Рабочая программа по истории России в 6 классе ИКС учебник издательства русское слово


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «История России» для 6 класса к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования , Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, и Примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Авторы составители программы : Л.Н. Алексашкина, , В.Н. Захаров, П,В, Соловьёв, К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций — М.: ООО «Русское слово «. 2015г.
Учебник Е.В. Пчелов, П.В. Лукин «История России с древнейших времён до начала XVI в.»
для 6 класса общеобразовательных организаций
Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Примерным учебным планом, согласно которому на изучение истории в 6 классе отводится 2 учебных часа в неделю. В свою очередь, курс истории России рассчитан на 40 часов учебного времени, 28 часов изучается курс истории средних веков .Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы Историко-культурного стандарта и ФГОС основного общего образования.
Рабочая программа по истории России для 6 класса содержит:
— пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения истории _планируемые результаты освоения учебного курса
— содержание курса с распределением учебных часов по тематическим разделам и
— календарно- тематическое планирование, в котором определены: количество учебных часов, отводимых на изучение каждой темы,
Курс истории России в 6 классе охватывает историю развития человеческого общества на территории нашей страны с древнейших времён до начала XVI в .Изучение курса « История России» следует после изучение курса истории средних веков
Основной целью курса «История России» в 6 классе является формирование у обучающихся элементарных представлений о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в Средние века, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности»
Эта общая цель определяет задачи курса:
•формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
•овладение знаниями об особенностях развития человеческого общества на территории России с древнейших времён до начала XVI в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
•воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
•развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
•развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
•развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Планируемые результаты освоения курса
Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 6 классе являются:
•формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
•приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
•освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;
•опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
•способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
•способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
•умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литера-тура, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
•овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
•готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
•способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
На предметном уровне в результате освоения курса «История России с древнейших времён до началаXVI в.» обучающиеся научатся:
•датировать важнейшие события и процессы в истории России с древности до начала XVI в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации игосударственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
•читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
•проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
•характеризовать важные факты отечественной истории, классифицировать и группировать их по различным признакам;
•рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
•составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории России;
•раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя догосударственных и государственных образований, существовавших на территории нашей страны с древнейших времён до начала XVI в.; б) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире;
•объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории в IX — начале XVI в.;
•сопоставлять развитие Руси и других стран в IX — начале XVI в., определять общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
•давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;
обучающиеся получат возможность научиться:
•давать сравнительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
•сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России с древнейших времён до начала XVI в.;
•образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
 самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать охране наследия прошлого.
В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:
•целостное представление об историческом пути России с древнейших времён до начала XVI в. как оважном периоде отечественной истории, в течение которого формировалась и развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;
•яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (40 ч)
Введение (1 ч)
История России — часть всемирной истории. Хронологические рамки курса «История России с древнейших времён до начала XVI в.». Принципы периодизации отечественной истории IX—XV вв. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории.
Р а з д е л I. Древние жители нашей Родины (5 ч)
Первобытная эпоха
Каменный век на территории России: хронологические рамки, орудия труда, география расселения и занятия людей, формы их объединения, места археологических раскопок, памятники культуры. Бронзовый и железный века: переход к производящему хозяйству, новые занятия и формы объединения людей, признаки разложения первобытных отношений, археологические находки на территории современной России. Земледельческие, скотоводческие и кочевые общества евразийских степей в бронзовом и желез-ном веках. Языковые семьи и группы.
Народы и государства нашей страны в древности
Греческая колонизация северного побережья Чёрного моря в VII—IV вв. до н.э.: топонимика природно- и социально-географических объектов, народов Причерноморья. Античные города-государства Северного Причерноморья. Архитектура городов-колоний, их экономика и культура. Боспорское царство. Скифы: образ жизни и культура. Скифское царство. Дербент.
Восточная Европа в середине I тысячелетия
Великое переселение народов. Миграция готов и нашествие гуннов. Образование государств кочевников в Северном Причерноморье. Особенности культуры и государственного устройства Аварского и Тюркского каганатов, Волжской Булгарии, Хазарского каганата.
Восточные славяне в древности
Предполагаемая прародина славян и направления их миграций в середине I тысячелетия. Расселение славян, их разделение на три ветви: восточных, западных и южных. Соседи восточных славян: балты и финно-угры. Славянские общности Восточной Европы. «Повесть временных лет» как первый источник о ранней истории восточных славян. Хозяйство восточных славян. Традиционные верования и обряды восточных славян.
Р а з д е л II. Русь в IX — XII вв. (12 ч)
Образование государства Русь
Социальная и политическая организация восточных славян. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тысячелетия. Соседи Руси. Путь «из варяг в греки» как важная торговая и культурная коммуникация ваягов и славян. Легендарный характер сведений о первых русских князьях в «Повести временных лет». «Повесть временных лет» о призвании варягов. Проблема образования Древнерусского государства. Первые известия о Руси. Поход князя Олега на Киев, объединение северных и южных земель, перенос в Киев столицы государства Русь.
Первые русские князья
Объединение восточнославянских «племён» под властью князя Олега. Дань и полюдье. Походы Олега на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Отзвуки родовых отношений в конфликте киевского князя с древлянами (945). Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь.
Князь Владимир и Крещение Руси
Начало правления князя Владимира. Легенда о выборе веры и реальные причины выбора православия. Крещение Руси. Отношение к новой религии в разных слоях древнерусского общества. Значение принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях.
Русь при Ярославе Мудром
Борьба за власть между сыновьями князя Владимира Святого. Гибель Бориса и Глеба. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Правда Русская — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого.
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол
Лествичная система престолонаследия. Борьба за киевский престол между преемниками Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. и новая система княжеской власти на Руси. Владимир Мономах. «Поучение» Владимира Мономаха как источник знаний о жизни князя, его семьи и знати, об идеалах воспитания детей и др. Нарастание тенденции распада Руси на отдельные княжества.
Древняя Русь: общество и государство
Территория и население государства Русь. Территориально-политическая структура Руси: волости. Общественный строй Руси. Категории рядового и зависимого населения. Князья, дружина. Вотчинное землевладение.
Развитие городов и быт жителей Руси
Предпосылки роста и развития городов, ремесла и торговли в XI—XII вв. Общие принципы строительства и планировки русских городов. Вече и формы самоуправления в городах Руси. Развитие ремёсел и торговли. Городское население. Купцы. Быт жителей Древней Руси: жильё, предметы обихода, одежда, досуг.
Православная церковь в Древней Руси
Влияние православия на повседневную жизнь и духовную культуру Руси. Приспособление языческих обрядов и традиций к новой вере. Организация Православной церкви на Руси. Церковные уставы. Первые монастыри, их основатели и насельники. Киево-Печерский монастырь как центр духовной и культурной жизни Древней Руси.
Культура Древней РУСИ
Литература Древней Руси Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность и книжное дело. Древнейшие книги: «Новгородская Псалтырь» и «Остромирово Евангелие». Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. Литературные жанры Древней Руси. Выдающиеся памятники древнерусской литературы, их культурно-историческое значение: «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», произведения Владимира Мономаха.
Искусство Древней Руси. Начало храмового строительства на Руси. Крестово-купольная форма храма. Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская и другие каменные храмы Древней Руси. Становление на Руси собственной архитектурной школы. Гражданские постройки (Золотые ворота в Киеве, крепостные башни и др.). Развитие живописи: древнерусские иконы и фрески. Влияние византийских мастеров иконописи на древнерусские иконы. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси. Оружейное дело.
Р а з д е л III. Русские земли в середине XII — начале XIII в. (6 ч)
Образование самостоятельных русских земель
Причины распада Руси на самостоятельные земли. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Особенности эпохи раздробленности и признаки сохранения единства русских земель в хозяйственной, политической и культурной жизни страны. Влияние раздробленности на экономическое и культурное развитие Руси. «Слово о погибели Русской земли» как реакция современников на княжеские междоусобицы.
Земли Южной Руси
Особый статус Киевской земли. Факторы ослабления Киевского княжества. Борьба за киевский престол во второй половине XII — начале XIII в. Южная Русь и половцы: военно-политические, хозяйственные и культурные связи между Русью и Половецкой степью. «Слово о полку Игореве»: историческая основа и литературное осмысление.
Юго-Западная Русь
Территория, природа и население Юго-Западной Руси. Особенности социально-экономического и политического развития юго-западных земель; формирование боярского землевладения, роль бояр в политической жизни. Галицкая земля. Княжение Ярослава Осмомысла. Объединение Галицкой и Волынской земель. Роман Мстиславич и Даниил Романович. Культура Юго-Западной
Новгородская земля
Природные условия и хозяйственная жизнь Новгородской земли. Новгород как перекрёсток важнейших торговых путей в эпоху Средневековья. Особенности государственного устройства Новгорода. «Господин Великий Новгород»: облик города, его планировка и благоустройство. Особенности архитектуры и живописи Новгорода. Выдающиеся памятники культуры Новгорода XII — начала XIII в. Берестяные грамоты как исторический источник о жизни новгородцев.
Северо-Восточная Русь
Особенности географического положения, природных условий и хозяйственной деятельности населения Северо-Восточной Руси. Предпосылки роста численности населения, строительства новых городов, формирования боярского землевладения и усиления княжеской власти в конце XII — начале XIII в. Личности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, их вклад в развитие и укрепление Владимиро-Суздальской земли. Литература, архитектура и живопись Северо-Восточной Руси. Выдающиеся памятники культуры Владимиро-Суздальской Руси.
Р а з д е л IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч)
Монгольское нашествие на Русь
Возникновение Монгольской империи. Военная организация и тактика монгольского войска. Завоевания Чингисхана и его потомков. Приближение монголов к границам южных русских княжеств и первое столкновение на реке Калке (1223). Причины поражения. Походы Батыя на Восточную Европу. Завоевание Руси (1237—1241). Героическая оборона русских городов. Летописи и народные сказания о защитниках Русской земли. Экономические, политические и культурные последствия нашествия.
Натиск с Запада
Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Александра Невского.
Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII—XV
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города Золотой Орды и кочевые степи. Принятие ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Золотая Орда и народы Поволжья, Сибири и Северного Кавказа. Крым после монгольского нашествия. Итальянские фактории Причерноморья (Кафа, Воспоро, Тана, Солдайя), их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Русские земли под властью Золотой Орды
Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Религиозная политика монголов. Политика русских князей в отношении Орды и её правителей в конкретных историко-политических ситуациях: Даниил Галицкий, Андрей Ярославич, Александр Невский и др. Историческая оценка отношений между Ордой и удельными князьями.
Великое княжество Литовское и русские земли
Возникновение Литовского государства и рост его владений в середине XIII—XV в. Включение рус-ских земель в состав Великого княжества Литовского. Общественный строй и особенности управления Великого княжества Литовского. Сближение Литвы с Польшей. Борьба с крестоносцами. Грюнвальдская битва, её историческое значение.
Р а з д е л V. Русские земли в середине XIII—XV в. (8 ч)
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия
Северо-Западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Северо-Восточная Русь после монгольского нашествия: население, особенности управления и социально-экономического развития. Борьба за великое княжение владимирское. Противостояние Твери и Москвы в начале XIV в. Личности московских и тверских князей, способы их борьбы за владимирский престол. Усиление Московского княжества при Иване Калите.
Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой
Укрепление Москвы при князе Дмитрии Ивановиче. Упадок Орды в середине XIV в., возвышение темника Мамая в междоусобной войне. Новые черты в отношениях русских князей с Ордой во второй половине XIV в. Союзники Мамая и князя Дмитрия в преддверии решающего сражения. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь.
Русские земли в конце XIV — первой половине XV в.
Расширение территории Московского княжества при Василии I. Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Отношения Москвы с Великим княжеством Литовским. Междоусобная война в Московском княжестве (1425—1453): причины, цели и участники борьбы за великокняжеский престол; средства и результаты войны; её последствия для усиления власти великого князя московского и объединения Руси под властью Москвы. Василий Тёмный. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское, Касимовское ханства, Ногайская Орда. Большая Орда.
Конец эпохи раздробленности
Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Судебника.
Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в.
Роль Православной церкви в период ордынского владычества. Предпосылки превращения Москвы в духовный центр русских земель. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль митрополитов Петра и Алексия в политической и духовной жизни Московского княжества. Сергий Радонежский. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба конца XV в.: иосифляне и нестяжатели, ереси.
Русская литература во второй половине XIII —XV в.
Последствия монгольского нашествия для духовной и культурной жизни Руси, предпосылки её возрождения в конце XIII — начале XIV в. Развитие письменности. Основные жанры и сюжеты русской литературы. Общерусское и региональное летописание. Памятники литературы Куликовского цикла. Житийная литература. Произведения Епифания Премудрого. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Искусство во второй половине XIII — XV в.
Возрождение каменного зодчества в Новгороде (конец XIII в.) и Северо-Восточной Руси (начало XIV в.): историко-культурная преемственность и новые черты в архитектуре соборов и монастырей. Новый облик Московского Кремля. Развитие изобразительного искусства. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.
Обобщающее повторение и контроль. Промежуточная аттестация. (3 ч)
Тематическое планирование
№ Тема. Раздел. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Введение 1
2 Р а з д е л I. Древние жители нашей Родины 5
3 Р а з д е л II. Русь в IX — XII вв11
4 Р а з д е л III. Русские земли в середине XII — начале XIII в6
5 Р а з д е л IV. Русь между Востоком и Западом 6
6 Р а з д е л V. Русские земли в середине XIII—XV в. 8
7 Промежуточная аттестация, контрольная работа. 3
ИТОГО 40
Календарно- тематическое планирование
№ Тема урока Дата
1 Введение.Место истории России во всемирной истории Р а з д е л I. Древние жители нашей Родины (5 ч) 2 Первобытная эпоха 3 Народы и государства нашей страны в древности 4 Восточная Европа в середине I тысячелетия 5 Восточные славяне в древности 6 Повт- обоб.по теме» Древние жители нашей Родины» Р а з д е л II. Русь в IX — XII вв. (11 ч) 7 Образование государства Русь 8 Первые русские князья. Олег,Игорь. 9 Князь Владимир и Крещение Руси 10 Русь при Ярославе Мудром 11 Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол 12 Древняя Русь: общество и государство 13 Развитие городов и быт жителей Руси 14 Православная церковь в Древней Руси 15 Культура Древней РУСИ.Литература 16 Культура Древней РУСИ. Искусство 17 Контроль по теме « Русь в IX — XII в» Р а з д е л III. Русские земли в середине XII — начале XIII в. (6 ч) 18 Образование самостоятельных русских земель 19 Земли Южной Руси 20 Юго-Западная Русь 21 Новгородская земля 22 Северо-Восточная Русь 23 Контроль по теме « Русские земли в середине XII — начале XIIIв» Р а з д е л IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч) 24 Монгольское нашествие на Русь 25 Натиск с Запада 26 Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII—XV вв.27 Русские земли под властью Золотой Орды 28 Великое княжество Литовское и русские земли 29 Контроль по теме «Русь между Востоком и Западом» Р а з д е л V. Русские земли в середине XIII—XV в. (8 ч) 30 Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия 31 Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой 32 Русские земли в конце XIV — первой половине XV в. 33 Конец эпохи раздробленности 34 Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в. 35 Русская литература во второй половине XIII —XV в. 36 Искусство во второй половине XIII — XV в. 37 Контроль по теме «Русские земли в середине XIII—XV в38 Повторение курса 39 Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация 40 Повторение