Статья Стили семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.


Стили семейного воспитания.
Возможные нарушения процесса
воспитания в семье.
 
 Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных отношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей. Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Чтобы овладеть искусством успешного воспитания, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.
Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваться от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому существуют родители, для которых запретительные тенденции не характерны, они меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.
Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют и наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.
Многие исследователи в области детского развития находят полезным описание стилей родительского поведения, принадлежащее американскому психологу Диане Бомбринд, которая выделяет три типа родительского контроля: авторитетный, авторитарный и либеральный.
Авторитетный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается наличием контроля за детьми и в то же время поощрением и обсуждением в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют их смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и потому дети соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Например, если дочь хочет дольше обычного задержаться в гостях, авторитетные родители, скорее всего, поинтересуются причиной такой просьбы и сопутствующими обстоятельствами (у кого она задержится, контактным телефоном, будут ли родители дома и др.), а также тем, не мешает ли это выполнению ее обязанностей (уроки, дела по дому и др.). Если ее ответы удовлетворят родителей, они, вероятнее всего, позволят остаться у друзей подольше.
Авторитарный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается подчинением собственного поведения жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. В аналогичной ситуации, описанной выше, авторитарные родители, скорее всего, отклонят просьбу дочери со словами: «порядок есть порядок». Если же ребенок в какой-то ситуации продолжает настаивать или начинает плакать, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию – возможно, даже физическому. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены, избегая долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне, и они бессильны их изменить.
Либеральный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведение детей. Даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия, либеральные родители стараются подавить свои чувства. Либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Вместе с тем, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности, устанавливать необходимые запреты для своих детей.
Наряду с описанными выше стилями родительского поведения исследователями выделяют также индифферентный стиль воспитания (попустительский).  Индифферентные родители практически не контролируют детей и не проявляют в отношении с ними теплоты с сердечности. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей. Родители живут своей жизнью, удовлетворяют прежде всего свои потребности и «забывают» интересоваться занятостью, интересами, желаниями и развитием своих детей.
Одним из наиболее распространенных неправильных типов семейного воспитания является гиперопека (чрезмерная опека без учета индивидуальных особенностей, интересов и склонностей самого ребенка или же видение даже незначительных его успехов в ранг выдающихся способностей – воспитание по типу «кумир семьи»). Гиперопека выражается в стремлении родителей:
Окружать ребенка повышенным вниманием;
Во всем защищать его, даже если в этом нет реальной необходимости;
Сопровождать каждый его шаг;
Предостерегать от возможных опасностей, которые нередко являются плодом родительского воображения;
Беспокоится по любому поводу и без повода;
Удерживать детей около себя, привязывать к своему настроению и чувствам;
Обязывать поступать определенным способом.
Воздействие стилей родительского поведения на ребенка
Стили родительского поведения определенным образом воздействуют на личность растущего ребенка. Дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.
Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей либерально стиля противоположно чрезмерным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к положительным результатам: как это ни странно, дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Но в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается адекватная самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.
Хуже всего обстоят дела у детей индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сопровождалось с враждебностью.
Ограждая детей от любых трудностей и скучных, рутинных дел, потворствую их прихотям и капризам, родители, по сути, не столько воспитывают их, сколько прислуживают им. Все это может дополнятся преувеличением их способностей и талантов, и дети растут в атмосфере безудержного восхваления и восхищения. Таким способом прививается желание быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа, ожидание блестящего будущего. Но когда этого не случается, то кризис неизбежен. В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, и прежде всего от родителей; развивается так называемая «выученная беспомощность». Возможен и другой неблагоприятный ход развития отношений: мелочный контроль, стремление родителей взять все заботы и принятие ответственных решений на себя со временем могут озлобить детей, а, возмужав, они поднимают бунт против притеснения и если не добиваются послабления, то могут покинуть родной дом.
Ребенок, находясь в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает (правильно или искаженно) отношение к нему родителей, приходит к определенным выводам: избегают ли его, довольны ли им, признают ли его автономность или ущемляют ее, доброжелательно относятся к нему или нет. Со временем он понимает, любят и принимают его родители или нет, нужен для них, значим для них. На основе этого ребенок формирует и свое отношения к родителям. Критериями развития внутренней положительной позиции детей по отношению к родителям являются:
•        Выраженное переживания удовольствия от общения с близкими людьми;
•        Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
•        Уверенность в своих силах, самодостаточность;
•        Умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
•        Способность разграничить ошибку, плохой поступок и свою личность как нечто, не сводящееся к определенному акту поведения.
Родителям надо помнить, что для ребенка вредна как чрезмерная суровость воспитания, так и полная вседозволенность и безнаказанность.