Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл. к учебнику Годера, Вигасина (ФГОС)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дундайская СОШ»
 
Рассмотрено
на методическом совете
_______________________
 
________/______________/
Протокол №_______
от «___» __________2015 г
Согласовано
ЗД по УВР
_________/Алтаева Л.Н./

 
«___» ___________2015 г
Утверждаю
Директор школы
  
__________/Богданова Е.В./

 
«___» ___________2015 г

 
 
 
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
ПО ИСТОРИИ
 
ДЛЯ 5 КЛАССА
 
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
 


Разработано на основе: Примерная программа основного общего образования по истории, М.: Просвещение, 2010 г.;


 
Составитель программы
Рась Вера Васильевна
11 разряд

 
 
 
 
 
 


  
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка...3
2. Общая характеристика учебного предмета..4
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 5
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.5
5. Результаты обучения.......7
6. Содержание тем учебного курса7
7. Контроль предметных результатов...9
8. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.11











































ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА

Представленная рабочая программа адресован для обучающихся пятого класса общеобразовательных школ, изучающих предмет «история» на базовом уровне. Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан.
Главная цель изучения истории - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Метапредметные задачи:
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования: Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение истории должно формировать у обучающихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
В 5 классе происходит знакомство с процессом формирования человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизации древности, их наименование и определение сущности являются спорными и неустановленными). Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В рабочей программе при отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - даётся представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается древний мир от мира современного. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Реализация данной программы предполагает широкое использование метапредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа. Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА, проектные и исследовательские работы.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по истории, 2010 г. и ориентирована на Программа ориентирована на предметную линию учебников, авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая. –М.: Просвещение, 2014.
Программа рассчитана на 68 часов, что является оптимальным для изучения дисциплины.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме    340 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел
учебного курса

Количество часов
Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля


История России (38 ч)

Введение. Что изучает история Древнего мира.

1
Вводное тестирование.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей.

6
Текущий контроль: фронтальный опрос, тест, игра «Х/О», кроссворд, индивидуальные письменные задания, работа по источникам, исследовательские и проектные работы, мини-сочинения, словарный диктант.

Раздел 2. Древний Восток.
20
Текущий контроль: фронтальный опрос, тест, игра «Х/О», кроссворд, индивидуальные письменные задания, работа по источникам, исследовательские и проектные работы, мини-сочинения, словарный диктант. Промежуточный контроль: контрольная работа в конце изучения раздела.

Раздел 3. Древняя Греция.
20
Текущий контроль: фронтальный опрос, тест, игра «Х/О», индивидуальные письменные задания, работа по источникам, исследовательские и проектные работы, мини-сочинения, словарный диктант. Промежуточный контроль: контрольная работа в конце изучения раздела.

Раздел 4. Древний Рим
19
Текущий контроль: фронтальный опрос, тест, кроссворд, индивидуальные письменные задания, работа по источникам, исследовательские и проектные работы, мини-сочинения, словарный диктант. Промежуточный контроль: контрольная работа в конце изучения раздела.

Повторение-обобщение
2





КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

№ п\п
Формы контроля
Всего за год

1
Вводное тестирование
1

2
Контрольная работа
4

3
Дидактическая игра
2


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основная литература

Примерная программа основного общего образования базового уровня по истории, 2010 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. История - http://standart.edu.ru
Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2014
Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2012. – 284 с.
Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2011.
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2013-14.
Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.
Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005

Дополнительная литература:
Список литературы для учителя
Азимов, А. Древний Восток / А. Азимов. - М. : Аст, 2006.
Алексеев, С. И. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс / С. И. Алексеев. - М. : Русское слово, 2006.
Бутромеев, В. П. Всемирная история в лицах: Древний мир. Кн. 2 : энциклопедия для школьника / В. П. Бутромеев. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Буданова, В. П. Древний Рим / В. П. Буданова. В. Н. Токмаков, В. И. Уколова. - М. : Аст- рель : Аст, 2006.
Булычёв, К. Тайны античного мира / К. Булычёв. - М. : Дрофа-плюс. 2006.
Бейкер, Дж. Август. Первый император Рима : [пер. с англ.] / Дж. Бейкер. - М. : Центрпо- лиграф,2003.
Буркхард, Я. Век Константина Великого / Я. Буркхард. - М. : Центр полиграф, 2003.
Гиббон, Э. М. История упадка и крушения Римской им перш; Э. М. Гиббон. - М. : Олма- Пресс, 2002.
Коттершл, Г. Б. Древняя Греция / Г. Б. Коттерилл. - М. : ЭКСМО, 2007.
Кулидж, О. Золотые дни Греции / О. Кулидж. - М. : Центр доли граф, 2002.
Максимов, Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс Ю. И, Максимов. - М. : Экзамен, 2010.
Список литературы для обучающихся
Ботвинник, М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник. -М. : Просвещение, 2008.
Ботвинник, М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Греки / М. Н. Ботвинник. - М. : Просвещение, 2008.
Бутромеев, В. Всемирная история в лицах. Древний мир : энциклопедия для школьника / В. Бутромеев. - М. : Олма-Пресс, 1998.
Воронкова, Л. Ф. Сын Зевса. В глуби веков / Л. Ф. Воронкова. - СПб. : Северо-Запад,

История 5-9 кл. Опыт патриотического воспитания. М: «Просвещение», 2010.
Сто игр по истории. М.: «Просвещение», 2012.
Черкашина Т. О. Активизация познавательной деятельности на уроках истории. Волгоград, 2009.
Учебно-методическое обеспечение:
Исторические карты:
№: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 12, 14.
Атлас и контурные карты по истории древнего мира 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.

Информационно-коммуникативные средства:
История. 5-11 класс. Дидактические материалы. – Волгоград: «Учитель», 2010.
История . 5-11 класс. Редактор тестов. – Волгоград: «Учитель», 2010
Технические средства обучения

Компьютер, Проектор, Экран проекционный


Мультимедийные пособия:
Мультимедийный комплекс «1С Образовательная коллекция»: история древнего мира 5 класс, 2008г.
История: интерактивные дидактические материалы 5 класс (комплект книга+диск): «Планета», 2012г.
Видеосерия: в кругу великих людей: 2008г.
Древняя Греция: герои мифов и легенд: ВВС, 2006г.
Атлас Древнего мира: «Новый диск» 2009г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] История Древнего Рима
http:// ellada/spl.ru/ История Древней Греции
http:// tmn.fio.ru/works/17*/305/01/ Семь чудес света
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Коллекция Лувра. Древний Восток(3ч): 1) Месопотамия 2) Иран 3) Левант

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата
№ урока
Тема и тип урока
Основные виды деятельности
Планируемые результаты
Примечание

план
факт



предметные
метапредметные УУД
личностные УУД




1




Что изучает история. (Вводный урок.)
.Работа с учебником и рабочей тетрадью, словарная работа.


Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников.
Получат возможность научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке


Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.


Раздел I. Жизнь первобытных людей - 6 часов

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники - 3 часа



2
1.Древнейшие люди. (Изучение нового материала)
Работа с учебником и рабочей тетрадью, анализ источников, словарная работа.


Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда.
Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания последовательности





3
2. Родовые общины охотников и собирателей.
(Изучение нового материала)
Работа с учебником, картой, презентацией, словарная работа.

Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.
- Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
- Выделять признаки родовой общины.
-характеризовать новые способы охоты.

Познавательные: выявляют основные признаки родовой общины; приводят примеры
в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Оценивают собственную учебную деятельность, свои
достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом




4
3.Возникновение искусства и религии
(Изучение нового материала)













. Работа с учебником, картой, презентацией, словарная работа.














Научатся определять понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни.
Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.
- Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.





Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.









Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
















Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы - 2 часа



5
















1. Возникновение земледелия и скотоводства
(урок-исследование)











Работа с источниками, беседа, словарная работа, групповая работа.










Научатся определять понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника
Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала






Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.









6
2. Появление неравенства и знати. (Урок «открытия» нового знания)
Работа с источниками, беседа, словарная работа, групповая работа.

Научатся определять понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. Получат возможность научиться: выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин ;
- характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.
Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние.




Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.













7
Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей» (урок развивающего контроля)
Деловая игра, работа в группах


Научатся: работать с исторической картой, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивпые: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса


Тема 3. Счет лет в истории – 1



8
Измерение времени по годам. (Урок «открытия» нового знания)










Работа с учебником, презентацией, решение логических зада, работа с «лентой времени».










Научатся определять столетие, век, тысячелетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию. Получат возможность научиться: называть век, оперировать понятиями«н. э.», «до н. э.», вести счет лет, решать познавательные задачи
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Формирование творческих и логических способностей через активные формы деятельности.












Раздел II. Древний Восток - 20 ч.


Тема 3. Древний Египет - 8 ч.



9








1. Государство на берегах Нила.
(Урок «открытия» нового знания)






Работа с источниками, беседа, словарная работа, групповая работа.











Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий.
Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств.
Коммуникативные
оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира.







10


















2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. (Урок «открытия» нового знания)












Работа над памяткой для оценки устного ответа одноклассника на уроке истории; индивидуальная работа по карточкам или работа с контурной картой по рабочей тетради; Жители Египта; Жизнь и труд земледельцев и ремесленников; сбор налогов.





Научатся определять понятия: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, определять основные черты, присущие разным группам населения






Познавательные: выявляют особенности жизни древних египтян, приводят примеры в качестве доказательства. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий
.





Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.



















11











3. Жизнь египетского вельможи.
(Урок «открытия» нового знания)









Работа с учебником, презентацией, анализ иллюстраций, решение творческих задач.





Научатся определять понятия: гробница, благовония. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

Познавательные: выявляют особенности жизни древнеегипетского вельможи, приводят примеры в качестве доказательства.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Формирование творческих и логических способностей через активные формы деятельности.











12














4. Военные походы фараонов.
(Урок «открытия» нового знания)













Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.














Научатся определять понятия: бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско.
Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств



Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности






Оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания;



















13
5. Религия древних египтян
(Урок «открытия» нового знания)


Работа с учебником, презентацией, анализ иллюстраций, решение творческих задач.



Научатся определять понятия: храм, жрецы, мумия, саркофаг.
Получат возможность научиться: называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: составляют план последовательности действий; осуществляют пошаговый контроль; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира.











14












6. Искусство Древнего Египта.
(урок-исследование)









Работа с учебником, презентацией, анализ иллюстраций, решение творческих задач.









Научатся определять понятия: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Получат возможность научиться описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника


Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, уважение к культуре к культуре других народов, толерантности










15













7. Письменность и знания древних египтян.
(урок открытия нового знания








Работа с учебником, презентацией, анализ иллюстраций, решение творческих задач.










Научатся определять понятия: иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться: характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.



Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, уважение к культуре к культуре других народов, толерантности. Формирование творческих и логических способностей через активные формы деятельности.






16
Обобщающее повторение по теме «Древний Египет. (Урок развивающего контроля)
Выполнение письменной работы, разноуровневых заданий.
Научатся: определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме «Древний Египет»
Познавательные: самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала;

Формирование познавательного интереса к изучению и закреплению нового, оценивание собственных результатов и достижений.


Тема 4. Западная Азия в древности - 7 ч.



17














1. Древнее Двуречье. (Урок открытия нового знания)











Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.










Научатся определять термины клинопись, сыновья школы.
Получат возможность показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику при- родно-климатических условий Египта и Двуречья.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют- цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий



Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира.














18







2. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
(урок-исследование)

Работа с историческим источником - законами царя Хаммурапи.






Научатся определять понятия: законы, ростовщик. Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хаммурапи; объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.


Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом




19
3. Финикийские
мореплаватели
(урок открытия нового знания)






Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.






Научатся определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит. Получат возможность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; оценивают свою работу на уроке

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, культурное многообразие мира











20















4. Библейские
сказания
(урок исследование)












Работа с учебником, презентацией, анализ иллюстраций, решение творческих задач.











Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали. Получат возможность научиться определять главное отличие религии евреев от религий других древних народов и находить общие черты.



Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, уважение к культуре к культуре других народов, толерантности Формирование творческих и логических способностей через активные формы деятельности







21















5. Древнееврейское царство
(урок открытия нового знания)










Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.










Научатся: определять термины: праща, жертвенник; объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия.
Получат возможность научиться работать с исторической картой




Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
(не успешности) учебной деятельности
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают' положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности










22














6. Ассирийская держава
(урок открытия нового знания)










Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.









Научатся определять термин «таран». Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы




Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи









23





7. Персидская держава «царя царей» (урок-исследование)


Работа с учебником, презентацией, анализ иллюстраций, решение творческих задач.



Научатся определять понятие «бессмертные».
Получат возможность научиться: показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу, называть страны, вошедшие в ее состав
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи

Формирование творческих и логических способностей через активные формы деятельности.




Тема 5. Индия и Китай в древности - 5 ч.




24
















1. Природа и люди Древней Индии.
(урок открытия нового знания)










Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.











Научатся определять термины: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ. Получат возможность научиться: показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг, характеризовать природу и климат Индии





Познавательные: выявляют особенности и признаки климатических условий и проживания людей на полуострове Индостан; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, уважение к культуре к культуре других народов, толерантности













25








2. Индийские касты
(урок открытия нового знания)




Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.




Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, неприкасаемые. Получат возможность научиться объяснять влияние религии Индии
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, уважение к культуре к культуре других народов, толерантности





26













3. Чему учил китайский мудрец Конфуций
(урок открытия нового знания)







Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.








Научатся определять термины: бамбук, циновка, Сын Неба.
Получат возможность научиться: показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учение Конфуция
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, уважение к культуре к культуре других народов, толерантности










27













4. Первый властелин единого Китая
(урок-исследование)









Работа с учебником, презентацией, анализ иллюстраций, решение творческих задач.









Научатся определять термины: компас, бойницы. Получат возможность научиться: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры




Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе группо вой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты учебной деятельности, оценивают успешность и результативность действий.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, уважение к культуре к культуре других народов, толерантности Формирование творческих и логических способностей через активные формы деятельности.





28
Обобщающее повторение по разделу «Древний Восток» (урок развивающего контроля)
Выполнение письменной работы
Научатся определять изученные термины.
Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия
Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: находить пути решения учебной проблемы. Познавательные: объяснять исторические явления, связи и взаимоотношения, выделять причинно-следственные связи.
Формирование творческих и логических способностей через активные формы деятельности, осмысление вклада в историю цивилизаций Древнего Востока.


Раздел III. Древняя Греция - 19 ч.

Тема 6. Древнейшая Греция - 5 ч



29














1. Греки и критяне (урок открытия нового знания)











Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.









Научатся определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре. Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий


Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания









30









2. Микены и Троя (урок открытия нового знания)






Работа с источниками, беседа, словарная работа, работа с контурной картой и иллюстрациями.




Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о причине начала Троянской войны. Получат возможность научиться работать с исторической картой и историческими источниками
Познавательные: выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, роли и значения памятников истории и культуры.




31










3. Поэма Гомера «Илиада»
(урок-исследование)






Работа с презентацией, историческим источником.







Научатся: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята», «яблоко раздора», «троянский конь».
Получат возможность понять суть содержания «Илиады», значение творчества Гомера
Познавательные: анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию


Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.






32
4. Поэма Гомера «Одиссея»
(урок-исследование)
Работа с презентацией, историческим источником.

Научатся: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «циклоп», «между Сциллой и Харибдой».
Получат возможность понять суть содержания «Одиссеи», значение творчества Гомера
Познавательные: анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками. Коммуникативные: вступают в речевое общение; строят алгоритм действий
Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.







33







5. Религия древних греков
(урок открытия нового знания)




Работа с учебником, презентацией, анализ иллюстраций, решение творческих задач.


Научатся: определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами
Познавательные: овладевают целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Оценивают роль мифологии в истории человечества, ее влияние на развитие общества.



Тема 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием - 6 ч.



34
















1. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
(урок открытия нового знания)










Работа с учебником, презентацией, анализ иллюстраций.














Научатся: определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины.
Получат возможность научиться характеризовать государственное уст- . ройство Афин





Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государственном устройстве греческих городов. Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него
вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
извлекая из истории уроки прошлого.












35









2. Зарождение демократии в Афинах
(урок открытия нового знания)





Работа с учебником, презентацией, анализ источников, составление схемы.

Научатся: определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источни- ков, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин.
Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы.
Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него
вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
извлекая из истории уроки прошлого.








36












3. Древняя Спарта
(урок открытия нового знания)









Работа с учебником, иллюстрациями и контурной картой.











Научатся определять понятия: лаконичность, илоты. Получат возможность научиться давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.










37















4. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
(урок открытия нового знания)







Работа с учебником, историческим источником, иллюстрациями и контурной картой.











Научатся определять понятия: пираты, колонии. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторического источника







Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей
Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него
вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
извлекая из истории уроки прошлого.












38
5. Олимпийские игры в древности
(урок исследование)
Работа с учебником, историческим источником, иллюстрациями и дополнительной литературой.

Научатся определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром. Получат возможность научиться свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования.







39
6. Победа греков над персами в Марафонской битве.
(урок открытия нового знания)
Работа с учебником, историческим источником, иллюстрациями и контурной картой.

Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться анализировать причины побед греков над персами
Познавательные: выявляют особенности и признаки побед древних греков.
Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него
вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
извлекая из истории уроки прошлого.








40
7. Нашествие персидских войск на Элладу
(урок открытия нового знания)
Работа с учебником, презентацией, иллюстрациями и контурной картой.

Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться анализировать причины побед греков над персами
Познавательные: выявляют особенности и признаки побед древних греков. Коммуникативные: навыки учебного сотрудничесвта. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.



Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии - 5 ч.



41














1. В гаванях афинского порта Пирей
(урок открытия нового знания)










Работа с учебником, контурной картой, иллюстрациями.













Научатся определять термины: верфи, пошлина, казна, вольноотпущенники. Получат возможность научиться: самостоятельно определять значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин




Познавательные: расширяют имеющиеся знания и представления о греческих городах. Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия


Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности











42












2. В городе богини Афины
(урок открытия нового знания)









Работа с учебником, контурной картой, иллюстрациями.










Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды. Получат возможность научиться давать описание города и его главных достопримечательностей



Познавательные: сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.









43
3. В афинских школах и гимнасиях
(урок-исследование)
Работа в группах с дополнительной литературой, учебником и рабочей тетерадью.
Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие.
Получат возможность научиться определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Формирование и развитие навыков индивидуального и коллективного проектирования.







44
4. В театре Диониса
(урок открытия нового знания)
Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией.
Научатся определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия. Получат возможность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Осознание роли значения древнегреческого искусства в мировой истории, воспитания уважительного отношения к историко- культурному наследию других народов.




45
5. Афинская демократия при Перикле
(урок открытия нового знания)
Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, словарная работа.
Научатся определять термины: народное собрание, остракизм.
Получат возможность научиться давать характеристику афинской демократии.
.Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; оценивают результаты своей и чужой деятельности.
Осознание роли отдельных личностей в истории человечества, формирование собственной гражданской позиции.


Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. – 4 ч.



46
1. Города Эллады подчиняются Македонии
(урок открытия нового знания)
Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, словарная работа
Научатся определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения греческих полисов Македонии.
Получат возможность научиться работать с исторической картой
Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него
вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
извлекая из истории уроки прошлого.








47
2. Поход Александра Македонского на Восток (урок открытия нового знания)
Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, контурной картой, словарная работа
Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского.
Получат возможность научиться: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Осознание роли отдельных личностей в истории человечества, формирование собственной гражданской позиции.




48
3. В Александрии Египетской
(урок открытия нового знания)
Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, словарная работа
Научатся называть памятники истории и культуры Александрии Египетской
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Осмысление социально-нарвственного опыта предшествующих поколений.




49
Обобщающее повторение по разделу «Древняя
Греция
Выполнение письменной работы
Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древня
Греция». Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей истории Древней Греции; характеризовать особенности древнегреческой государственности, излагать в системе достижения древнегреческой культуры
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу


Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неус- пешности) учебной деятельности






Раздел IV. Древний Рим - 19 ч

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией - 3 ч



50
1. Древнейший Рим
(урок открытия нового знания)
Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, контурной картой
Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат. Получат возможность научиться показывать на карте древнюю Италию
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.






51

















2. Завоевание Римом Италии
(урок открытия нового знания)













Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, контурной картой













Научатся определять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы. Получат возможность научиться: давать характеристику римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии





Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.














52












3. Устройство Римской республики
(урок открытия нового знания)







Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, составление кластера









Научатся определять термины: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун; извлекать полезную информацию из исторического источника. Получат возможность научиться: характеризовать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.







Тема 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья - 3 ч.



53















1. Вторая война Рима с Карфагеном
(урок открытия нового знания)










Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, контурной картой












Научатся определять термины: пуны, ворон.
Получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, оценивать силы сторон, высказывать предположение об исходе войн




Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу


Осознание роли отдельных личностей в истории человечества, формирование собственной гражданской позиции














54















2. Установление господства Рима во всем Средиземноморье
(урок открытия нового знания)







Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, контурной картой, составление кластера











Научатся определять термины: триумф, император, провинция. Получат возможность научиться давать самостоятельную оценку факту установления господства римлян, высказывая при этом собственные суждения об итогах этого господства для Рима и для завоеванных Римом стран
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: прини- мают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.











55













3. Рабство в Древнем Риме
(урок открытия нового знания)













Работа в группах с дополнительной литературой, учебником, иллюстрациями.













Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр. Получат возможность научиться: описывать положение рабов в Древнем Риме, рассказывать о гладиаторских боях









Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия




Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания










Тема 12. Гражданские войны в Риме - 4 ч.



56













1. Земельный закон братьев Гракхов
(урок открытия нового знания)








Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, анализ исторического источника.









Научатся определять понятие «гражданская война». Получат возможность научиться: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Осознание роли отдельных личностей в истории человечества, формирование собственной гражданской позиции












57
2. Восстание Спартака
(урок открытия нового знания)



Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, анализ исторического источника.



Научатся определять понятие «восстание».
Получат возможность научиться называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

Осознание роли отдельных личностей в истории человечества, формирование собственной гражданской позиции







58
















3. Единовластие Цезаря (урок открытия нового знания)












Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, анализ исторического источника.












Научатся определять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции. Получат возможность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника






Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Осознание роли отдельных личностей в истории человечества, формирование собственной гражданской позиции















59
4. Установление империи
(урок открытия нового знания)
Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, контурной картой
Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя.
Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, выявлять причины упразднения республики и установления империи
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.



Тема 13. Римская империя в первых веках нашей эры - 5 ч.



60












1. Соседи Римской империи.
(урок открытия нового знания)







Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, контурной картой









Научатся определять границы Римской империи и характеризовать отношения с сопредельными государствами






Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.









61













2. В Риме при императоре Нероне.
(урок открытия нового знания)








Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, анализ исторического источника









Научатся определять основные черты правления Нерона. Получат возможность научиться: давать оценку личностным качествам Нерона и Траяна, объяснять причину недовольства народа политикой Нерона, характеризовать правление императора Траяна
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Осознание роли отдельных личностей в истории человечества, формирование собственной гражданской позиции












62













3. Первые христиане и их учение
(урок открытия нового знания)








Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, анализ исторического источника, сравнительная таблица







Научатся определять понятия: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы. Получат возможность научиться рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи
Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.









63
4. Расцвет Римской империи во II в
урок открытия нового знания)


Работа с контурной картой, составление кластера, анализ исторического источника
Научатся определять понятия: колоны, «рабы с хижинами». Получат возможность научиться: характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.







64
5. Вечный город» и его жители.
(урок-исследование)
Работа в группах с дополнительной литературой и учебником, иллюстрациями.
Научатся определять понятия: триумфальная арка, купол, термы, Табуларий. Получат возможность научиться называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности



Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи - 2 ч.



65












1. Римская империя при Константине. (урок открытия нового знания)








Работа с учебником, иллюстрациями, презентацией, анализ исторического источника, сравнительная таблица







Научатся: определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника




Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности. Анализируют роль личности в истории.





66
2. Взятие Рима варварами. (урок открытия нового знания)


Работа с контурной картой, составление кластера, анализ исторического источника
Научатся: определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности.





67
Историческое и культурное наследие Древнего мира
(урок развивающего контроля)
Групповая работа
Научатся: определять термины, изученные в разделе «Древний Рим»; уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Формирование творческих и логических способностей через активные формы деятельности, осмысление вклада в историю цивилизации Древнего Рима




68
Итоговое обобщение и контроль
Индивидуальная письменная работа
Формирование целостного представления об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы и связи, характеризовать роль личности в истории. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, направленные на систематизацию полученных знаний. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения.





























13PAGE 15


13PAGE 141715




Заголовок 115