Педагогический проект по теме Листопад, листопад, листья по ветру летят…


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №91
Проект по теме:
«Листопад, листопад, листья по ветру летят…»
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Автор проекта:
воспитатели
Ладикова Екатерина
Владимировна
2016 г.
Творческое название проекта: «Листопад, листопад, листья по ветру летят…».
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Проблема проекта: в ходе беседы с детьми были сделаны выводы о недостаточном уровне сформированности знаний о признаках осени, сезонных изменениях.
Актуальность: воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Начинать эту работу необходимо с самого раннего детства. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. Труд человека приобретает радостные оттенки.
Ознакомление дошкольников с природой –это средство образования в их
сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на
чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретѐнных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Дети младшей группы не всегда могу самостоятельно понять тайны природы, разобраться в её многообразии, увидеть красоту окружающего мира. Реализуя данную тему проекта, дети совместно со взрослыми (родителями, педагогами) увидят красоту осенней природы родного края, пополнят знания о сезонных изменениях и явлениях, научатся бережно относиться к растениям.
Цель проекта: формировать элементарные представления о признаках осени.
Задачи:
Для воспитателей:
Изучить литературу по теме;
Обогатить предметно-развивающую среду группы;
Овладение опытом реализации проектов с детьми группы.
Для детей:
дать элементарные представления об осеннем явлении природы - листопад;
вызвать интерес к исследованию природы родного края;
развивать творчество;
воспитывать у детей умение любоваться осенней красотой природы, бережное отношение к природе.
Для родителей:
вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома;
привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме;
расширить знания родителей по теме с помощью консультаций, папок-передвижек, рекомендаций, бесед.
Срок выполнения: 3 недели.
Материально-технические ресурсы:
Художественная и научная литература по теме;
Иллюстрации, картины, фотографии, зарисовки;
Материалы для продуктивной деятельности (гуашь, пластилин, цветная бумага и картон и т.д.);
Природный материал;
Дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры;
Атрибуты для подвижных игр;
Музыкальные произведения, музыкальный центр, аудиозаписи;
Картотеки пословиц, поговорок, загадок, считалок по теме;
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Работа с детьми
Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы;
Беседа с детьми с целью выявления знаний о признаках осени;
Рассматривание иллюстраций в книгах;
Оформление центра природы по теме;
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по теме, художественных произведений.
Работа с родителями:
Беседа с целью выявления наличия художественной литературы по теме в семьях;
Привлечение к оснащению предметно-развивающей среды по теме.
Рекомендации по работе с детьми по теме «Осень. Листопад».
Основной этап:
Работа с детьми
Ознакомление детей с художественной литературой по теме;
Рассматривание картин и беседы по их содержанию;
Проведение НОД по теме;
Продуктивная деятельность;
Дидактические игры, пальчиковые игры;
Наблюдения в природе;
Чтение художественной литературы;
Слушание музыкальных произведений;
Подвижные, хороводные игры.
Работа с родителями:
Консультация «Осенние игры с детьми».
Консультация «Наступила осень золотая».
Консультация «Встречаем осень с малышом».
Папка-передвижка «Игры для детей осенью»
Заключительный этап:
Работа с детьми:
Оформление выставки творческих работ детей;
Подведение итогов проекта.
Работа с родителями:
Оформление выставки совместных творческих работ детей и родителей на тему «Осенние фантазии».
Стенгазета «Листопад, листопад, листья по ветру летят…»
Содержание проектной деятельности:
Дата Виды деятельности Цели
Первая неделя Работа с детьми
НОД Познавательное развитие
Тема: «Листопад, листопад…»
НОД Продуктивная деятельность (лепка)
Тема: «Осеннее дерево» (налеп из пластилина)
Познакомить детей с приметой осени – с листопадом; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы, способствовать речевому развитию:  обогащать словарь детей (листопад, летят, кружатся, падают, желтые, красные, осенние листочки и т.д.); побуждать произносить звукоподражания, тексты подвижных игр.Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней, и расплющивать пальцем сверху, прикрепляя их к листу бумаги, закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев, дать понятие «листопад», воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Рассматривание осенних листочков Побуждать любоваться красотой осенней природы: рассматривать осенние листья, сравнивать их по величине; содействовать развитию цветового восприятия
Беседа « Что такое осень?» Дать представление об осени, воспитывать интерес к природе.
Рассматривание иллюстраций, картин «Золотая осень» И. Остроухова, «Осень» М. Башкирцевой. Развивать наблюдательность, внимание, речь
Прослушивание песни « Листопад» Гомоновой. Учить различать изобразительные моменты (капельки дождя, падающие листья.)
Пальчиковая игра «Осенние листья» Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Дидактическая игра «Соберем букет из листьев» Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»
Игра «Рисование контуров листочков» Развивать умение обводить трафарет карандашом
Подвижные игры «Догони свою пару, такой же листок». Учить детей выполнять движения по сигналу воспитателя, чётко ориентироваться при нахождении своей пары.
Работа с родителями
Беседа с целью выявления наличия художественной литературы по теме в семьях
Привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме
Рекомендации по работе с детьми по теме «Осень. Листопад». Вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома.
Консультация «Наступила осень золотая» Расширить знания родителей по теме с помощью консультации.
Вторая неделя Работа с детьми
НОД Продуктивная деятельность (аппликация)
Тема: «Осенний листопад» Учить раскладывать готовые формы (листочки) на фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать, закреплять приемы намазывания и наклеивания фигур, формировать представления о сезонных изменениях в природе, развивать чувство формы, цвета, композиции, память, речь, воспитывать усидчивость, умение видеть красоту осенней природы.
Дидактическая игра «Чей листок». Учить детей различать листья березы, тополя, рябины по их характерным признакам.
Слушание «Осенью» муз. Майкапара.Муз. И.Кишко Сл. Волгиной «Осень» Вызывать интерес  к музыкальным произведениям; стимулировать желание слушать,  побуждать подпевать фразы; петь протяжно.
Дидактическая игра «Найди листочек …цвета» Формировать цветовое восприятие, находить и называть заданный цвет, участвовать в совместной деятельности, развивать интерес к природе
Подвижная игра «Послушные листья» Учить внимательно слушать речевые команды, стараться правильно выполнить задание
Наблюдение за листопадом «Листья желтые по городу кружатся» Замечать явление осенней природы, развивать наблюдательность, радоваться красивому.
Работа с родителями
Консультация «Осенние игры с детьми».
Расширить знания родителей по теме с помощью консультации.
Рассматривание иллюстраций «Осенний лес», ситуативный разговор «Какого цвета стали деревья»
Развивать умение видеть красоту осеннего леса, отвечать на вопросы воспитателя, развивать мышление, внимание.
Третья неделя Работа с детьми
НОД Продуктивная деятельность (рисование) «Осеннее дерево» (нетрадиционная техника рисования (отпечаток ладошкой)НОД Продуктивная деятельность (аппликация)
Тема: «Ах, какая прелесть Осень!» Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования - отпечаток ладошкой, закрепление знания красного и желтого цвета, развивать моторику рук.
Учить создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, ягод; развивать чувство цвета и композиции, желание слушать музыку; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; вызвать желание сохранить её красоту в своих работах.
Дидактическая игра «Угадай дерево» Развивать мышление и память детей
Танец с осенними листочками, муз. Филиппенко, сл. Волгиной. Учить передавать образ осенних листочков. Учить согласовывать слова и движения.
Разучивание стихотворение Учить детей слушать стихотворение, запоминать, проговаривать слова, развивать речь, память.
Прослушиввание аудиозаписей: «Осень»А.Вивальди из цикла «Времена года» Развивать представления детей о золотой осени через музыку.
Хороводная игра «Здравствуй осень» Формировать умение ходить по кругу и петь.
Работа с родителями
Папка-передвижка «Игры для детей осенью» Обогатить знания родителей об играх с детьми, вызвать желание играть с детьми в свободное время и на улице.
Консультация «Встречаем осень с малышом».
Расширить знания родителей по теме.
Предполагаемый результат проекта: дети имеют представления о признаках осени, о таком явлении как листопад.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей и совместных работ детей с родителями; рекомендации, консультации для родителей по теме; пополнение предметно-развивающей среды по теме
Список литературы:
Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность младшего и среднего дошкольного возраста. _ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 392 с.
Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова – Свирская. – М.: Просвещение, 2015. - 95 с.: ил.
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, доп. _ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с.
Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов / атв.-сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.