Статья Стили семейного воспитания


Стили семейного воспитания
Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Это позволяет ему определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.При попустительском стиле семейного воспитания родители с раннего детства предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях заняты собой, работой, своими друзьями. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у негопоиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как подхалимаж, лесть, угодничество.
При состязательном стиле семейного воспитания родители с раннего детства ищут в действиях ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность ребенка постоянно поощряется. Плохо то, что поощрение иногда бывает не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в их пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка, родители вовлекают его в разнообразную деятельность, даже если он сам этого не желает. Это связано с родительским эгоизмом. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии.
При рассудительном стиле семейного воспитания родители предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители считают, что активность ребенка должна находить естественный выход. Они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая. Что ребенок сам может выбирать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители следят за тем, чтобы достоинства ребенка никогда не принижались ни посторонними людьми, ни родственниками.
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный тип личности. Одной из причин этого стиля воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, второй – особенности характера родителей. Родители ни на минуту не могут оставить ребенка без опеки. Они сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение. Родители делают все возможное, чтобы их ребенок не испытывал трудности, особенно, если они сами их испытывали. Педагоги должны знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые их поддерживают во всех начинаниях и сочувствуют им. Все самостоятельные действия ребенка вызывают у них опасения и боязнь.
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально – психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:
Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов.
Ребенок длительное время находится без родителей.
Сами родители росли в семьях, в которых с ними обращались жестоко.
Родители считают значимым мнение других людей о своих детях.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить. Младшие школьники относятся к этому спокойно. Старшие же – протестуют против такого отношения к себе. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, теплоты и понимания. Поступки ребенка могут стать неадекватными и принимать формы защитных реакций.
Условиями формирования сочувствующего стиля семейного воспитания являются отсутствие материального достатка семьи, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Педагог должен знать, что такие дети тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи.
Суть гармоничного стиля заключается уже в самом названии. В таких семьях ребенок является всегда желанным. Ребенок растет в дружеской и теплой атмосфере.
Стили семейного воспитания оцениваются по эмоциональной близости, уровню требований и ограничений, степени и формам контроля, особенностям общения, возможным, наиболее вероятным их последствиям для психического развития детей. В качестве наиболее конструктивного и продуктивного считается демократический стиль, который включает рациональную, разумную любовь, сотрудничество, принятие и одновременно целесообразную долю авторитаризма, ценностное отношение к ребенку, рефлексивную оценку. Взрослый прибегает к справедливым, обоснованным требованиям. Контроль осуществляется в сотрудничестве, исходя из разумной заботы.
Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот - попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: ''жертва судьбы'', ''несчастный'', ''невыносимый'' или ''самый лучший''. Особое внимание следует обращать на семьи, где у родителей наблюдается тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если родители (или один из них) – «холодные рационалисты».