Роабочая программа внеурочной деятельности Экономика 1 класс.


«Согласовано» «Утверждаю»
Кафедра учителей Директор
начальной школы ГБОУ СОШ № 2100
Зиновьева Н. В.
О1.09.2014 г.
Рабочая программа
по курсу «ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
для обучающихся в Школе развития «Северная звезда 2»
(1 класс)
2014 – 2015 год
г. Москва

«Утверждаю»
Зам. директора
ГБОУ СОШ №2100
Огурцова Г.К.
«_____» ________2014г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Экономика для малышей» в Школе развития «Северная звезда 2» ( 1класс).
Учебно - дидактический материал: 1. Смирнова Е.И., Милевская М.В.Первые шаги к рынку. – М., 1996
Романова Н.И.Экономическая игротека. – М., 1994
2014 – 2015 учебный год.
33 часа Учитель: Гордеева И. Г.

№ урока по теме Дата проведения Название разделов и тем ИКТ
1-2 5.09
12.09 Что такое семья? Члены семьи Презентация
3 19.09 Семья полная, неполная, многодетная 4-5 26.09
3.10 Обязанности членов семьи. Зависимость членов семьи друг от друга 6 17.10 Творческая работа «Моя семья» Презентация
7 24.10 Что значит отдыхать? 8-9 31.10
7.11 Моя семья отдыхает. 10-11 14.11 Слова «хочу» и «надо» Презентация
12-13 Движимое и недвижимое имущество. 14 Доход семьи Презентация
15 Решение экономических задач 16-17 «Хочу» и «надо» - делаю выбор 18 Проблемные задачи 19 Откуда берутся услуги, которые мы называем словами «хочу» и «надо»? Отличие товаров от услуг Презентация
20 План района 21-22 Работа и профессия членов семьи 23-24 Экономика у нас в доме 25-26 Ролевые игры (обмен продуктами труда) 27 Решение проблемных ситуаций Презентация
28-29 Экономические сказки 30 Дидактический театр (тема по выбору учащихся) 31-32 Что мы теперь знаем о наших семьях? Презентация
33 Подведение итогов Учитель: Гордеева И. Г.
Пояснительная записка
Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях. Однако в начальные классы продвижение экономических знаний идёт крайне медленно, несмотря на то, что младшие школьники способны усваивать некоторые из них на доступном уровне.
Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Дети буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, бартер, бизнес и т. п.
Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей.
Актуальность экономического воспитания обусловлена ещё и тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать речевые обороты взрослых, а, кроме того, учащиеся испытывают определённые затруднения при изучении экономической теории в старших классах. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность каждой из профессий.
Цель курса: формирование первичных основ экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.
Задачи:
формирование основ экономических знаний – сообщение элементарных сведений об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов; объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей – в семье, в городе, в стране, мотивов и ограничений экономической деятельности людей, основных экономических принципов и законов;
освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя формирование мотивации младших школьников к изучению экономики.
в рыночном обществе;
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
-начальные навыки адаптации в постоянно меняющемся мире экономики;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение отстаивать собственную позицию.
Предметные результаты:
-овладение первоначальными представлениями об экономике: товар, услуга, деньги, доход, аренда, обмен, потребитель, реклама, налоги, банк, кредит и др.;-умение ориентироваться в целях, задачах, средствах решения экономических задач и ситуаций;
-умение выбирать наиболее эффективные средства для более успешного решения поставленных задач.
Метапредметные результаты:
-овладение навыками смыслового чтения различных текстов в соответствии с поставленными целями и задачами;
-осознанно строить экономическое речевое высказывание;
-логическое построение рассуждения, умение анализировать, обобщать, классифицировать;
-умение и готовность слушать собеседника и вести диалог по проблеме;
-использование знаково-символических средств предоставления информации.
В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Курс рассчитан на 1 – 4 классы (1 час в неделю).
К концу 1 класса учащиеся должны:
1) знать, что такое экономика;
2) иметь представление о семье, её вариантах, членах семьи;
3) иметь представление о потребностях, о различных профессиях, об ограниченности ресурсов и возможностей;
4) уметь делать выбор между «хочу» и «надо»;
5) отличать товар от услуги;
6) играть в игры по обмену;
7) отстаивать собственную позицию.
К концу 2 класса учащиеся должны:
1) знать виды потребностей, факторы, влияющие на их формирование;
2) иметь представление об ограниченности ресурсов и возможностей;
3) иметь представление об экологии как науке, изучающей проблемы защиты окружающей среды;
4) уметь совершать операцию обмена;
5) принимать верное решение из нескольких предложенных вариантов;
6) отстаивать собственную позицию.
К концу 3 класса учащиеся должны иметь представление о понятиях:
о деньгах, при помощи которых разрешается проблема бартера;
о свойствах и функциях денег;
об истории денег;
о богатстве как сумме ценностей всего имущества;
о зарплате как основном источнике доходов семьи, о видах зарплаты;
о социальной помощи населению: пенсиях, стипендиях;
о собственности и о праве ею распоряжаться;
об аренде как временном пользовании чужой собственностью;
о бюджете, где учитываются доходы и планируются расходы семьи;
10)о банке как учреждении, аккумулирующем денежные вклады и предоставляющем кредит;
11) о производстве как процессе создания товара и о производителе;
12) о ресурсах: природных, капитальных, трудовых.
Учащиеся должны уметь:
за внешними формами видеть суть экономического явления;
выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
уметь соединять литературный сказочный образ с экономическими понятиями;
придумывать считалки, стишки, загадки, ребусы с экономическими терминами;
решать экономические задачи: текстовые, в виде схем и рисунков, уметь их изображать;
устанавливать отличительные признаки задач;
выбирать верное решение из нескольких предложенных вариантов.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Экономика – это точный расчет, знание основных экономических законов, понятий, категорий.
Учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:
НАЛОГИ
ТОРГОВЛЯ, ПОСРЕДНИЧЕСТВО, УСЛУГИ
БАНК, КРЕДИТ
АКЦИОНЕРНАЯ ФОРМА КАПИТАЛА
КРИЗИС И МОНОПОЛИЯ
Учащиеся должны уметь:
-отличать формальную логику от экономической логики;
- работать с табличным материалом:
А) уметь читать таблицу;
Б) сводить данные в таблицу;
В) вычислять недостающие данные и заполнять таблицу;
- пользоваться основными формулами себестоимости, цены и прибыли ( исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена);
- из деталей строить макет города и размещать объекты правильно с экономической и экологической точек зрения, уметь обосновать свой выбор, выпускать газету своего класса;
- при решении экономических задач устанавливать логические и экономические связи и зависимости между основными экономическими понятиями и категориями.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации задач обучения экономике изданы учебники:
Л.М.Ларина «Уроки Гнома Эконома»;
Т.В. Смирнова «Белка и компания»;
В.А. Рубе «Зачем нужны налоги» (3-4 классы)
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях по экономике, относятся:
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Список использованной литературы:
Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 1993
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономики. – М., 1992
Соловьева И.Б. Основы предпринимательской деятельности. – М., 1993
Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М., 1996
Бизнес, коммерция, рынок. Словарь-справочник. – М.,1993
Максимов А. Чудеса в кошельке / Деловая жизнь, №3, 1994
Попова Т.Л., Меньшикова О.И., Кнышова Л.В. Экономика детям большим и маленьким. Выпуск 1,2,3,4.- М., 1994
Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. – М., 1993
Смирнова Е.И., Милевская М.В.Первые шаги к рынку. – М., 1996
Романова Н.И.Экономическая игротека. – М., 1994
Фридман Д.Н., Викулов В. Серия комиксов «Идем к рынку». – М., 1999
Трофимова О.В. Уроки экономики. – Рязань, 1996
Казаков А.П.школьнику о рыночной экономике. – М., 1995
Ермакова И.В. Начала экономики / Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 1997
Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе. – М., 1997
Кларина Л.М. Экономика и уроки Гнома Эконома и феи Экологии. – М., 1995
Замек М.Я. 32 урока по экономике. Рабочая тетрадь учителя. – М., 1995
Рубе В.А., Шабельняк Е.С. Зачем нужны налоги / Учебное пособие для начальной школы. – М., 1999
Смирнова Т. Белка и компания. – Самара, 1995
Программа экономического образования «Достижения молодых» / Методическое руководство для преподавателей и консультантов. – М., 1996