конспект и технологическая карта по биологии на тему Передвижение воды и питательных веществ по стеблю.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Калининска Саратовской области»
разработка урока по теме:
Передвижение воды и питательных веществ в растении.
учитель I квалификационной категории
МБОУ «СОШ №1 г. Калининска
Саратовской области»
Кулай Юлия Васильевна
Содержание
План урока.
Технологическая карта урока.
Источники для учителя.
Источники для учащихся.
План урока.
Урок биологии: 6 класс, программа В.В. Пасечника. В. В. Латюшина, Г. Г. ШвецоваУчебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. -: Дрофа, 2013. - 207
Тема урока «Передвижение воды и питательных веществ в растении».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Методическая цель: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии.
Задачи урока: сформировать понятие о проводящей функции стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемой функцией.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растениях и о значении этих процессов для растений.
должны знать:
Строение сосудистых пучков.
Пути передвижения минеральных и органических веществ по стеблю.
должны уметь:
Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ.
Объяснять механизм осуществления проводящей функции стебля.
Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.
Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.
Приводить доказательства (аргументации) необходимости защиты растений от повреждений.
Метапредметные результаты обучения:
Развивается умение анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Личностные результаты обучения:
- формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Основные понятия урока: проводящие ткани, сосуды, ситовидные трубки.
Деятельность учащихся: работа со слайдами, сотрудничество с учащимися класса, самооценка, выполнение лабораторной работы.
Материально - техническое обеспечение урока: презентация к уроку, мультимедийный проектор. Для проведения лабораторной работы: скальпель, лупа, стебель, предварительно поставленный в чернила. Корнеплоды моркови (свёклы), картофель. Дидактический материал, изготовленный из пластиковых бутылок (имитация ситовидных трубок и сосудов).
Межпредметные и внутрипредметные связи.
Для лучшего усвоения знаний выбранной темы необходимо хорошо знать предшествующие темы уроков, такие как «Внутреннее строения стебля», «Минеральное питание растений», «Фотосинтез», т.е. обеспечиваются внутри курсовые связи уроков. Из курса 5 класса используется тема «Ткани», таким образом, осуществляются как внутрикурсовые, так и межкурсовые связи уроков. При обсуждении вопроса о вреде повреждения коры деревьев, прочитывается стихотворение Н. Брауна «Пастух кору надрезал у берёзы», осуществляются межпредметные связи с литературой.
 Знания и умения, которые учащиеся должны получить на уроке.
План - конспект урока.
Этап. Организация урока.
Приветствие. Надеюсь, что все пришли в хорошем настроении для получения знаний. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.
Размышление учащихся по эпиграфу урока.
Слайд №1
Эпиграф: Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать (В. Гёте).
Этап. Проверка знаний (самооценка).
Слайд №2.
Сделать соотношения элементов первого столбца к элементам второго столбца:
Признаки процессов: процессы:
А. Поглощается кислород 1. Фотосинтез
Б. Поглощается углекислый газ 2. Дыхание
В. Выделяется кислород
Г. Выделяется углекислый газ
Д. Для протекания используется
световая энергия
Е. Энергия выделяется
А Б В Г Д Е
2 1 1 2 1 2
Слайд №2.
2. «Верно - неверно». Из предложенных суждений выбрать номера предложений с правильными суждениями.
1. На свету в листьях растений образуются минеральные вещества.
2. Растения образуют кислород только на свету.
3. Углекислый газ поддерживает горение.
4. Для дыхания растениям необходим кислород.
5.Водные растения способны к фотосинтезу.
6.Испарение способствует передвижению воды в растении.
7.Испарение идёт быстрее в безветренную погоду.
Слайд №3.
У учащихся на столах распечатанный текст.
3.Восстановите текст.
… - красивое время года. Листья теряют свою … окраску и приобретают … и… тона. О.. в листьях разрушается … . В результате оранжевые и желтые … в клетках листьев становятся заметными. Зимой корни из почвы не могут всасывать хо… …. Чтобы не погибнуть от …. …, деревья и кустарники сбрасывают листья.
Этап. Открытие новых знаний.
Учащиеся на этом этапе разбиваются на группы.
Определение темы урока.
Слайд №4
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ И СТЕБЛЕМ РАСТЕНИЙ?

Определяем задачи урока.
Что знаем Что хотим узнать Что узнали
Актуализация знаний. Строение стебля. Выполняют, проверяем, ставим в лист оценки.

Выполнение Л/р. Стр.103. «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ». У учащихся на столах лупы, скальпели, побеги сирени, предварительно простоявшие в воде с чернилами. Делают продольный и поперечный срезы, рассматривают и делают выводы.
Проведение физминутки урока Слайд № 5 (гиперссылка).
Слайд № 6. Передвижение по стеблю органических веществ (просмотр видеофильма).

Работа с текстом учебника стр. 105-106
- Найти разницу в передвижении органических и минеральных веществ.
- Для чего человек обрезает боковые побеги томата и винограда?
7. Учащиеся определяют места запасания питательных веществ в растениях.
Учитель:Не все органические вещества сразу используются для питания растения и роста его молодых органов. Часть веществ откладывается в запас.
На столах приготовлены семена фасоли, морковь, картофель, побег дерева. Определить одно- , дву- , много летние растение и места запасание органических веществ.
Подумайте: Почему весной сок берёзы, клёна сладкий?(группы высказывают свои ответы)
Учитель:Весной можно увидеть, как из ранок на стволе деревьев вытекает сок. Нередко люди сами разрезают кору, чтобы напиться. Варварское отношение к природе не оставляет равнодушными поэтов, музыкантов. Давайте послушаем стихотворение Н. Брауна «Пастух кору надрезал у берёзы».
Слайд № 7.

Пастух кору надрезал у березы.
Склоняясь, тянет сладкий сок,
За каплей, капля падает в песок,
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
А над землей дыхание весны,
И все деревья с корня до листочков,
Едва раскрывшихся, напоены
Железной силой, рвущей силы почек.
Так ясен день! Так небосвод глубок!
Там журавли курлыча, пролетают!
И в этот миг, березке невдомек
Что может быть, смертельна рана злая.
Что может быть от муки холодея,
Она увянет к будущей весне:
Иссохнет ствол, и ветви онемеют
И помертвеют корни в глубине.
Но этот черный день еще далек.
И долго будет кровь ее струиться.
И пчелы пить густой пахучий сок.
Покуда ж все как прежде зеленеет,
Наряд ветвей, и зелень так свежа!
И пьет пастух.
И на коре желтеет
Глубокий след пастушьего ножа!
При повреждении коры и потере сока деревья слабеют и могут погибнуть. Повреждать кору могут и грызуны. Поэтому следует охранять растения от повреждений.
Работа групп. Предложите свои способы защиты стволов от повреждений.
III. Рефлексия учебной деятельности.
-Чем отличаются соль и сахар?
- как попадают в растения соль, сахар?
- покажите на пластиковых бутылках, где сосуды и ситовидные трубки.
- приклейте стрелочки, показывающие направление передвижения веществ.
- Что узнали на уроке.
- Достигли ли поставленных задач.
- поставьте оценки в листы и нарисуйте на них смайлики, характеризующие отношение к уроку.
IV. Домашнее задание п. 19, с. 107 вопросы, на выбор с.107 «Задания» или р/т. № 85,86,87
Источники для учителя.
1.http://gazetasadovod.ru/veg/529-dvizhenie-vody-i-pishhi-v-rasteniyax.html.
2.http://www.dissercat.com/content/gistokhimicheskaya-otsenka-nakopleniya-i-raspredeleniya-tyazhelykh-metallov-v-organakh-i-tka3.http://beaplanet.ru/stebel_rasteniya/peredvizhenie_veshestv_v_rastenii.html.
4. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 -9 классы /авт.-сост. Ю.В Щербакова, И.С Козлова. – М.: Глобус, 2008. – 208с.
5.Биология.5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. -2 / авт-сост. Е.А Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. -214с.
6. Методические рекомендации по проведению уроков (электронное пособие).
Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Источники для учащихся.
Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /В.В. Пасечник. – М. Дрофа, 2013. -141с
В.В. Пасечник . Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.:: рабочая тетрадь к учебнику. М. Дрофа, 2013 - 60
Приложение 1.
Таблица определения целей и задач урока.
Что знаем Что хотим узнать Что узнали
Приложение 2.
Раздаточный материал. Учащиеся работают в парах.
Восстановите текст.
… - красивое время года. Листья теряют свою … окраску и приобретают … и… тона. О.. в листьях разрушается … . В результате оранжевые и желтые … в клетках листьев становятся заметными. Зимой корни из почвы не могут всасывать хо… …. Чтобы не погибнуть от …. …, деревья и кустарники сбрасывают листья.
Приложение 3.
Строение стебля. Учащиеся работают в группах, определяют, что обозначено под цифрами.

Приложение 4. Лист оценки в группах
№ Ф.И. задания оценка
1 2 3 4
Технологическая карта урока биологии
тема: Передвижение воды и питательных веществ по стеблю.
Класс: 6
Авторы программы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
организация начала занятия.
Приветствует детей, создаёт позитивное настроение. Предлагает порассуждать по эпиграфу урока «Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать» (В. Гёте). Читают эпиграф. Высказывают смысл эпиграфа
Логическое рассуждение. Приветствуют учителя.
Сотрудничество с учителем.
Настраиваются на работу урока.
Проверка знаний 1.Показывает слайд с заданиями на соотношение признаков протекающих процессов в растениях к процессам дыхания и фотосинтеза.
2.Показвает слайд с заданиями «Верно - неверно». Из предложенных суждений выбрать номера предложений с правильными суждениями.
3.раздаёт на столы текст с пропущенными словами Сравнивают процессы дыхания и фотосинтеза.
Находят номера предложений с правильными суждениями.
Читают текст, вставляют пропущенные слова Сравнение
Работа в тетрадях
Работа в тетрадях
Работа в парах Формируются навыки самостоятельной работы.
Формируются навыки самостоятельной работы
Формируется сотрудничество Контроль знаний
Контролируют свои знания
контроль Умение самоцениванияФормируют навыки самооценки
взаимопонимание
Открытие новых знаний.
Определение темы урока
Показывает слайд 3. Предлагает найти общее между автомобильной дорогой и стеблем растений. Смотрят, находят сходства, определяют тему урока Связи между частным и общим Диалог с учителем Сотрудничество с учителем Формулируют тему урока Планирование уровня усвоения знаний.
Актуализация знаний Раздаёт схему строения стебля Работают со схемой, определяют части стебля Отрабаты-вают знания Работа в группах Сотрудничество со сверстниками Выставляют оценки в лист Оценивание работы уч-ся в группе
Лабораторная работа Предлагает выполнить Л/Р, прочитать инструкцию на стр. 103 Читают инструкцию, выполняют работу Отрабатывают навыки работы с натуральными объектами, лабораторным оборудованием Работа в группах Умение работать с лабораторным оборудованием Формулируют вывод Л/Р. физминуткаПросит уч-ся встать, включает видеоролик Выполняют действия, указанные в видеоролике Осуществляют движения самоорганизация
Усвоение новых знаний и способов действий Предлагает посмотреть фильм, сравнить передвижение органических и минеральных веществ. Задаёт задание по тексту учебника Смотрят, сравнивают, делают выводы. Работают с текстом учебника на стр. 105-106. Отвечают на вопросы. Рассматривают семена фасоли, корнеплоды моркови, клубни картофеля, определяют места запасания питательных веществ в растении. Усвоение и поиск информации, сравнение. Диалоги с учителем, обсуждение в группе Сотрудничество со сверстниками
и учителем. Выдвигают версии решения проблемы Осознание уровня знаний
Первичная проверка понимания Показывает слайд 7, читает стихотворение «Старик кору надрезал у берёзы». Задаёт вопросы. Предлагает уч-ся найти способы защиты стволов от повреждений. Слушают стихотворение, отвечают на вопрос, предлагают свои способы защиты стволов деревьев от повреждений. Извлекают информацию, анализируют. Работа в группах сотрудничество оценка Осознание уровня и качества знаний.
Закрепление знаний. Задаёт вопросы, предлагает показать сосуды и ситовидные трубки, изготовленные из пластиковых бутылок Отвечают на вопросы, показывают сосуды и ситовидные трубки, аргументируют свой выбор. Наклеивают стрелки, показывающие направление движения органических и минеральных веществ. Установление причина -следственной связи, самостоятельность в решении проблемы. Слушают выступление одноклассников Умение полно и точно выражать свои мысли, развитие речи Проявляют прочность усвоения полученных знаний Осознание каждым уч-ся усвоение знаний и выявление возможных пробелов.
Контроль и самопроверка знаний Предлагает записать листы оценки в группах Записывают уч-ся группы, выставляют оценки Умение оценивать результаты рефлексия На листах оценки нарисовать смайлик Обсуждают, рисуют Определяют выражение смайлика Осознание качества полученных знаний
Информация о домашнем задании Информирует о д/з Записывают д/з,