Программа по Всеобщей истории 5 класс 70 часов к учебнику Вигасина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Огудневская средняя общеобразовательная школа деревни Огуднево Щёлковского муниципального района Московской области

Утверждаю
Директор МБОУ Огудневской СОШ
д. Огуднево ЩМР МО
______________________ Ганзен Л.Б.
«____»________________2015 г.


Рабочая программа
по Всеобщей истории
для 5 «А, Б» классов
(базовый уровень)






Составитель
Зотович Мария Ильинична
учитель истории и
обществознания



2015-2016 учебный год
Пояснительная записка

Адресат программы
Обучающиеся 5 «а» и «б» классов МБОУ ОГУДНЕВСКОЙ СОШ д. Огуднево ЩМР МО

Цели и задачи программы
Целью изучения курса является:
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств
личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Общие задачи изучения курса:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего
мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладеватьисторическими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции исторического образования. Основной целью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Соответствие Федеральному
государственному образовательному стандарту
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения Огудневской средней общеобразовательной школы деревни Огуднево Щелковского муниципального района 2015-2016 учебный год.
Примерной программе преподавания по предмету Обществознание под редакцией Л. Н. Боголюбова, Просвещение 2013 г. допущенной Министерством образования  и науки  Российской Федерации.
Актуальность выбора данной программы описана в разделе «Специфика программы»

Место и роль учебного курса
Школьный предмет «Всеобщая история» должен ввести учащегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися. В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Специфика программы
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство с всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия. Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.

Планируемые результаты
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
В результате изучения истории ученик 5 класса должен:
-умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
-умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
-умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
-умения спорить и отстаивать свои взгляды;
-умения анализировать исторический источник;
-умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
-умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов

Календарно-тематический план по всеобщей истории 5 «А» класс (70 часов)

Тема урока
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
План
Факт

Введение (2 часа)


Что изучает история Древнего Мира?
Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
01.09



Счет лет в Истории
Определение исторического времени по «ленте времени».Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы счёта времени. Решение исторических задач и проблемных ситуаций на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
01.09


I. Жизнь первобытных людей

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)


Древнейшие люди §1
Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство
07.09



Родовые общины охотников и собирателей. §2
Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
08.09



Возникновение земледелия и скотоводства. §3
Ориентация в системе моральных норм и ценностей Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Устно охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Характеризовать религиозные верования древнего человека.
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
14.09


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)


Возникновение религиозный верований и искусства. §4
Освоение общемирового культурного наследия. Характеризовать первобытные верования людей.
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождении я. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах
Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

15.09



Появление неравенства и знати. §5
Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Ориентация в особенностях социальных отношений древних людей Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.
21.09



Повторение и обобщение по теме «Жизнь первобытных людей»
Исследовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с помощью мультимедиаресурсов.
21.09


РАЗДЕЛ П. Древний Восток (18 ч)

Тема 1. Древний Египет (8 ч)


Государство на берегах Нила. §6
Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних людей. Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, Нил, рельеф, фараон. Устанавливать место исторического события на линии времени.
22.09



Как жили земледельцы и ремесленники. §7
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительной литературы, электронных изданий. Оценивать достижения культуры. Экологическое сознание. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги. шадуф, и самостоятельно формулировать их.
28.09



Жизнь египетского вельможи. §8
Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему.
29.09



Военные походы фараонов. §9
Анализировать завоевания египтян и давать им соответствующую оценку. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Устанавливать принадлежность события к веку.

05.10



Религия древнего Египта. §10
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Характеризовать религию древних египтян, объяснять в чём заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

06.10



Культура Древнего Египта. §11
Описывать предметы материальной культуры и древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Освоение общекультурного наследия древних египтян. Подготовить презентацию в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
12.10



Культура Древнего Египта . §12
Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять познавательную рефлексию.
13.10



Повторение и обобщение по теме «Древний Египет»
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона,вельможи и простого земледельца. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте)
19.10


Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)


Древнее Двуречье. § 13
Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. Проявлять экологическое сознание через признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. Устанавливать место исторического события на ленте времени.
20.10



Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. §14
Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением его значения. Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и её достоинствам. Доброжелательное отношение к окружающим.
26.10



Финикийские мореплаватели. §15
Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
27.10



Библейские сказания. §16
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и племенами
10.11



Древнееврейское царство. §17
Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах). Дать оценку поступков Давиду и Самсону. Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.
16.11



Ассирийская держава. §18
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и Осмысление нового материала Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Определять Причины падения Ассирийской Державы Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.
17.11



Персидская держава «Царя царей». §19
Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Установить причины возникновения Персидской державы. Составить своё личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях.
23.11


Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч)


Природа и люди Древней Индии. §20
Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему (работав группах) Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
24.11



Индийские касты. §21
Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану. Подготовить сообщение о жизни Будды Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма
30.11



Чему учил китайский мудрец Конфуций. §22
Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формировать особенности китайской религии. Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
01.12



Первый властелин Единого Китая. §23
Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации. Составлять кроссворды по тематике урока
07.12



Повторение и обобщение по теме «Древний восток» Тест.
Выполнение заданий на понимание, осмысление изученного материала по группам. Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае. Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета. Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев.
08.12


РАЗДЕЛ III. Древняя Греция

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)


Греки и Критяне. §24
Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст (работа в группах). Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Формировать уважение к истории древней Греции, культурным и историческим памятникам греческого народа.
14.12



Микены и Троя. §25
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты. Показывать по карте местоположение Микен. Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации. Выделять различия между микенской и критской культурой.
15.12



Поэма Гомера «Илиада». §26
Раскрывать кратко суть поэмы Гомера. Характеризовать образы основных героев «Илиады». Принимать участие в ролевой игре. Развивать интерес к истории Древнего мира , к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.
21.12



Поэма Гомера «Одиссея». §27
Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия. В группах соотносить по карте путь Одиссея домой в Итаку, выделяя основные вехи пути. Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея».

22.12



Религия древних греков. §28
Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам героев древних мифов (групповая работа). Выполнять задание по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.
28.12


Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8 ч.)


Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. §29
Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом. Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах). Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции.
29.12



Зарождение демократии в Афинах. §30
Показывать на примере реформ Соломона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы населения. Дать собственную оценку поступкам Соломона. Вести диалог с товарищем по заданию учителя. Выразить своё собственное отношение к демократическим процессам в Древней Греции.
11.01



Древняя Спарта. §31
Показывать на карте расположение Спарты. Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты. Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять своё отношение к спартанскому воспитанию.
12.01



Древняя Спарта. §31
Показывать на карте расположение Спарты. Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты. Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять своё отношение к спартанскому воспитанию.
18.01



Греческие колонии на берегах средиземного и черного морей. §32
Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты. Объяснять причины и значение возникновения колоний. Составлять план «Причины переселения греков». Осознавать принадлежность греков к единой культуре.
18.01



Олимпийские игры в древности. §33
Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр. С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя. Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни греков.
19.01



Победа Греков над персами в Марафонской битве. §34
Описывать ход боевых действий между персами и греками. Объяснять причины победы греков в Марафонской битве. Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве. Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства.
25.01



Нашествие персидских войск на Элладу. §35
Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника. Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражений. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Описывать чувства человека – защитника своего государства.
26.01


Тема 3. Возвышение Афин в V в. до и. э. и расцвет демократии (5 ч.)


В гаванях афинского порта Пирей. §36
Сравнивать положение различных слоёв афинског общества на основе анализа документа (работа в группах). Устно описывать торговый порт Афин. Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции. Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок».
01.02



В городе богини Афины. §37
Описывать произведения древнегреческой архитектуры.. Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей. Объяснять в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились.

02.02



Культура Древней Греции. §38
Описывать особенности древнегреческого воспитания. Рассказывать о развитии наук и образования в Древней Греции. Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте. Описывать собственные представления о важности образования.
08.02



Культура Древней Греции. §39
Высказывать суждения о роли театра в жизни греков. Объяснять отличия трагедий и комедий. Сравнивать современный театр и древнегреческий. Рассказывать о развитии древнегреческого театра.
09.02



Афинская демократия при Перикле. §40
Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте. Объяснять значение участия граждан в управлении государством.
15.02


Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.(4 ч)


Города Эллады подчиняются Македонии. §41
Описывать значение потери Грецией независимости. Показывать на карте места сражений. Характеризовать македонское войско. Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии.
16.02



Поход Александра Македонского на восток. §42
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) А. Македонского. (работа в группах)
20.02



Поход Александра Македонского на восток. §42
Объяснять причины гибели персидского царства и образование державы А. Македонского. Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей.
29.02



В Александрии Египетской. §43
Составлять рассказ-описание города Александрия. Объяснять причины распада державы А. Македонского. Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней. Описывать значение распространения греческой культур в странах Древнего Востока.
01.03



Повторение по теме Древняя Греция. Тест.
Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
01.03


РАЗДЕЛ IV. Древний Рим (19 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)


Древний Рим. §44
Планирование последовательности действий. Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками. Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
14.03



Завоевание Римом Италии. §45
Организация и планирование работы в группе. Исследование по карте территории, завоёванной Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.
15.03



Завоевание Римом Италии. §46
Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом. Составлять последовательное описание устройства Римской республики. Высказывать свои оценочные суждения по устройству Римской республики.
21.03


Тема 2. Рим сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)


Вторая война Рима с Карфагеном. §47
Называть причины и характер карфагенских войн.
Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели и поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
04.04



Господство Рима во всем Средиземноморье. §48
Проследить по карте захват римлянами Восточного Средиземноморья – работать с картой в процессе изучения событий. Делать попытки обобщать отдельные события, формулировать выводы по теме.
05.04



Рабство в Древнем Риме. §49
Составление плана и последовательности действий. Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах. Формирование умения работать с историческими источниками, текстом учебника.
11.04


Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч.)


Земельный закон братьев Гракхов. §50
Работа с датами. Пытаться анализировать исторические факты:распознавать существенные признаки и интересы различных групп. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.
12.04



Восстание Спартака. §51
Дать характеристику событиям и их участникам. Характеризовать личность Спартака. Объяснять причины восстания Спартака, Красса. Составлять рассказ от имени Спатака, Красса.Участие в ролевых играх.
18.04



Единовластие Цезаря. §52
Объяснять своими словами понятия ветеран, диктатор. Работа с документами в группах – делать выводы о личности римских консулов. Анализировать поступки Ю. Цезаря. Подвест учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

19.04



Установление империи в Риме. §53
Самостоятельно строить рассказ о судьбах знаменитых римлян, правильно употреблять исторические термины. Организовывать и планировать работу в группе.
25.04


Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)


Соседи Римской империи в первые века нашей эры. §54
Изучить особенности правления Отавиана Августа. Преработка и структурирование информации. Самостоятельное составление простого плана. Обменивание в группе результатами поиска.
26.04



В Риме при императоре Нероне. §55
Самостоятельно составлять рассказ, находить важную информацию в тексте учебника, давать оценку государственному деятелю Нерону. Развитие морально сознания и компетентности в решении моральных проблем.
10.05



Первые христиане и их учение. §56
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.
16.05



Жизнь в Римской империи. §57
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Формирование умения работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. Умение слушать и вступать в диалог. Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера.
17.05



Жизнь в Римской империи. §58
Умение составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать ответы одноклассников. Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жтзни в Древнем Риме. Развивать эстетическое сознание.
23.05


Тема 5. Падение Западной Римской империи (4 ч)


Римская империя при Константине. §59
Осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Умение выражать и отстаивать свою позицию. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях.
24.05



Взятие Рима варварами. §60
Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Организация самоконтроля и самооценивания. Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем. Умение структурировать знания, строить речевые высказывания.
30.05



Итоговое повторение
Осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний по предмету. Планирование учебных действий. Рефлексия способов и условий действий. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (ради чего она осуществляется).
31.05



Итоговое повторение
Осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний по предмету. Планирование учебных действий. Рефлексия способов и условий действий. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (ради чего она осуществляется).
31.05










Календарно-тематический план по всеобщей истории 5 «Б» класс (70 часов)


Тема урока
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
План
Факт

Введение (2 часа)


Что изучает история Древнего Мира?
Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
03.09



Счет лет в Истории
Определение исторического времени по «ленте времени».Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы счёта времени. Решение исторических задач и проблемных ситуаций на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
03.09


I. Жизнь первобытных людей

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)


Древнейшие люди §1
Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство
07.09



Родовые общины охотников и собирателей. §2
Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
10.09



Возникновение земледелия и скотоводства. §3
Ориентация в системе моральных норм и ценностей Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Устно охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Характеризовать религиозные верования древнего человека.
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
14.09


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)


Возникновение религиозный верований и искусства. §4
Освоение общемирового культурного наследия. Характеризовать первобытные верования людей.
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождении я. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах
Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

17.09



Появление неравенства и знати. §5
Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Ориентация в особенностях социальных отношений древних людей Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.
21.09



Повторение и обобщение по теме «Жизнь первобытных людей»
Исследовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с помощью мультимедиаресурсов.
21.09


РАЗДЕЛ П. Древний Восток (18 ч)

Тема 1. Древний Египет (8 ч)


Государство на берегах Нила. §6
Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних людей. Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, Нил, рельеф, фараон. Устанавливать место исторического события на линии времени.
24.09



Как жили земледельцы и ремесленники. §7
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительной литературы, электронных изданий. Оценивать достижения культуры. Экологическое сознание. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги. шадуф, и самостоятельно формулировать их.
28.09



Жизнь египетского вельможи. §8
Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему.
01.10



Военные походы фараонов. §9
Анализировать завоевания египтян и давать им соответствующую оценку. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Устанавливать принадлежность события к веку.

05.10



Религия древнего Египта. §10
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Характеризовать религию древних египтян, объяснять в чём заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

08.10



Культура Древнего Египта. §11
Описывать предметы материальной культуры и древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Освоение общекультурного наследия древних египтян. Подготовить презентацию в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
12.10



Культура Древнего Египта . §12
Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять познавательную рефлексию.
15.10



Повторение и обобщение по теме «Древний Египет»
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона,вельможи и простого земледельца. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте)
19.10


Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)


Древнее Двуречье. § 13
Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. Проявлять экологическое сознание через признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. Устанавливать место исторического события на ленте времени.
22.10



Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. §14
Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением его значения. Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и её достоинствам. Доброжелательное отношение к оружающим.
26.10



Финикийские мореплаватели. §15
Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
29.10



Библейские сказания. §16
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и племенами
12.11



Древнееврейское царство. §17
Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах). Дать оценку поступков Давиду и Самсону. Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.
16.11



Ассирийская держава. §18
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и Осмысление нового материала Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Определять Причины падения Ассирийской Державы Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.
19.11



Персидская держава «Царя царей». §19
Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Установить причины возникновения Персидской державы. Составить своё личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях.
23.11


Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч)


Природа и люди Древней Индии. §20
Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему (работав группах) Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
26.11



Индийские касты. §21
Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану. Подготовить сообщение о жизни Будды Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма
30.11



Чему учил китайский мудрец Конфуций. §22
Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формировать особенности китайской религии. Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
03.12



Первый властелин Единого Китая. §23
Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены.Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Составлять кроссворды по тематике урока
07.12



Повторение и обобщение по теме «Древний восток» Тест.
Выполнение заданий на понимание, осмысление изученного материала по группам. Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае. Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета. Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев.
10.12


РАЗДЕЛ III. Древняя Греция

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)


Греки и Критяне. §24
Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст (работа в группах). Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Формировать уважение к истории древней Греции, культурным и историческим памятникам греческого народа.
14.12



Микены и Троя. §25
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты. Показывать по карте местоположение Микен. Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации. Выделять различия между микенской и критской культурой.
17.12



Поэма Гомера «Илиада». §26
Раскрывать кратко суть поэмы Гомера. Характеризовать образы основных героев «Илиады». Принимать участие в ролевой игре. Развивать интерес к истории Древнего мира , к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.
21.12



Поэма Гомера «Одиссея». §27
Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия. В группах соотносить по карте путь Одиссея домой в Итаку, выделяя основные вехи пути. Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея».

24.12



Религия древних греков. §28
Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам героев древних мифов (групповая работа). Выполнять задание по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.
28.12


Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8 ч.)


Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. §29
Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом. Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах). Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции.
11.01



Зарождение демократии в Афинах. §30
Показывать на примере реформ Соломона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы населения. Дать собственную оценку поступкам Соломона. Вести диалог с товарищем по заданию учителя. Выразить своё собственное отношение к демократическим процессам в Древней Греции.
14.01



Древняя Спарта. §31
Показывать на карте расположение Спарты. Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты. Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять своё отношение к спартанскому воспитанию.
18.01



Древняя Спарта. §31
Показывать на карте расположение Спарты. Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты. Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять своё отношение к спартанскому воспитанию.
18.01



Греческие колонии на берегах средиземного и черного морей. §32
Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты. Объяснять причины и значение возникновения колоний. Составлять план «Причины переселения греков». Осознавать принадлежность греков к единой культуре.
21.01



Олимпийские игры в древности. §33
Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр. С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя. Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни греков.
25.01



Победа Греков над персами в Марафонской битве. §34
Описывать ход боевых действий между персами и греками. Объяснять причины победы греков в Марафонской битве. Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве. Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства.
28.01



Нашествие персидских войск на Элладу. §35
Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника. Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражений. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Описывать чувства человека – защитника своего государства.
01.02


Тема 3. Возвышение Афин в V в. до и. э. и расцвет демократии (5 ч.)


В гаванях афинского порта Пирей. §36
Сравнивать положение различных слоёв афинског общества на основе анализа документа (работа в группах). Устно описывать торговый порт Афин. Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции. Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок».
04.02



В городе богини Афины. §37
Описывать произведения древнегреческой архитектуры.. Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей. Объяснять в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились.

08.02



Культура Древней Греции. §38
Описывать особенности древнегреческого воспитания. Рассказывать о развитии наук и образования в Древней Греции. Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте. Описывать собственные представления о важности образования.
11.02



Культура Древней Греции. §39
Высказывать суждения о роли театра в жизни греков. Объяснять отличия трагедий и комедий. Сравнивать современный театр и древнегреческий. Рассказывать о развитии древнегреческого театра.
15.02



Афинская демократия при Перикле. §40
Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте. Объяснять значение участия граждан в управлении государством.
18.02


Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.(4 ч)


Города Эллады подчиняются Македонии. §41
Описывать значение потери Грецией независимости. Показывать на карте места сражений. Характеризовать македонское войско. Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии.
20.02



Поход Александра Македонского на восток. §42
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) А. Македонского. (работа в группах)
25.02



Поход Александра Македонского на восток. §42
Объяснять причины гибели персидского царства и образование державы А. Македонского. Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей.
29.02



В Александрии Египетской. §43
Составлять рассказ-описание города Александрия. Объяснять причины распада державы А. Македонского. Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней. Описывать значение распространения греческой культур в странах Древнего Востока.
03.03



Повторение по теме Древняя Греция. Тест.
Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
10.03


РАЗДЕЛ IV. Древний Рим (19 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)


Древний Рим. §44
Планирование последовательности действий. Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками. Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
14.03



Завоевание Римом Италии. §45
Организация и планирование работы в группе. Исследование по карте территории, завоёванной Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.
17.03



Завоевание Римом Италии. §46
Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом. Составлять последовательное описание устройства Римской республики. Высказывать свои оценочные суждения по устройству Римской республики.
21.03


Тема 2. Рим сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)


Вторая война Рима с Карфагеном. §47
Называть причины и характер карфагенских войн.
Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели и поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
04.04



Господство Рима во всем Средиземноморье. §48
Проследить по карте захват римлянами Восточного Средиземноморья – работать с картой в процессе изучения событий. Делать попытки обобщать отдельные события, формулировать выводы по теме.
07.04



Рабство в Древнем Риме. §49
Составление плана и последовательности действий. Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах. Формирование умения работать с историческими источниками, текстом учебника.
11.04


Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч.)


Земельный закон братьев Гракхов. §50
Работа с датами. Пытаться анализировать исторические факты:распознавать существенные признаки и интересы различных групп. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.
14.04



Восстание Спартака. §51
Дать характеристику событиям и их участникам. Характеризовать личность Спартака. Объяснять причины восстания Спартака, Красса. Составлять рассказ от имени Спатака, Красса.Участие в ролевых играх.
18.04



Единовластие Цезаря. §52
Объяснять своими словами понятия ветеран, диктатор. Работа с документами в группах – делать выводы о личности римских консулов. Анализировать поступки Ю. Цезаря. Подвест учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

25.04



Установление империи в Риме. §53
Самостоятельно строить рассказ о судьбах знаменитых римлян, правильно употреблять исторические термины. Организовывать и планировать работу в группе.
28.04


Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)


Соседи Римской империи в первые века нашей эры. §54
Изучить особенности правления Отавиана Августа. Преработка и структурирование информации. Самостоятельное составление простого плана. Обменивание в группе результатами поиска.
05.05



В Риме при императоре Нероне. §55
Самостоятельно составлять рассказ, находить важную информацию в тексте учебника, давать оценку государственному деятелю Нерону. Развитие морально сознания и компетентности в решении моральных проблем.
12.05



Первые христиане и их учение. §56
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.
16.05



Жизнь в Римской империи. §57
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Формирование умения работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. Умение слушать и вступать в диалог. Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера.
16.05



Жизнь в Римской империи. §58
Умение составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать ответы одноклассников. Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жтзни в Древнем Риме. Развивать эстетическое сознание.
19.05


Тема 5. Падение Западной Римской империи (4 ч)


Римская империя при Константине. §59
Осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Умение выражать и отстаивать свою позицию. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях.
23.05



Взятие Рима варварами. §60
Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Организация самоконтроля и самооценивания. Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем. Умение структурировать знания, строить речевые высказывания.
26.05



Итоговое повторение
Осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний по предмету. Планирование учебных действий. Рефлексия способов и условий действий. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (ради чего она осуществляется).
30.05



Итоговое повторение
Осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний по предмету. Планирование учебных действий. Рефлексия способов и условий действий. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (ради чего она осуществляется).
30.05




Перечень учебно - методического обеспечения
образовательного процесса
Для учителя:
История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.
Рабочая тетрадь по истории Годер Г. И. Древнего мира. 5 кл.
Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;
Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.
Поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова. «Вако» 2005.
Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам
Античная мифология (http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
Компьютер. Проектор
Демонстрационные карта
Организационно-педагогические средства (раздаточный материал)
Для учащихся:
История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012
Контурная карта по истории Древнего мира. Атлас Древнего мира. «Просвещение» 2014.













15