самоустраняется от участия в воспитании ребенка,
- между детьми и родителями нет эмоциональной близости, доверия в отношениях. - родители признают личность ребенка, считаются с его мнением,
- родители с пониманием относятся к потребностям, поступкам своих детей,
- в семье хорошо развиты доверительные отношения.
- родители постоянно оберегают ребенка от всяких трудностей и проблем,
- родители сами решают, что лучше для ребенка,
- родители проявляют чрезмерную навязчивость и постоянное внимание к ребенку,
- ребенок не может стать самостоятельным. - нет единого последовательного подхода в воспитании детей,
- между родителями складываются разногласия по воспитанию детей,
- постоянные конфликты происходят на глазах у ребенка,
- ребенок становится тревожным, снижается его самооценка.
Стили семейного воспитания
Авторитарный, диктаторский Либеральный, попустительский Демократичный, авторитетный Опекающий, гиперопекаХаотичный, непоследовательное руководство
- от ребенка требуют полного подчинения и послушания,
- жестко контролируют его поведение и поступки,
- нарушают личное пространство ребенка, бесцеремонно вторгаются в его личную жизнь,
- не считаются с мнением самого ребенка,
- родители накладывают запрет на собственную инициативу. - ребенку предоставляется полная свобода
- родители не ограничивают ребенка, не накладывают никаких запретов,
- родитель самоустраняется от участия в воспитании ребенка,
- между детьми и родителями нет эмоциональной близости, доверия в отношениях. - родители признают личность ребенка, считаются с его мнением,
- родители с пониманием относятся к потребностям, поступкам своих детей,
- в семье хорошо развиты доверительные отношения.
- родители постоянно оберегают ребенка от всяких трудностей и проблем,
- родители сами решают, что лучше для ребенка,
- родители проявляют чрезмерную навязчивость и постоянное внимание к ребенку,
- ребенок не может стать самостоятельным. - нет единого последовательного подхода в воспитании детей,
- между родителями складываются разногласия по воспитанию детей,
- постоянные конфликты происходят на глазах у ребенка,
- ребенок становится тревожным, снижается его самооценка.
Демократичный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать совместно. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой не комфортно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и  ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Демократичный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать совместно. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой не комфортно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и  ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Демократичный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать совместно. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой не комфортно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и  ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Родители убеждены, что имеют все «права на ребенка», они могут: наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.
Родители не уделяют ребенку необходимого внимания и заботы, чрезмерно придирчивы к нему, требуют от него жесткого соблюдения порядка, беспрекословного послушания, подчинения семейным традициям. Они наказывают ребенка за несоблюдение порядка, за плохие отметки, за невыполнение их требований; мало заботятся о воспитании нравственных качеств, уделяя внимание воспитание послушания. Готовя с ребенком уроки, родители принимают назидательный тон, стараются «выжать» из него самостоятельные действия.
Родители тепло и заботливо относятся к ребенку, но контролируют каждый его шаг, не позволяют ему ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Они вмешиваются в его взаимоотношении со сверстниками и навязывают свои пути выхода из детских конфликтов. Они запрещают все, что сих точки зрения может представлять хотя бы малейшую угрозу его здоровью, вплоть до катания с крутых горок. Все действия ребенка проходят под неусыпным взором взрослых .домашние задания выполняют вместе с детьми, как правило, решения подсказывают взрослые.
Ребенок – кумир семьи. Родители выполняют все его требования и малейшие капризы. Порой, отказывая себе, они покупают ему дорогие вещи и игры. Часто родители делают за него то или иное домашнее задание только потому, что ребенок сам не хочет его сделать.
Ребенок не получает в семье должного тепла и внимания, он предоставлен сам себе, родители практически не контролируют его времяпровождения и занятия. Они не формируют у него целенаправленно навыки социальной жизни, не обучают его пониманию « что хорошо , а что плохо», не следят за выполнением домашних заданий , не знают, что происходит у него в школе . Их не интересуют детские проблемы, ребенок не может получить от родителей добрый совет.
Родители предоставляют ребенку определенную самостоятельность, уважают его человеческое достоинство, позволяют часто самому регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь. Они всерьез заинтересованы в том, чтобы ребенок самостоятельно принимал верные решения, для этого создаются ситуации выбора и помогают ему самому принять то или иное решение. Его ошибки обсуждаются вместе с родителями и совместно ищутся пути их исправления. Родители контролируют деятельность ребенка, доверяя ему по мере необходимости советом.
1. Какой стиль воспитания у мачехи Золушки?
2. Какой стиль воспитания у бабушки с дедушкой Колобка?

3. Какой стиль воспитания у Мэри Поппинс?
4. Какой стиль воспитания у бабушки Саши Савельева?
5. Какой стиль воспитания у мамы-утки Гадкого утенка?
Тест «Стиль семейного воспитания»
Выберите один наиболее предпочтительный из четырех вариантов.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, имеющая мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)
В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Футер.)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?
А. Если просит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.    
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь. Г. Не знаю.
 Обработка результатов
 Стиль поведения Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Демократичный Б В В Г В Г А Б Г Б
Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
Либеральный В Б Б Б А А Г В В В
Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г
 
Обработка результатов
 Стиль поведения Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Демократичный Б В В Г В Г А Б Г Б
Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
Либеральный В Б Б Б А А Г В В В
Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г
 Обработка результатов
 Стиль поведения Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Демократичный Б В В Г В Г А Б Г Б
Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
Либеральный В Б Б Б А А Г В В В
Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г